Единые требования к пониманию аудиторского риска и его составных частей содержатся в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».
Пункт 3 данного стандарта определяет, что под термином «аудиторский риск» понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения.
Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.
1. Внутрихозяйственный риск (чистый риск или неотъемлемый риск).
2. Риск средств контроля (контрольный риск).
3. Риск необнаружения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности (процедурный риск).
Аудиторский риск (АР) показывает серьезность опасности, что аудитор на основании выполненных им процедур может иметь неправильное суждение о достоверности и правильности финансовой отчетности (ввиду субъективности его действий).
Аудиторский риск оценивается качественно и количественно. Качественно аудиторский риск оценивается как низкий, средний и высокий. Количественно по следующей упрощенной предварительной модели:
АР = ВХР * РК * РН (3.1)
где АР - аудиторский риск (относительная величина);
ВХР -- неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск;
РК -- риск средств контроля;
РН -- риск необнаружения.
Аудитор не может гарантировать полную уверенность в аккуратности внешней отчетности, поэтому АР оценивает между 0 и 100%. Нулевой риск будет означать абсолютную уверенность в достоверности информации, а 100-процентный - полное отсутствие таковой. В современных условиях России величина АР, превышающая 20%, является критической, при которой вероятность выдачи неправильного суждения очень велика, поэтому обычно аудитором планируется низкий процент АР.
Оценка неотъемлемого риска проводится на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Оценка неотъемлемого риска соотносится с существенными остатками по счетам бухгалтерского учета и группами однотипных операций на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности или предполагается, что неотъемлемый риск в отношении данной предпосылки является высоким. В Российской Федерации обычно неотъемлемый риск устанавливается на уровне 50% и выше.
На уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждому существенному остатку на счете бухгалтерского учета или группе однотипных операций проводится предварительная оценка риска средств контроля.
Риск средств контроля (РК) показывает опасность того, что внутренний контроль не предотвратит или не выявит имеющихся ошибок. Чем эффективнее СВК, тем ниже фактор ее риска. Между РК и информационной базой аудита существует прямая зависимость. Если внутрихозяйственный контроль клиента признан аудитором эффективным, объемы информации для тестирования могут быть уменьшены.
Риск необнаружения (РН) - субъективно определяемая аудитором вероятность того, что применяемые в ходе аудиторской проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие ошибки и искажения в бухгалтерском учете и отчетности, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.
РН - это риск, который аудитор хочет определить на тот случай, если он не сумеет найти материальные ошибки и пропуски во внешней отчетности при проведении им аудита. При этом предполагается, что СВК не смогла выявить и исправить эти ошибки.
Этот показатель качества работы аудитора в большей мере зависит от его уровня квалификации и стажа работы, нежели от специфичности деятельности клиента.
Аудиторский риск как важный элемент планирования аудита представляет собой синтетическую величину, изменяющуюся под воздействием трех видов риска.
Таблица 3.4
Таблица зависимости между компонентами аудиторского риска
Аудиторская оценка риска средств контроля
Аудиторская оценка неотъемлемого риска
Высокая
Средняя
Низкая
Самая низкая
Более
низкая
Более низкая
Более высокая
Самая высокая
Примечание. Заштрихованные клетки таблицы относятся к риску необнаружения.
Единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля содержатся в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».
Под «…системой бухгалтерского учета» в стандарте понимают упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Термин «…система внутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду. Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля. К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся:
· подотчетность одних работников другим;
· внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
· сравнение результатов подсчета денежных средстс, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация);
· сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;
· проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;
· осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;
· ограничение доступа к активам и записям;
· сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями.
В процессе аудита финансовой отчетности аудитор уделяет внимание только тем основным целям и конкретным процедурам в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые имеют отношение к процессу подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Характер, временные рамки и объем процедур получения понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля могут изменяться в зависимости от многих факторов.
Аудитор на основе своего профессионального суждения самостоятельно принимает решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Деньги в кассе разрешается хранить только в установленных банком пределах лимита. Лимит устанавливается с учетом особенностей хозяйственной деятельности организации и учреждения, сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков и условий их хранения. В течение года лимит остатка по кассе может быть пересмотрен по просьбе организации или учреждения с учетом изменившихся условий работы.
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются банками по согласованию с руководителями организаций или учреждений исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банков.
Организации или учреждения имеют право на получение наличных денежных средств со своих счетов в банке в размере, необходимом на оплату труда, хозяйственные нужды, а также на командировочные расходы.
Выдача наличных денег из кассы организации или учреждения производится по расходно-кассовым ордерам, платежным или расчетно-платежным ведомостям и другим надлежащим образом, оформленным документам (счетам, заявлениям на выдачу денег) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера.
Нормативным регулированием ведения денежных расчетов занимается Центральный банк РФ, применяя разработанные нормативные документы.
Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров.
