При этом фактическую себестоимость изделия можно установить двумя способами. Если объектом учета производственных расходов являются отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путём. Фактическую себестоимость этих видов продукции определяют способом прямого расчёта по приведенной формуле.
Если субъектом счёта производственных расходов являются группы однородных видов продукции, то фактическую себестоимость каждого вида продукции устанавливают распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство отдельных видов продукции. [6,с.561]
Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управлению. На предприятиях, отличающихся относительной стабильностью технологических процессов, нормы затрат изменяются редко, поэтому плановая себестоимость мало отличается от нормативной. На этих предприятиях вместо нормативных калькуляций можно использовать плановые.
Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом. Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами продукции по истечении месяца. Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляют в карточках или особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции.
В бухгалтерском управленческом учете одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию является подход, когда по носителям затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать в себя только прямые, затраты. Она может калькулироваться на основе только производственных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с производством продукции (работ, услуг), даже если они косвенные. В каждом случае полнота включения затрат в себестоимость разная. Однако общим для этого подхода является то, что некоторые виды издержек, имеющие отношение к производству и реализации продукции, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки. В этом состоит сущность системы учета неполной себестоимости. [6,с.563]
Бухгалтерия СООО «Автоевроэкспресс» фиксирует в первичной документации фактические затраты по итогам работы инженерно-технического персонала. В данном случае это поступление и расход топлива и запасных частей, как в натуральном, так и денежном выражении.
Фактические затраты по рассматриваемым статьям за определенный период - (месяц, квартал) анализируются главным бухгалтером СООО «Автоевроэкспресс».
Главный бухгалтер проводит анализ плановой и фактической калькуляции транспортных услуг или сопоставляет запланированный и фактический бюджеты, по статьям затрат «Запасные части», «Топливо».
Анализ заключается в сравнении этих статей по отдельным видам транспорта, по отдельным единицам транспорта. Сравнение полученных данных проводится с наилучшими (наихудшими, усредненными) вариантами или с данными предыдущего периода деятельности предприятия. В лучшем случае, в ходе анализа сопоставляются затраты и укрупненные показатели производства
На самом деле количество необходимых запасных частей, расход топлива (а следовательно и затраты на них) формируется под воздействием множества различных факторов, не имеющих никакого отношения к денежным средствам. Эти факторы для рассматриваемого примера можно условно сформировать в несколько больших групп: «Дороги»; «Техника»; «Технология»; «Обслуживание техники»; «Хранение техники»; «Условия региона»; «Персонал»; «Качество поставляемых запасных частей, топлива».
Специфика воздействия факторов такова, что под их влиянием увеличивается или уменьшается необходимое количество расходных материалов: количество узлов для автомашины (коробки передач, диски сцепления, тормозные устройства и та далее), количество топлива в натуральном выражении (литрах, тоннах).
Документом, подтверждающим производственный характер расхода горюче-смазочных материалов, является путевой лист. Путевой лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом, действителен только на 1 день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены). В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.
Такие путевые листы являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.
Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-владельца автотранспорта и заказчики. Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно-транспортными документами, что дает возможность их одновременной проверки. [5,с.184]
В путевых листах фиксируется пробег автотранспортного средства, марка и количество горючего, выданного по заправочному листу, остаток горючего при выезде и при возвращении, расход по норме и фактический, определяется экономия или перерасход горючего.
На затраты производства списывается только расход ГСМ по нормам, а перерасход относится на виновное лицо.
Основанием для списания дизельного топлива на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период. Главным бухгалтером СООО «Автоевроэкспресс» разработана форма топливного отчета.(Приложение 2) В ней нашли отражение нормы расхода топлива на каждую единицу автотранспорта (в том числе в летний и зимний период), расход топлива в рефрижераторных установках, маршрут, количество пройденных километров, номер путевого листа, фамилия водителя, количество залитого в баки топлива, остаток топлива на начало поездки и на конец, тоннокилометры и так далее. Этот отчет оказывает неоценимую помощь в плане предоставляемой информации на всех этапах учета расхода топлива. В считанные минуты позволяет исходя из пройденных километров и норм расхода топлива, установленных по каждой единице автотранспортных средств СООО «Автоевроэкспресс», массы перевозимого груза рассчитать расход топлива, сверить с фактическими остатками топлива в баке после возвращения автомашины из рейса. Это привело к отсутствию недостач топлива по результатам инвентаризаций. Кроме того, данный отчет позволяет быстро и точно определить количество пройденных километров по каждому автомобилю, что позволяет рассчитать нормы списания автомобильных шин.
Огромное значение для усовершенствования учета затрат имеет применение бухгалтерской программы «1С:Бухгалтерия». В СООО «Автовоэкспресс» применяется типовая форма программы. Стоило большого труда настроить ее для ведения бухгалтерского учета в Обществе, потому что учет в предприятиях автотранспорта имеет ряд существенных отличий от ведения бухгалтерского учета, скажем на производстве.
Для ведения учета проведенных текущих и капитальных ремонтов, замены шин, общего контроля за техническим состоянием автотранспорта, СООО «Автоевроэкспресс» применяет компьютерную программу «АРМ.Перевозчик». В подразделе «Техническое состояние автопарка» предоставлена возможность вести учет по проведенным ремонта каждого автомобиля, указывая дату поведенного ремонта, его тип, количество, вид и стоимость замененных запчастей, поставщиков их. Программа автоматически подсчитывает стоимость проведенных работ, предупреждает о приближении сроков замены масел, автошин исходя из величины пройденных километров, степень износа установленных запчастей. В нужный момент можно увидеть полную картину затрат по ремонту автомобилей за любой период времени. Минусом данной программы является то, что она никак не связана с бухгалтерской программой. Это ведет к увеличению времени обработки данных по ремонту автопарка СООО «Автоевроэкспресс», происходит дублирование данных учета.
Поэтому перед руководством Общества стоит задача приобретения специализированной программы «1С: Транспорт» в ней простыми действиями будет возможно детальное ведение бухгалтерского учета поступления горюче-смазочных материалов, топлива, запасных частей по материально-ответственным лицам, автомобилям, рассчитывать нормы амортизации автомобильных шин, отслеживать проведение текущего и капитального ремонта автомобилей. Это программа совмещает в себе достоинства программ «1С: Бухгалтерия» и «АРМ. Перевозчик» и позволит усовершенствовать бухгалтерский учет затрат в СООО «Автоевроэкспресс»
Основной проблемой предприятия является трудность, связанная с поддержанием высокого уровня оказываемых услуг. Это связано со следующими причинами: появлением на рынке международных перевозок новых предприятий, имеющих хороший подвижной состав, соответствующий международным стандартам Евро-4, Евро-5, трудностями в получении российских разрешений на ввоз/вывоз в/из третьих стран (для расширения рынка сбыта своих услуг), дефицитом высокопрофессиональных водителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6