Рефераты. Исследование организации учета отпуска материалов в производство и анализ их использования

К-т сч. 10 “Материалы” 137126103;

Д-т сч. 26 “Общехозяйственные расходы” - при расходе на общехозяйственные нужды;

К-т сч. 10 “Материалы” 2352210;

Д-т сч. 28 “Брак в производстве” - при расходе на исправление производственного брака;

К-т сч. 10 “Материалы” 939192; [ПРИЛОЖЕНИЕ 11]

Д-т сч. 29 “Обслуживающие производства и хозяйства” - при расходе непромышленными хозяйствами (ЖКХ, детские учреждения, подсобное сельское хозяйство, научно-исследовательские и конструкторские подразделения и т.п.);

К-т сч. 10 “Материалы” 145200 [ПРИЛОЖЕНИЕ 12]

Д-т сч. 31 “Расходы будущих периодов” - на освоение новых производств, установок и агрегатов; неравномерно производимый в течение года ремонт или на непредвиденные ремонты основных средств (если не создается ремонтный фонд), когда работы выполнялись неремонтными цехами;

К-т сч. 10 “Материалы” 34600 (сумма условная, так как за отчетный период данные расходы не производились);

Д-т сч. 43 “Коммерческие расходы” - на расход, связанный с упаковкой готовой продукции за счет поставщика и др.

К-т сч. 10 “Материалы” 12000 (сумма условная, так как за отчетный период данные расходы не производились).

В бухгалтерии РУП “Минский завод шестерен”, ведется аналитический и синтетический учет расхода материалов в производство. Существуют разные варианты аналитического учета материалов: сортовой, партионный, оперативно-бухгалтерский и др. [29, с.74-76]

На предприятии используется сортовой способ учета. Сортовой способ учета материалов предусматривает ведение учета в натурально-стоимостном выражении по видам и сортам материалов.

На каждый вид и сорт материалов в бухгалтерии открывают карточки аналитического учета, в которых на основании первичных документов записывают операции поступления и расхода материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета материалов, тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек по каждому складу составляют сортовые количественно-суммовые ведомости расхода материалов по шифрам затрат, в которых указывается код затрат, номер документа, номенклатурный номер материала, количество отпущенного материала, его цена и сумма [ПРИЛОЖЕНИЕ 13].

На основании этой ведомости и “Ведомости прихода материальных ценностей” составляется “Оборотная ведомость движения материальных ценностей”. В ней указывается остаток на начало месяца по каждому наименованию материала (это остаток на конец месяца за предыдущий отчетный период), приход данного материала за месяц и его расход и остаток на конец месяца в количественном и суммовом выражении. Она так же составляется по каждому складу в отдельности. Например, на начало месяца на складе 82 имелось 5,5 тонн стали 40 ф80 на сумму 2194824,5 тыс. руб. За месяц приход данной стали составил 19,095 тонн на сумму 7772428,8 тыс. руб., а расход 5,5 тонн на сумму 2194824,5 тыс. руб. Таким образом на конец месяца на складе №82 осталось 19,095 тонн данного материала на сумму 7772428,8 тыс. руб. В целом за месяц расход материалов со склада №82 составил сумму 452281191,26 тыс. руб. [ПРИЛОЖЕНИЕ 6].

Эти данные сверяют с оборотами и остатками синтетического счета 10 “Материалы” и данными карточек складского учета.

Затем составляется “Расход материала по шифрам затрат” [ПРИЛОЖЕНИЕ 14]. Данный документ также составляется по каждому складу в отдельности. Данные в “Расход материалов по шифрам затрат” заносятся в разрезе цехов. Итоговые данные “Расхода материалов по шифрам затрат” сверяются с итоговыми данными по расходу в оборотной ведомости.

Затем данные по каждому коду затрат суммируются по всем складам. Полученные результаты отражаются в ведомости 12 (в разрезе цехов) [ПРИЛОЖЕНИЕ 15], 13а [ПРИЛОЖЕНИЕ 12], 15 [ПРИЛОЖЕНИЕ 16] и журналах ордерах 10 [ПРИЛОЖЕНИЕ 11] и 10/1 [ПРИЛОЖЕНИЕ 17]. В конце месяца добавляют (вычитают) транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к израсходованным материалам. Следовательно, в конечном счете расход материалов показывают по фактической себестоимости.

Для выявления фактической себестоимости материалов, отклонений от стоимости их по учетным ценам, контроля за сохранностью материалов, а также увязки синтетического и аналитического учета в бухгалтерии РУП “Минский завод шестерен” составляют по истечении каждого месяца Ведомость №10 “Движение материальных ценностей” [ПРИЛОЖЕНИЕ 18].

Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей в группировках, обеспечивающий: контроль за сохранностью материалов по местам их хранения - 1 раздел; поступление и остатки материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов - по учетным ценам и по фактической себестоимости; показатели для расчета сумм и процентов транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от плановых цен по группам материалов - 2 раздел; расчет фактической себестоимости окончательного расхода материалов, отпуск со складов, расход цехов, остатки ценностей в цехах, на общезаводских складах по фактической и учетной стоимости - 3 раздел.