Для исследованного предприятия ООО « Муромский ЛПК» предметом деятельности является производство и реализация швейных изделий с вышивкой. Предприятие ведет свою хозяйственную деятельность с прибылью, но она имела за два года тенденцию к уменьшению, поскольку на продукцию снизился спрос и возросли материальные затраты.
Для осуществления расчетов наличными деньгами в ООО « Муромский ЛПК» образована касса. Лимит остатка кассы определен исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе, ООО « Муромский ЛПК» представила в банк специальный расчет на установление предприятию лимита остатка кассы» и оформила разрешение на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу.
Все хозяйственные операции, связанные с движением наличных денежных средств, проводимые в ООО « Муромский ЛПК», оформляются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные документы в ООО « Муромский ЛПК» оформляются в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Движение денег в кассе кассир учитывает в кассовой книге. В ней ежедневно регистрируются все операции по поступлению и расходованию денег. Поскольку в ООО « Муромский ЛПК» применяется автоматизированная форма учета кассовых операций, кассовая книга ведется и в автоматическом режиме. Оттуда все данные автоматически регистрируются в журнале учета хозяйственных операций.
Не реже одного раза в месяц в организации ревизионная комиссия проводит ревизию (инвентаризацию) кассы с обязательным полным пересчетом всех денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.
Результаты инвентаризации оформляют актом. Акт является письменным аудиторским доказательством.
Соблюдение кассовой дисциплины в ООО « Муромский ЛПК» проверяет обслуживающий банк. Нарушениями кассовой дисциплины считаются расходование полученных в банке наличных денег не по назначению, несоблюдение правил о расчетах наличными деньгами, несдача в банк денежной наличности в установленные сроки и использование выручки не по назначению, выдача наличных денег из кассы взаймы другим предприятиям, учреждениям и организациям.
Бухгалтерский учет кассовых операций ведется в соответствии с требуемыми нормами и правилами российского законодательства.
Независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета кассовых операций, осуществляет аудит. Место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента определяет основной и обязательный «Закон об аудиторской деятельности в России», Стандарты аудита содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения.
Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств, действующим в РФ в проверяемом периоде, нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.
Характер временные рамки и процедуры аудита кассовых операций определяются в плане и программе аудита. Система внутреннего контроля бухгалтерского проверяется тестами средств контроля.
1. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. последних изменений); часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ.
3. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.
4. Закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.
5. Постановление Правительства РФ № 696, 405 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002г.
6. Учетная политика предприятия (ПБУ 1/98 от 09.12.1998 г. №60н) (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12. 1999 №107н).
7. Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99 от 06.07.1999 г. № 43н) (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №116н).
8. Доходы организации (ПБУ 9/99 от 06.05.1999 г. № 32н) (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №116н).
9. Расходы организации (ПБУ 10/99 от 06.05.1999 г. № 33н) (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №116н).
10. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (в ред. Приказа Минфина РФ от 18. 09.2006 № 116н).
11. Указание об объеме форм бухгалтерской отчетности. Утверждено приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4а.
12. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. № 60н от 28.06.2000 г.
13. О формах бухгалтерской отчетности организации. Утверждено приказом Минфина РФ № 67н от 22.07.2003 г.
14. План счетов. Утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г.№94н (в ред. Приказа Минфина РФ от18.09.2006 г. №115н).
15. Положение ЦБ РФ о порядке ведения кассовых операций в РФ от 9.10.2002 г.
16. Положение о безналичных расчетах в РФ от 03.10.2002 г. №2-П.
17. «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» утв. Постановлением ЦБ РФ от 05.01.1998 г. №14-П.
18. Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям» утв. Постановлением ЦБ РФ от 9.10.2002 г. №199-П.
19. Инструкция «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях банков» Утверждена Госбанком СССР 03 октября 1986 года (С изменениями от 21.06.03 года № 1297-У).
20. Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 года № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке». Указания Центробанка РФ в изменение данного указания, а также разъяснения Центробанка РФ, Минфина РФ и МНС РФ о порядке применения указаний Центробанка РФ о пределах расчетов наличными денежными средствами
21. Методические рекомендации по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля над полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджет РФ. Утв. Письмом ЦБ РФ от 18.07.1993 г. №51 (ЭЖ-93-36).
22. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 49.
23. Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет (под ред. кандидата экономических наук доцента Дуденко Л.Е.) // Из-во "Перспектива", 2004.
24. Бухгалтерский финансовый учет. 2-е изд./ Н.А.Каморджанова, И.В. Карташова.- (Серия «Учебное пособие»). - СПб.: Питер, 2003.
25. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Н.П. Кондраков. 5 изд. перераб. и доп. - М.ИНФРА - М, 2007.
26. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Аудит. Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2005.
27. Макарьева В.И. Практические советы по применению ПБУ 1 - ПБУ 16. «Книги издательства «Налоговый вестник», 2003.
28. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет. 47-е издание. М.: ЗАО «НИТАР АЛЬЯНС». 2007.
29. Хахонова Н.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита. Ростов н/Д: ФЕНИКС 2003.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7