Примечание. Источник: собственная разработка
Согласно коэффициенту физического износа, основные фонды ОАО «Горпищеторг» практически наполовину изношены и требуют немедленного обновления.
Несмотря на то, что в 2002-2004 гг. коэффициенты обновления составили соответственно 0,3; 0,24 и 0,25 (фонды обновились на 30,24 и 25%) физический износ все равно велик.
Коэффициент выбытия свидетельствует о выбывших основных средствах. Как видим уровень выбывших основных средств очень мал. Наиболее высоки уровень выбытия был в 2004 году. Уровень введенных в эксплуатацию значительно превышает уровень выбывших основных фондов.
Коэффициент прироста основных средств наиболее высоким был в 2002 году и составил 42%, в 2003 году прирост основных средств составил 30%, а в 2004 - 27%. Как видим, в организации наблюдается тенденция к снижению прироста основных средств.
Далее определим долю активной части производственных основных средств в обшей их стоимости:
- на начало 2002 года
- на конец 2002 года и начало 2003 г.
- на конец 2003 года и начало 2004 года
- на конец 2004 года
Средний уровень активной части производственных основных средств в обшей их стоимости составляет 29-39%. Наибольший уровень активной их частей отмечен на конец 2002, начало 2003 года - 39,56%. Далее стоимость активной части основных средств стала снижаться, но не по причине выбытия данной группы, а по причине увеличения стоимости зданий и сооружений в общей структуре основных средств.
Обобщающими показателями оценки обеспеченности предприятий торговли производственными основными фондами явля-ются фондовооруженность и техническая вооруженность труда. Рост фондовооруженности и особенно технической вооружен-ности ведет к повышению производительности труда
Рассчитаем техническую вооруженность труда (ТВТ) в ОАО «Бобруйский горпищеторг» за 2002-2004 гг.
Для оценки технической оснащенности торговых предпри-ятий определяют стоимость активной части основных производст-венных средств на 100 м2 торговой площади:
Как видим, наибольшая стоимость активной части основных производственных фондов на 100м2 торговой площади была в 2004 году - 56 274 тыс.руб.
Важным показателем технического состояния производст-венных основных средств является возрастной состав машин и оборудования. Машины и оборудование со сроком службы бо-лее 10 лет физически и особенно морально устаревают и их не-обходимо своевременно заменять. Анализ возрастного состава машин и оборудования должен проводиться по отдельным их видам с использованием стоимостных, натуральных и относи-тельных показателей. Относительным показателем, в частности, может быть удельный вес (доля) каждой возрастной группы в об-щем количестве или в общей стоимости машин и оборудования. Машины и оборудование по срокам их службы обычно группи-руют в следующих интервалах: до 5 лет; 5--10 лет; 10--15 лет; 15-20 лет и свыше 20 лет.
Результаты анализа возрастного состава оборудования свидетельствуют о том, что средний его "возраст" 14.78 года, средний возраст отдельных групп оборудования в пределах 12.33 - 17.87 лет, наиболее устаревшее оборудование - машины и оборудование, составляющее значительную долю во всех возрастных группах. Анализ показывает, что около четверти установленного оборудования (22.5%) имеет срок службы свыше 20 лет и является явно устаревшим.
В процессе анализа было установлено, что материально-техническая база торгового предприятия развивается невысокими темпами. Причина такого медленного развития заключается в отсутствии свободных денежных средств. Как правило, вся прибыль от реализации продукции идет на выплату заработной платы и уплату налогов.
Построенные основные средства, как правило вводятся в эксплуатацию своевременно. Соглас-но действующим нормативам, продолжительность строительства одноэтажного продовольственного магазина площадью 700 м2 -- 14 месяцев; непродовольственного одноэтажного магазина площадью до 800 м2 -- 11 месяцев; двухэтажного универмага площа-дью до 700 м2 -- 21 месяц и т.д.
Важным вопросом анализа является изучение размеров ма-газинов и их специализации. Практика показывает, что наиболее высокую эффективность имеют в продовольственной торговле универсамы, а в непродовольственной -- универмаги. Универсамы обычно функционируют на основе индустриальной технологии Доставки и продажи товаров, прогрессивных методов обслужи-вания покупателей. В них примерно на 30 % выше выработка на 1 м торговой площади, на 25 % ниже издержки обращения, чем в продовольственных магазинах с универсальным ассортиментом. В универсамах обеспечивается комплексное предложение продовольственных товаров повседневного спроса, что сокращает нерациональные затраты времени покупателей на совершение покупок. По расчетам научно-исследовательских институтов, оптимально доля универсамов должна составлять примерно 70 % от общей площади всех продовольственных магазинов города. Аналогичные преимущества имеют и универмаги.
