Организация в течение года проводила контрольные инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком, годовую инвентаризацию, а также инвентаризации при смене материально-ответственных лиц. По окончании года по результатам проведенных инвентаризаций составлена ведомость унифицированной формы №ИНВ-26. Приведем табличную часть этой ведомости в Приложении 1.
Из приведенной ведомости видно, что по результатам проведенных в течение отчетного года инвентаризаций была обнаружена недостача товаров на складах в размере 7000 руб. Часть недостачи в размере 2000 руб. зачтена по пересортице. Недостача в размере 3000 руб. в пределах норм естественной убыли списана в расходы на продажу (издержки обращения):
Дебет 44 Кредит 94 - 3000 руб.
Недостача сверх норм естественной убыли в размере 1000 руб., не отнесенная на счет виновных лиц, списана во внереализационные расходы:
Дебет 91-2 Кредит 94 - 1000 руб.
Недостача в размере 3000 руб., по которой установлены виновные лица, списана за счет этих лиц:
Дебет 73-2 Кредит 94 - 3000 руб.
Излишки товаров в размере 1000 руб. (3000 руб. - 2000 руб.), не зачтенные по пересортице, оприходованы в балансе:
Дебет 41-1 Кредит 91-1 - 1000 руб.
По неоплаченному товару, поступившему от поставщика и находящемуся у организации на ответственном хранении, обнаружена порча, образовавшаяся в результате нарушения материально-ответственным лицом условий хранения. Сумма порчи отнесена на счет материально-ответственного лица. В учете сделаны проводки:
Кредит 002 - 900 руб.
- списана недостача товара, образовавшаяся в результате порчи;
Дебет 94 Кредит 60-1
- 900 руб. - отражена недостача товара, находящегося на ответственном хранении, в расчетах с поставщиком;
Дебет 73-3 Кредит 94 - 900 руб.
- сумма недостачи списана за счет виновного лица.
3. глава. Организация учета торговых наценок и скидок
3.1 Сущность, значение и содержание торговых наценок и скидок
Экономические приемы тактики ценообразования могут быть разделены на две подгруппы в зависимости от того, что делает продавец со своими ценами: снижает - «скидки»; увеличивает - «надбавки».
Скидки чаще всего классифицируют по следующим признакам в зависимости от того, на что больше ориентируется продавец: на интенсивный сбыт продукции - особые скидки; на привлечение и(или) удержание покупателя без необходимости интенсивного сбыта продукции - стандартные скидки.
В свою очередь особые скидки могут быть классифицированы по следующим признакам: по объему закупок; по времени совершения закупок - временные скидки.
Первая группа особых скидок. На практике чаще всего продавцы применяют скидки за объем закупок, стимулирующие покупателя приобретать товар в больших количествах и (или) с определенной периодичностью у одного и того же продавца, тем самым способствуя активизации сбыта.
Скидки за объем закупок могут быть привязаны к одному из двух оснований: к натуральной величине покупки (к числу приобретенных единиц товара или его объему, например литрам или кубометрам); к стоимости покупки, определенной на основе неизменных номинальных (справочных, прейскурантных) цен.
При этом сама скидка также может быть выражена одним из трех способов: во-первых, в виде процента снижения номинальной (справочной, прейскурантной) цены; во-вторых, в виде числа единиц (объема) товара, который может быть получен бесплатно или по пониженной цене; в-третьих, в виде суммы, которая может быть возвращена или зачтена покупателю в счет оплаты им следующей партии товара.
Экономическая основа установления скидок за большой объем закупок выражается в следующем: при существующем спросе снижение цены (в результате использования скидок) с номинального уровня P0 до контрактного Р1 приводит к увеличению объема заказов (продаж) с Q0 до Q1; для этого соответственно приходиться увеличить объемы производства. Но в силу «эффекта масштаба» это ведет к снижению средних затрат на производство с С0 до С1. Если величина скидки выбрана правильно, то в результате такой коммерческой политики, несмотря на снижение реальной цены продаж, фирма все же получит прирост прибыли.
