Рефераты. Учет и анализ выпуска и реализации готовой продукции (на примере ЗАО "ЦИМС")

Данные графы 6 получены умножением показателя графы 5 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-на-туральных единицах (): = 123500 / 120300 = 1,0266.

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,66 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 24536 млн. руб. При фактической структуре он ниже на 536 т. руб., это объясняется нарушением запланированной структуры на изделия «Вал» и «Колодка», т.е. доля изделий «Фланец» и «Барабан» возросла.

Такой же результат можно получить и более простым спосо-бом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по про-изводству продукции, рассчитанными на основании стоимос-тных () и условно-натуральных показателей (можно в норма - часах) () умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении:

(1,004 - 1,0266) * 23900 млн. руб. = -536

т. руб.

Таблица 3.8

Расчет изменения средней цены единицы изделия за счет структурного фактора

Изделие

Оптовая цена

ед.изд., руб.

Структура продукции, %

Изменение

средней цены за счет структуры, руб.

план

факт

+,-

1

2

3

4

5

6

Фланец

Вал

Барабан

Колодка

100

200

250

300

50

30

13

8

52

27

14

7

+2

-3

+1

-1

2

-6

2,5

-3

Итого

-

100

100

0

-4,5

Для расчета влияния структурного фактора на объем про-изводства продукции в стоимостном выражении можно исполь-зовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходи-мо определить, как изменится средний уровень цены ед.изд. () за счет структуры (табл. 3.8):

Затем, умножая полученный результат на общий фактичес-кий объем производства продукции в условно-натуральном вы-ражении, узнаем изменение объема товарной продукции в сто-имостном выражении:

-4,5 руб. * 123500 шт. = -536 т. руб.

Расчет влияния структурного фактора на изменение вы-пуска продукции в стоимостном выражении можно произвес-ти и с помощью средневзвешенных цен (если продукция од-нородная). Для этого сначала определяется средневзвешен-ная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактичес-кий общий объем производства продукции в условно-нату-ральном выражении:

16200 руб.

-4,5 руб. * 123500 = -536 т. руб.

Аналогичным образом определяется влияние структуры реа-лизованной продукции на сумму выручки (табл. 3.9).

Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 207 т.руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорого изделия «Колодка в общем объеме продаж.

Таблица 3.9

Расчет влияния структуры

реализованной продукции на сумму выручки

Изделие

Оптовая цена ед.изд. руб.

Объем реализации продукции, шт.

Выручка по плановым ценам, млн. руб.

Изменение выручки за счет структуры продукции, т.руб.

план

факт

план

Факт при план. структуре

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Фланец

Вал

Барабан

Колодка

100

200

250

300

43000

26000

25600

24000

42500

25500

25200

25830

4300

5200

6400

7200

4317

5221

6426

7229

4250

5100

6300

7750

-67

-121

-126

+521

Итого

-

118600

119030

23100

23193

23400

+207

Используя описанные выше приемы, можно определить влия-ние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показа-тели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффектив-ность ассортиментной и структурной политики предприятия.

3.3 Анализ ритмичности производства и реализации продукции
Для оценки выполнения плана по ритмичности использу-ются прямые и косвенные показатели. Прямые показате-ли - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, ко-эффициент аритмичности, удельный вес производства про-дукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продук-ции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду от-четного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели ритмичности -- наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйству-ющего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недо-поставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Один из наиболее распространенных показателей - ко-эффициент ритмичности. Величина его определяется пу-тем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:
К ритм. = 29 + 33 + 37,7 = 99,7 %.
Таблица 3.10

Ритмичность выпуска продукции по декадам

Декада

Выпуск продукции за год, млн. руб.

Удельный вес продукции, %

Выполнение плана, коэффициент

Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %

план

факт

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

Первая

Вторая Третья

6970

7970

8960

7000

8000 9000

29,0

33,3

37,7

29,0

33,0

38,0

1,004

1,003

1,005

29,0

33,0

37,7

Всего за год

23900

24000

100

100

1,004

99,7

Коэффициент вариации () определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

где х2 - квадратическое отклонение от среднедекадного зада-ния;

п - число суммируемых плановых заданий;

х - среднедекадное задание по графику.

В нашем случае коэффициент вариации составляет 0,008.

Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 0,8 %.

Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчи-тывается также показатель аритмичности как сумма положи-тельных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от пла-на за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. В нашем случае можно сказать, что предприятие работает ритмично.

3.4. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема (Приложение 10). Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

Отсюда

Если выручка определяется после оплаты отгруженной про-дукции, то товарный баланс можно записать так:

Отсюда

где ,- соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции за от-четный период;

, - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолют-ных и относительных приростов каждого из них.

Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продук-ции (табл. 3.11).

Таблица 3.11

Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель

Сумма в плановых ценах, т.руб.

план

факт

+, -

1

2

3

4

1. Остаток готовой продукции на начало года

340

300

-40

2. Выпуск товарной продукции

23900

24000

+100

3. Остаток готовой продукции на конец года

1140

900

-240

4. Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.З)

23100

23400

+300

5. Остаток товаров, отгруженных покупателям:

5.1. на начало года

5.2. на конец года

2900

3500

3200 1900

+300

-1600

6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2)

22500

24700

+2200

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.