Большое значение для развития розничного товарооборота и улучшения обслуживания покупателей имеет правильное раз-мещение торговой сети. Исследования показывают, что радиус обслуживания покупателей по товарам повседневного спроса не должен превышать 400--500 м.
Улучшению обслуживания покупателей и повышению эффек-тивности использования материально-технической базы способствует развитие прогрессивных форм торговли (самообслуживания, продажи товаров по заказам, образцам, с открытой выкладкой, доставки товаров на дом). Практика показывает, что в торговых залах магазинов самообслуживания можно разместить и реализо-вать на 20-30 % больше разновидностей товаров, чем в магази-нах с традиционными формами торговли. При продаже товаров по методу самообслуживания на 15--20 % сокращаются затраты времени покупателей на приобретение товаров. Наибольшая эф-фективность в продовольственных магазинах самообслуживания достигается, если доля фасованных товаров в их товарообороте составляет более 90 %, в том числе промышленной фасовки -- не менее 80 %. По рекомендациям Украинского научно-иссле-довательского института торговли и общественного питания (УкрНИИТОПа) доля продажи товаров по методу самообслужи-вания должна составлять не менее 80 %, в том числе в торговле продовольственными товарами -- не менее 85 % [8, с.90-92].
Показателями интенсивности и эффективности использования материально-технической базы в ОАО «Бобруйский горпищеторг» (в том числе и в магазинах самообслуживания) помимо объема товарооборота на 1 м2 торговой или всей площади являет-ся фондоотдача (объем товарооборота на один рубль всех произ-водственных основных средств или активной их части), фондо-емкость (размер основных средств на один рубль товарооборота). Анализ показателей фондоотдачи и фондоемкости в торговле ча-ще всего проводят в динамике, так как сложно определить пла-новую среднегодовую стоимость производственных основных средств. В процессе анализа основное внимание уделяют выявле-нию и мобилизации резервов роста фондоотдачи при повышении качества обслуживания покупателей. Если в изучаемом периоде произошла переоценка производственных основных средств, то ее влияние на фондоотдачу измеряют путем расчета последней до и после указанных изменений и сравнением полученных ре-зультатов [8, с.93].
Рисунок 3.3. Изменение фондоотдачи всех производственных основных средств и активных основных средств, исходя из товарооборота
Таблица 3.5. Анализ эффективности использования производственных основных средств в ОАО "Бобруйский горпищеторг" за 2002-2004 гг.
Показатель
2002 год
2003 год
2004 год
Отклонение 2003 от 2002 года
Отклонение 2004 года от
2004 год в % к
2002 года
2003
года
2002 году
2003 году
А
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Розничный товарооборот, млн.р.:
в действующих ценах
14264
17642
21551
3378
7287
3909
151,09
122,16
в сопоставимых ценах
11374
7687
-2890
-6577
-3687
53,89
67,58
2. Среднегодовая стоимость производственных основных средств в действующей оценке, млн.р.
4770
6432
8229
1662
3459
1797
172,51
127,94
3. В том числе активной их части
1751
2250
2358
499
607
108
134,65
104,79
4. Фондоотдача всех производственных основных средств, исходя из товарооборота, р.:
2,990
2,743
2,619
-0,247
-0,371
-0,124
87,58
95,48
1.768
0,93
-1,22
-2,05
-0,84
31,23
52,84
Фондоотдача активных производственных основных средств, исходя из товарооборота, р.:
8,145
7,840
9,140
-0,305
0,994
1,300
112,21
116,58
8,146
5,055
3,259
-3,091
-4,887
-1,796
40,02
64,50
9
5. Фондоемкость всех производственных основных средств, р.
0,334
0,365
0,382
0,030
0,047
0,017
114,18
104,73
7. Среднесписочная численность торговых работников, чел.
635
619
583
-16
-52
-36
91,81
94,18
8. Фондовооруженность труда торговых работников (стр.2:стр.7), млн.р.
7,512
10,391
14,115
2,879
6,603
3,724
187,90
135,84
9. Техническая вооруженность труда торговых работников (стр.3:стр.7), млн.р.
2,758
3,635
4,044
0,877
1,287
0,409
146,66
111,26
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17