Применение НДС в странах с развитой рыночной экономикой не только в фискальном, но и в регулирующем аспекте, позволяет использовать данный рычаг как способ сдерживания кризиса перепроизводства и ускоренного вытеснения с рынка слабых производителей.
НДС имеет внутренний”встроенный”механизм взаимной сверки плательщиками налоговых обязательств. Он не знает дискриминации плательщиков в зависимости от их роли и места в хозяйственном процессе, НДС нейтральный по отношению к перемещению товаров и услуг, размещение ресурсов.
НДС через усиленное влияние на уровень цен может быть использованный в антиинфляционных процессах, поскольку НДС дает возможность автоматически получать конъюнктурную прибыль, порожденную инфляцией, и этим самым сдерживать неоправданное увеличение цен.
К наиболее ценным экономическим преимуществам налога на добавленную стоимость относится его способность не искажать поведение плательщиков как участников хозяйственно-коммерческого процесса, не менять экономических решений под влиянием НДС.
Тем не менее, необходимо также учитывать то, что использование налога на добавленную стоимость характеризуется не лишь его положительными сторонами. Целый ряд спорных, или отрицательных моментов делают очень актуальными дискуссии относительно необходимости взыскания данного налога.
Рассмотрим некоторые из этих моментов.
Являясь, в принципе, налогом на конечное потребление, что ложится на население и бюджетную сферу, НДС при достаточно высокой ставке и высоких темпах инфляции превращается в один из факторов, которые сдерживают развитие производства. Происходит это вследствие возрастания цен и сдерживания на основе этого возможностей оплаты покупателем товаров (работ, услуг). Конечно, эти средства возвратятся к покупателю (или из бюджета, или в тот момент, когда он сам реализует продукцию), но при условии, что цепь актов реализации не прервется или настанет с определенным шагом”опоздания” , когда частично эти средства будут обесценены инфляцией.
Кроме этого, применение ставок НДС на уровне 20-28% стимулирует как инфляционные процессы в целом, так и отрицательно влияет на высокотехнологические и наукоемкие производства. Поэтому, хотя и применяемая ставка делает налог на добавленную стоимость одним из главных источников наполнения бюджета, но видимость его без дефицитности очень обманчивая. Как раз в связи с этим оптимальную ставку НДС экономисты чаще всего связывают с уровнем 15-18%.
Заняв доминирующие позиции в мировой налоговой системе, НДС хранит и некоторые отрицательные черты, связанные с возможностью уклонения от его уплаты. Поэтому в системе НДС исключительное значение имеет совершенный и исчерпывающий бухгалтерский учет, регистрация всех операций.
Мировой опыт также показывает, что важной проблемой введения налога на добавленную стоимость есть подготовка общественной мысли, объяснительная работа с плательщиками и профессиональная подготовка персонала налоговых органов.
НДС есть массовым регрессивным налогом на товары и услуги широкого потребления.
Преимущества и недостатки применения НДС представлены в виде следующей схемы.
Рисунок-схема № I_6 Преимущества и недостатки налога на добавленную стоимость
Плательщиками НДС являются любые из нижеприведенных лиц, независимо от того, является такое лицо резидентом или нет: субъект предпринимательской деятельности, в том числе предприятие с иностранными инвестициями; иное юридическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности; физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства), осуществляющее деятельность, отнесенную к предпринимательской согласно законодательству, или ввозящее (пересылающее) товары на таможенную территорию Украины .
В соответствии с Законом Украины”О НДС”от 3 апреля 1997 года * №168/97-ВР с внесенными изменениями в соответствии с Законом Украины”О внесении изменений в Закон Украины”О НДС”от 26 сентября 1997 года №550/97-ВР базой налогообложения является:
База налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным или регулируемым ценам (тарифам) с учетом акцизного сбора, ввозной таможенной пошлины, иных налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением НДС, включаемых в цену товаров (работ, услуг) согласно законам Украины по вопросам налогообложения.
В случае продажи товаров без оплаты или с частичной оплатой их стоимости средствами в рамках бартерных (товарообменных) операций, натуральных выплат в счет оплаты труда физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком налога, передачи товаров в пределах баланса плательщика налога для непроизводственного использования, расходы на которые не относятся к валовым издержкам производства, а также связанному с продавцом лицу база налогообложения определяется исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен.
Для товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины плательщиками налога, базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость таких товаров, но не менее таможенной стоимости с учетом расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, перегрузку и страхование до пункта пересечения таможенной границы Украины, уплаты брокерских, комиссионных и других видов вознаграждений, связанных с ввозом таких товаров, платы за использование объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих к таким товарам, акцизных сборов, ввозной пошлины, а также других налогов, сборов (обязательных платежей), за исключением НДС, включаемых в цену товаров согласно законам Украины по вопросам налогообложения. Определенная (таким образом) стоимость пересчитывается в украинские гривни по валютному (обменному) курсу НБУ, действовавшему на момент возникновения налоговых обязательств. Для работ (услуг), выполняемых нерезидентами на таможенной территории Украины, базой налогообложения является договорная стоимость таких работ (услуг) с учетом акцизного сбора, а также иных сборов, налогов, за исключением НДС, включаемых в цену продажи работ (услуг).
