Рефераты. Бухгалтерский учет в строительстве

У заказчика:

Д-т 51, К-т 76 - получены средства от застройщика на строительство;

Д-т 76, К-т 60 - отражена стоимость работ подрядчика с учетом НДС;

Д-т 62, К-т 90-1 - начислено вознаграждение за выполненные работы;

Д-т 90-3, К-т 68 - отражен НДС с вознаграждения;

Д-т 90-2, К-т 20 - отражены фактические затраты заказчика на свое содержание;

Д-т 60, К-т 51 - закрыты расчеты с подрядчиками;

Д-т 51, К-т 62 - получено вознаграждение от застройщика.

У застройщика:

Д-т 76, К-т 51 - перечислены денежные средства заказчику на цели строительства;

Д-т 08, К-т 76 - учтены затраты по строительству, полученные от заказчика по окончании отчетного периода;

Д-т 19, К-т 76 - отражен НДС на основании сводного счета-фактуры;

Д-т 08, К-т 60 - включено в прочие капитальные затраты вознаграждение заказчику;

Д-т 19, К-т 60 - отражен НДС с вознаграждения;

Д-т 60, К-т 51 - перечислено вознаграждение заказчику;

Д-т 68, К-т 19 - предъявлена к вычету сумма НДС (в соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ).

Вместе с тем нормативно такой подход к бухгалтерскому учету не подтвержден, что может вызвать разногласия с налоговыми органами по данному вопросу.

2.2 Учет затрат по договору строительного подряда

Подрядчик ведет учет затрат по договору строительного подряда, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, на счете 20 "Основное производство".

Если для выполнения отдельных работ подрядчик привлекает сторонние организации (субподрядчиков), то стоимость выполненных субподрядных работ учитывается на отдельном субсчете счета 20.

Общехозяйственные расходы, накапливаемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы", могут списываться подрядчиком либо в дебет счета 20 на увеличение затрат по строительству, либо ежемесячно в качестве условно-постоянных расходов на счет 90 "Продажи". Такая возможность предоставлена организациям п. 9 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ПБУ 10/99), а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов, Инструкция по применению Плана счетов). Применяемый в организации способ списания общехозяйственных расходов необходимо зафиксировать в приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Списание накопленных затрат со счета 20 осуществляется по мере сдачи произведенных работ заказчику и подписания соответствующих актов.

Порядок сдачи работ определяется исключительно условиями договора подряда. При этом возможны различные варианты.

В соответствии с п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденного Приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167 (ПБУ 2/94), подрядчик может использовать два метода определения финансового результата в зависимости от принятых форм определения дохода: по отдельным выполненным работам и по объекту строительства.

В первом случае применяется метод "Доход по стоимости работ по мере их готовности", во втором - "Доход по стоимости объекта строительства". При использовании второго метода подрядчик определяет финансовый результат только после того, как будут завершены все работы. При этом доход за отчетный период определяется как разница между стоимостью выполненных работ согласно договору и фактическими расходами на их выполнение.

Следует иметь в виду, что данный метод целесообразно применять лишь в том случае, если объемы выполненных работ и затраты, приходящиеся на них, могут быть в достаточной степени оценены. Затраты по производству данных работ учитываются у подрядчика нарастающим итогом как незавершенное производство, а промежуточная оплата этих работ - как авансы, полученные от заказчика, до полного завершения работ по договору на объекте строительства.

При таком варианте подрядчик учитывает затраты на счете 20 в течение всего срока договора. В момент подписания акта приемки выполненных работ заказчиком накопленные затраты списываются в дебет счета 90 "Продажи". Одновременно по кредиту счета 90 отражается договорная стоимость выполненных работ (с учетом объема работ, выполненных субподрядчиками).

Если в соответствии с условиями договора заказчик перечисляет подрядчику денежные средства на выполнение этих работ, они учитываются подрядчиком как авансы полученные (на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" на отдельном субсчете).

При использовании метода "Доход по стоимости работ по мере их готовности" определяется финансовый результат отдельных выполненных работ, конструктивных элементов или этапов.

Договорная стоимость отдельных этапов работ, принятых и оплаченных заказчиком согласно договору, отражается по дебету счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" в корреспонденции со счетом 90 "Продажи", субсчет "Выручка". По кредиту счета 46 отражается договорная стоимость работ после того, как весь объект будет сдан заказчику (в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками").

Раньше этот метод учета активно не использовался по причине того, что остатки по счету 46 включались в расчет облагаемой базы по налогу на имущество. Однако с 1 января 2004 г. остатки по счету 46 в целях исчисления налога на имущество не учитываются.

Для расчетов подрядчиков с заказчиком за выполненные работы применяются унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 (далее - Постановление Госкомстата России N 100). В частности, на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы составляется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), которая представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком - заказчику (застройщику).

В стоимость выполненных работ и затрат включается стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, а также прочие затраты, не входящие в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (рост стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, изменение условий организации строительства и т.п.).

При этом необходимо учитывать, что Справка о стоимости выполненных работ и затрат заполняется на основании данных Акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), который применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и другого назначения.

В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 №119н (далее - Методические указания по учету материально-производственных запасов), под транспортно-заготовительными расходами понимаются затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав транспортно-заготовительных расходов включаются:

- расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

- расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников;

- расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);

- наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

- плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

- другие расходы.

Учет транспортно-заготовительных расходов зависит от установленного в учетной политике способа учета материалов.

Согласно п. 83 Методических указаний по учету материально-производственных запасов транспортно-заготовительные расходы организации принимаются к учету путем:

- отнесения на отдельный субсчет к счету "Заготовление и приобретение материальных ценностей" согласно расчетным документам поставщика;

- отнесения на отдельный субсчет к счету 10 "Материалы";

- непосредственного (прямого) включения в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.). В данном случае открытие отдельного субсчета не предусмотрено: фактическая себестоимость отдельных видов материалов формируется на том субсчете, на котором учитывается данный вид материалов (основные и вспомогательные материалы, топливо, запасные части и т.п.).

Для учета транспортно-заготовительных расходов при приобретении материалов в зависимости от схемы бухгалтерского учета, установленной учетной политикой организации, может открываться дополнительный субсчет к счету 10 "Материалы" или 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

Очевидно, что при большой номенклатуре приобретаемых материалов и нескольких статьях (видах) транспортно-заготовительных расходов довольно сложно обеспечить учет материалов по себестоимости каждой единицы. Поэтому непосредственное (прямое) включение таких расходов в фактическую себестоимость материалов целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов. Подобная схема может быть рекомендована к использованию организациями-заказчиками и инвесторами (в части формирования фактической себестоимости материально-производственных запасов, предполагаемых к передаче подрядной строительной организации).

Конкретный вариант учета транспортно-заготовительных расходов устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется учетной политикой.

Транспортно-заготовительные расходы учитываются по отдельным видам и (или) группам материалов. Примерная номенклатура транспортно-заготовительных расходов приведена в Приложении 2 к Методическим указаниям по учету материально-производственных запасов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.