Рефераты. Бухгалтерский учет и анализ финансовых результатов организации

В практическом плане представляет интерес порядок планирования прибыли на предприятии. Как правило, планирование прибыли производится раздельно по видам деятельности. В процессе планирования важно максимально учесть факторы, которые могут оказать влияние на финансовые результаты.

В условиях стабильных цен и возможности прогнозирования условий хозяйствования, планы по прибыли, как правило, разрабатываются на год. В условиях высокой инфляции предприятия чаще планируют финансовые результаты на квартал или ежемесячно. Объектом планирования могут являться любые из рассмотренных нами элементов прибыли. При этом особое внимание уделяется, как правило, планированию прибыли от продаж.

На практике применяются различные методы планирования прибыли. Наиболее распространенным является метод прямого счета.

При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между планируемой выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и полной себестоимостью продукции, реализуемой в предстоящем периоде. Этот метод расчета наиболее эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции.

Метод прямого счета используется при обосновании создания нового или расширения действующего предприятия либо при осуществлении какого-либо проекта. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли (т.е. определения прибыли по каждой ассортиментной группе).

Достоинством метода прямого счета является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период. Для составления плана прибыли используются и другие методы, например анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, нормативный метод, метод экстраполяции, а также другие аналитические методы.

Еще один важный в практическом плане, по нашему мнению, вопрос - распределение прибыли. Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования, прежде всего, учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п.

Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Объектом распределения на предприятии является чистая (нераспределенная) прибыль. Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, за исключением установления в ряде случаев размеров отчислений в резервный фонд, регулирования порядка формирования резерва по сомнительным долгам, определения направлений использования средств подведомственных организаций (учреждений), полученных от осуществления в разрешенных случаях предпринимательской деятельности.

Порядок распределения и использования прибыли конкретного предприятия фиксируется в его учредительных документах (уставе, учредительном договоре). Возможный вариант распределения прибыли общества с ограниченной ответственностью представлен в приложении 1.

Таким образом, прибыль является одной из основных экономических категорий рыночного хозяйства. Как экономическая категория прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Она является показателем, который отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой положительную разницу между общей суммой доходов и затратами (расходами) на производство и реализацию продукции с учетом других хозяйственных операций. Убыток, напротив, - это отрицательная разница между доходами и расходами по всем хозяйственным операциям предприятия.

1.3 Нормативно-правовая база, задачи и проблемы бухгалтерского учета и анализа финансовых результатов

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета финансовых результатов состоит из документов четырех уровней.

Первый уровень документов составляют законы и законодательные акты, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета финансовых результатов в организации, а также представление бухгалтерской отчетности. Весьма важными нормативными документами системы первого уровня являются Налоговый кодекс Российской Федерации. Особое место в первой группе документов Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, где закреплен ряд важных принципов и правил ведения бухгалтерского учета финансовых результатов, изложены основы его ведения.

Второй уровень системы нормативного регулирования формируют положения по бухгалтерскому учету, утверждаемые только Министерством финансов Российской Федерации, которые фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики.

Документы третьего уровня - методические указания и инструкции по ведению бухгалтерского учета финансовых результатов, а также методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень в системе регулирования занимают рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Наряду с документами об учетной политике организации имеется и ряд других документов - внутренние инструкции, необходимые для успешной организации и ведения бухгалтерского учета финансовых результатов в системе управления организацией и решения задач ее функционирования.

Основные документы, регулирующие бухгалтерский учет финансовых результатов, отражены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Перечень нормативных актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет финансовых результатов

Название документа

Дата и № утверждения

Примечание

1

2

3

Первый уровень нормативного регулирования

Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»

№ 129-ФЗ 21.11.96 г.

Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета финансовых результатов

Второй уровень нормативного регулирования

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Приказ МФ РФ от 29.07.98 г. № 34н

Устанавливает требования и принципы ведения учета финансовых результатов

Учет доходов

Учет расходов

ПБУ 9/99 от 6 мая 1999 г. № 33н

ПБУ 10/99, от 6 мая 1999 г. № 32н.

Дает определение финансовых результатов, регламентирует способы их ведения, признания, регулирует раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

ПБУ 18/02 от 19 ноября 2002 г. № 114н

Раскрывает специфику учета постоянных, временных разниц, постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств, их признание и отражение в бухгалтерском учете при расчете налога на прибыль

Учетная политика организации

ПБУ 1/08

от 06.10.2008

г. № 106н

Раскрывает способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, применение счетов, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации

Третий уровень нормативного регулирования

План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению

Приказ

Минфина

России от 31.10.2008 г. № 94н.

Предусматривает синтетические счета для учета финансовых результатов

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств

Приказ Минфина России от

13.06.1995 года № 49

Устанавливают требования к порядку проведения инвентаризации финансовых результатов

Четвертый уровень нормативного регулирования

Учетная политика предприятия

Устанавливает порядок отражения в учете доходов и расходов организации

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В соответствии с главой 25 «Налог на прибыль» в целях исчисления налоговой базы необходимо обеспечить полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах юридических лиц и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, определены положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденными приказами Минфина России от 06.05.99 № 32н и № 33н соответственно. Для обобщения информации о доходах и расходах, отражения финансового результата предназначена форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», предусмотренная Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.