Основанием для заполнения ведомости № 10 служат реестры складов. В ведомости № 10 приводятся две справки:

- № 1 “Слагаемые фактической себестоимости поступивших материальных ценностей”, заполняется по показателям журналов-ордеров № 1, 6, 7, 8, 10/1, 13 и других, т. е. всех тех, где могут быть отражены затраты, связанные с процессом заготовления материалов текущего месяца. Данные этой справки необходимы для заполнения 2 раздела ведомости № 10.

- № 2 “Стоимость поступивших материалов по учетным ценам”, заполняется аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учета расходов, связанных с заготовлением материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом 1 ведомости № 10 и для расчета результатов процесса заготовления или сумм транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц.

Таким образом, ведомость № 10 “Движение товарно-материальных ценностей” обеспечивает решение большинства задач, стоящих перед бухгалтерским учетом материалов

2.3 Контроль за сохранностью и использованием материалов в производстве

Бухгалтерский учет в современных условиях является одной из универсальных функций управления производством, призванной осуществлять повседневный и действенный контроль за соблюдением установленных норм и нормативов, сохранностью собственности, а также обеспечивать получение достоверной и в то же время оперативной информации, необходимой для контроля за выполнением плана и принятия управленческих решений.

Следовательно, повышение роли учета материалов, объективность его информации зависят в первую очередь от форм и методов контроля, которые давали бы возможность оперативно, своевременно подводить итоги работы по экономии во всех звеньях производства, выявлять внутрицеховые резервы, своевременно искоренять факты бесхозяйственности и расточительства.

Организация контроля за сохранностью и использованием материалов в производстве зависит от особенностей сырья и материалов, технологического процесса их обработки, характера возникающих потерь и отходов, организации материально-технического снабжения и складского хозяйства, наличия весоизмерительных приборов и мерной тары, применения современных вычислительных машин и других факторов.

Усиление контроля за состоянием сырья и материалов и рациональным их использованием на РУП “Минский завод шестерен” оказывает существенное влияние на рентабельность предприятия и в целом на его финансовое положение. Так как сырье и материалы составляют значительную часть имущества и затраты на их составляют до 80% в себестоимости продукции.

На РУП “Минский завод шестерен” на производственные участки материалы выдаются под ответственность мастеров или бригадиров (отдельных рабочих). Материалы, оставшиеся в цехах (на участках) на конец месяца неиспользованными, подлежат инвентаризации и списываются со счетов производства на соответствующие субсчета счета материалов. Первого числа нового месяца остатки этих ценностей обратной бухгалтерской проводкой снова списываются на производственные счета.

Методы контроля за использованием материалов в производстве предусматриваются отраслевыми инструкциями по учету материалов и по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

В практике работы предприятия имеют место предварительный и последующий контроль за использованием материалов.

Предварительный контроль заключается в организации отпуска материалов на производство в пределах нормативных потребностей.

Последующий контроль осуществляется следующими основными методами: документального оформления отклонений от норм, учета раскроя по партиям и последующих расчетов с использованием результатов инвентаризации.

Метод документального оформления отклонений от норм используется для выявления отклонений, возникающих вследствие замены материалов и при отпуске сверх норм штучных материалов. Сущность этого метода заключается в том, что отклонения от норм оформляются специальными документами. В качестве такого документа на РУП “Минский завод шестерен” используется форма М-10 “Акт-требование на замену (дополнительный) отпуск материалов”.

В большинстве случаев при замене материалов удорожается их себестоимость и увеличивается трудоемкость их обработки. Поэтому в документе так же отмечаются причины замены, размер отклонений по количеству и стоимости из расчета отпущенного материала.

На РУП “Минский завод шестерен” продукция получается главным образом путем обработки полученных заготовок и изготовления их них отдельных деталей, частей и узлов. Поэтому здесь важен контроль за использованием материалов на первой операции превращения их в детали и заготовки.

В кузнечном цехе, где материалы подлежат раскрою, для выявления отклонений по каждой партии раскраиваемого материала пользуются методом учета раскроя по партиям. Сущность этого метода заключается в следующем. На расскраиваемую партию металла открывается лист (ведомость) раскроя. В ней указывают количество выданного материала, сколько и каких заготовок должно быть получено из данной партии, а также выход отходов по норме. После раскроя в карте делают отметки о фактически полученных заготовках и отходах, возврате неиспользованных материалов и выводятся результаты раскроя (экономия или перерасход) путем сопоставления израсходованного материала с его нормативным расходом на фактический выпуск заготовок. При замене одного материала другим в раскройном листе указываются номера актов замены, количество деталей и норма расхода материала, которым был заменен необходимый материал [ПРИЛОЖЕНИЕ 9]. Аналогичный контроль осуществляется и в отношении отходов производства.

В части контроля за сохранностью материалов на местах хранения и производственных участках используют инвентарный способ, так как он является наиболее обоснованным в рамках рассматриваемого предприятия. Инвентаризация имущества имеет целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета. Рассматриваемый метод основан на балансе материальных ценностей.

Периодичность проведения подобных проверок указана в учетной политике предприятия [ПРИЛОЖЕНИЕ 8]. Инвентаризация также может проводиться за менее короткий период по усмотрению самого предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.