Стоимость тары, которая согласно условиям договора (контракта) определена в качестве возвратной (залоговой), в базу налогообложения не включается. В случае, если в течение срока исковой давности, определенной законом, с момента получения возвратной тары она не возвращается отправителю, стоимость такой возвратной тары включается в базу налогообложения получателя.
В случаях, когда налогоплательщик осуществляет деятельность по продаже товаров, полученных в пределах договоров комиссии (консигнации) поруки, поручения, доверительного управления, которые уполномочивают такого налогоплательщика (комиссионера) осуществлять продажу товаров от имени и по поручению другого лица (комитента) без передачи права собственности на такие товары, базой налогообложения является продажная стоимость этих товаров, определенная в порядке, установленном настоящим Законом.
От НДС освобождаются операции по:
продаже отечественных продуктов детского питания молочными кухнями, специализированными магазинами и точками, выполняющими функции раздаточных пунктов, в порядке и по перечню продуктов, установленном Кабинетом Министров Украины;
продаже периодических изданий массовой информации и книг отечественного производства;
продаже товаров специального назначения для инвалидов;
продаже лекарственных средств и предоставлению услуг по охране здоровья согласно установленному перечню;
предоставлению услуг по перевозке пассажиров городским и пригородным пассажирским транспортом и автомобильным транспортом в пределах района, за исключением операций по аренде транспорта;
предоставлению культовых услуг и продаже предметов культового назначения религиозными организациями;
выполнению работ (стоимость работ) по строительству жилья, которое осуществляется за счет средств физических лиц, и передаче такого жилья в собственность таким лицам;
продаже товаров (работ, услуг) собственного производства (за исключением посреднической и рекламной деятельности, игорного бизнеса) предприятиями, основанными всеукраинскими общественными организациями инвалидов и являющимися их полной собственностью;
бесплатной передаче продукции (работ, услуг) собственного производства сельским хозяйствам и лечебно-производственным трудовым мастерским по обслуживанию одиноких граждан преклонного возраста;
предоставлению в сельской местности сельскохозяйственными товаропроизводителями услуг по ремонту школ, дошкольных учреждений, интернатов и предоставлению материальной помощи продуктами питания собственного производства многодетным семьям, ветеранам, инвалидам и др. в пределах одного необлагаемого минимума доходов граждан в месяц на одно лицо;
освобождаются от НДС, исходя из принципа взаимности относительно каждого отдельного государства, операции по продаже товаров, предусмотренных для собственных нужд дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств и представительств международных организаций в Украине;
операции по ввозу (импортированию) в украинские порты рыболовецкими предприятиями необработанного вылова морской рыбы или указанного вылова, подготовленного к реализации к моменту его продажи.
Объекты налогообложения, за исключением операций, осво-божденных от налогообложения, и операций, к которым применяется нулевая ставка согласно Закону”О НДС” , облагаются налогом по ставке 20 % (к выручке -- 16, 667 %). Налог составляет 20 % базы налогообложения и прибавляется к цене товаров (работ, услуг).
Налог по нулевой ставке применяется в отношении операций по:
продаже товаров, вывезенных (экспортированных) плательщиком налога за пределы таможенной территории Украины;
продаже работ (предоставлению услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины;
продаже товаров (работ, услуг) предприятиями розничной торговли, расположенными на территории Украины в зонах таможенного контроля (беспошлинных магазинах), в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины;
предоставлению транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов за пределами таможенной границы Украины;
продаже угля и продуктов его обогащения, угольных и торфяных брикетов; продаже электроэнергии населению;
продаже перерабатывающим предприятиям молока и мяса живой
массой;
продаже газа, импортированного в Украину.
Закон Украины”О НДС”от 03. 04. 97 г. №167/97-ВР выделяет два основных понятия: налоговое обязательство и налоговый кредит. Налоговое обязательство --общая сумма налога, полученная (начисленная) плательщиком налога в отчетном (налоговом) периоде. Налоговый кредит -- сумма, на которую плательщик налога имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного периода.
Продажа товаров (работ, услуг) осуществляется по договорным ценам с дополнительным начислением НДС. Поэтому продавец обязан представить покупателю налоговую накладную. Она составляется в момент возникновения налоговых обязательств в двух экземплярах. Оригинал налоговой накладной предоставляется покупателю, а копия остается у продавца товаров (работ, услуг). Налоговая накладная является отчетным налоговым документом. Она выписывается на каждую полную или частичную поставку продукции. Изменениями, внесенными в Закон Украины”О НДС”от 19. 11. 97 г. №б44/97-ВР (ст. 7), указано, что если объем разовой продажи товаров (работ, услуг) не больше 20 гривен, налоговая накладная не выписывается. При этом основанием для увеличения суммы налогового кредита является товарный чек или иной расчетный или платежный документ, в котором НДС выделяется отдельной строкой. Когда продавец нарушает порядок выписки налоговой накладной по требованию покупателя, последний имеет право обратиться до конца текущего налогового периода с соответствующим заявлением в налоговый орган по своему местонахождению.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12