Показатели рентабельности продукции характеризуют, насколько эффективно предприятие осуществляло свою основную деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг.
Изучение основной деятельности ООО «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ГЕРМЕТИКА» начнем с расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия.
Для характеристики рентабельности реализованной продукции ООО «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ГЕРМЕТИКА» применим формулу (22), а расчет произведем в таблице 3.8.
Таблица 3.8 - Показатели рентабельности реализованной продукции ООО «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ГЕРМЕТИКА» за 2008 год
Показатели
За предыдущий год
За отчетный год
А
1
2
1.Выручка от реализации, руб.
2884219
3120785
2.Полная себестоимость реализованной продукции, руб.
2096372
2192003
3. Прибыль от реализации, руб.
787847
928782
4.Рентабельность реализованной продукции, %
37,58
42,37
Из таблицы 3.8 видно, что реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации, вырос в 2008 году по сравнению с предыдущим годом на 4,79% (42,37% - 37,58%).
Таблица 3.9 - Показатели рентабельности реализованной продукции ООО «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ГЕРМЕТИКА» за 2009 год
6017983
4243214
1774769
41,82
Из таблицы 3.9 видно, что реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации, снизился в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 0,55% (41,82% - 42,37%).
Кроме того, для осуществления контроля за себестоимостью реализованной продукции, а также за изменениями в политике ценообразования на исследуемом предприятии, произведем расчет рентабельности продаж в таблице на основании формулы (23).
Таблица 3.10 - Показатели рентабельности продаж ООО «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ГЕРМЕТИКА» за 2008 год
Абсолютное отклонение
Темп роста, %
3
4
236566
108,20
95631
104,56
140935
117,89
4.Рентабельность продаж, %
27,31
29,76
2,45
108,97
Как показывают данные, приведенные таблице 3.10, рентабельность продаж за 2008 год увеличилась по сравнению с предыдущим 2007 годом на 8,97%, что в абсолютном выражении составило 2,45%. На это повышение оказало влияние изменение отпускных цен и себестоимости на реализованную продукцию.
Влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж рассчитывается по формуле (24):
? Rц = 0,3283 - 0,2731 = 0,0552 или 5,52%.
Влияние изменения себестоимости на рентабельность реализованной продукции определяется по формуле (25):
? Rс = 0,2976 - 0,3283= - 0,0307 или 3,07%.
Таким образом, из представленных расчетов видно, что увеличение цен на реализованную продукцию на 236566 руб. в 2008 году вызвало увеличение прибыли на каждый рубль реализованной продукции на 35,52 коп. и одновременно увеличение полной себестоимости на 95631 руб. повлекло незначительное увеличение уровня рентабельности продаж на 3,07%. Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом равно сумме влияния двух факторов:
?R = 0,0552 - 0,0307 = 0,0245 или 2,45%
Таблица 3.11 - Показатели рентабельности продаж ООО «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ГЕРМЕТИКА» за 2009 год
За преды-дущий год
2897198
192,83
2051211
193,57
845987
191,08
29,49
-0,27
99,09
Как показывают данные приведенной таблицы 3.11, рентабельность продаж за 2009 год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 0,91% (100%-99,09%), что в абсолютном выражении составило 0,27%. Причем на это снижение оказало влияние изменения отпускных цен и себестоимости на реализованную продукцию.
Влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж рассчитывается по формуле (25):
?Rц = 0,6357 - 0,2976 = 0,3381 или 33,81%.
Влияние изменения себестоимости на рентабельность реализованной продукции определяется по формуле (26):
? Rс = 0,2949 - 0,6357= - 0,3408 или 34,08%.
Таким образом, из представленных расчетов видно, что увеличение цен на реализованную продукцию на 2897198 руб. в 2009 году вызвало увеличение прибыли на каждый рубль реализованной продукции на 33,81 коп. В то же время увеличение полной себестоимости на 2051211 руб. повлекло незначительное увеличение уровня рентабельности продаж на 34,08%. Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом равно сумме влияния двух факторов:
?R = 0,3381 - 0,3408 = - 0,0027 или 0,27%.
Выявление причин, обусловивших изменение как оптовых цен на реализованную продукцию, так и ее себестоимости, возможно лишь при наличии доступа к внутренней информации о деятельности предприятия.
Таким образом, как показывают результаты проведенного исследования, в целом по предприятию наблюдается увеличение рентабельности хозяйственной деятельности. Так, например, доходность вложенных средств собственников предприятия в имущество, увеличилась по сравнению с 2008 годом на 35,33%; рентабельность оборотного, или рабочего, капитала также, увеличилась на 34,9%; рентабельность основной производственной деятельности - на 69,58%. Основной причиной такого повышения послужило достаточно резкое повышения валовой прибыли от осуществления основной деятельности ООО «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ГЕРМЕТИКА» на 845989 руб. В то же время изменение оптовых цен на реализованную продукцию увеличило уровень рентабельности на 52,64%. Остальные факторы не оказали существенного влияния.
Основным показателем, дающим оценку эффективности инвестиций собственников ООО «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ГЕРМЕТИКА», является показатель рентабельности (доходности) собственного капитала. Он, как и показатели рентабельности хозяйственной деятельности, увеличился в 2009 году на 38,21%.
Что касается показателей рентабельности продукции, то они уменьшились в 2009 году. Так, показатель рентабельности реализованной продукции составил 41,82%, что на 0,55% ниже предыдущего. Показатель рентабельности продаж ООО «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ГЕРМЕТИКА» также снизился на 0,27% по сравнению с предыдущим 2008 годом, а его темп роста сократился и составил лишь 99,09%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18