Скидки за объем закупок могут быть следующих видов: некумулятивные, кумулятивные, ступенчатые, комплексные, серийные.
· Некумулятивные скидки Липсиц И. В. Коммерческое ценообразование. М.: БЕК, 2000 устанавливаются на разовый объем закупки и призваны поощрять покупателей к приобретению как можно больших партий товара. Логика таких действий фирмы-продавца состоит в том, что увеличение объема партий товара позволяет добиться экономии затрат на организации продаж, хранении, обработке документации и особенно на транспортировке. Соответственно верхней границей величины таких скидок служит сумма экономии, получаемой фирмой-продавцом при увеличении объема единичной партии поставки.
Объем разовой закупки партии товара, тонн
Скидка с прейскурантной цены, %
1-10
0
11-20
3,0
21-30
4,0
31-40
5,0
Свыше 40
7,0
Эти скидки используются во взаимоотношениях поставщиков и оптовых покупателей, применяют подобную схему практически все ритейлеры. Нередко некумулятивные скидки приобретают форму: «плюс 10% - бесплатно», «третья покупка - бесплатно» и др.; используются, как правило, для стимулирования продаж бытовой химии, зубных паст. Для баров и ресторанов таким методом становится «Happy Hour» - «Счастливый час», когда выдается бесплатный бокал алкоголя.
Величина минимальной партии закупки, при превышении которой покупатели получают право на скидку, должна определяться с использованием формулы, т.е. таким образом, чтобы она обеспечивала превышение величины «эффекта масштаба» над величиной «эффекта цены»:
BSCp = (-ЖP/CMа + ЖP)100,
где BSCp - безубыточный объем продаж в результате изменения цены, %; ЖP - изменение цены; CMа - удельный абсолютный выигрыш.
Чем больше масштаб снижения цены, тем более существенно надо прирастить число продаваемых изделий, чтобы сохранить хотя бы прежнюю величину прибыли фирмы от продажи товара.
В свою очередь удельный абсолютный выигрыш (CMа) может быть рассчитан по формуле:
CMа = P - C,
где Р - цена; С - затраты.
Необходимо также обратить внимание на учет экономических последствий при применении скидок для покупателя. Дело в том, что, приобретая разово большую партию товара, покупатель одновременно: выигрывает за счет возможности приобретения каждой единицы товара в составе партии по пониженной цене, но проигрывает за счет того, что вынужден увеличивать расходы на хранение таких партий товара. Нередко этот фактор настолько силен, что традиционные некумулятивные скидки за большой объем разовой закупки теряют смысл.
· Кумулятивные скидки Цены и ценообразование в рыночной экономике: Ч.2 Цены и рыночная конъюнктура / Под ред. Есипова Е. В. СПб.: СПбУЭФ, 2000 предполагают снижение цены в случае превышения суммарной величины закупок на протяжении определенного периода, даже если эти закупки состояли из маленьких по объему отдельных партий.
В зависимости от суммы заказа покупателю автоматически будет установлена разовая скидка:
Таблица 3.1 - Зависимость величины скидки от стоимости товара
Стоимость заказа, у.е.
Скидка, %
1001-2000
5
2001-5000
10
5001-10000
15
свыше 10000
20
Форма и механизм действия кумулятивных скидок могут быть самыми различными. Например, если производитель диктует продавцу уровень цен конечной продажи, то кумулятивные скидки могут иметь форму растущих торговых скидок. В этом случае в договор может быть включена следующая схема:
Таблица 3.2 - Примерная схема кумулятивных скидок
Объем закупки в течение года, шт.
Торговая скидка на весь объем закупок до настоящего момента, %
до 2000
2001-4000
17
4001-6000
18
свыше 6000
Таким образом, при покупке каждой дополнительной партии товара производится перерасчет суммы, подлежащей к уплате покупателем, с учетом растущих размеров скидок (снижающейся цены приобретения). Предположим, например, что магазин вначале приобрел у производителя партию товара в 2 тыс. шт. Рекомендованная цена конечной продажи составляет 400 руб. Тогда цена продажи магазину составит - 340 руб./шт. Вся партия будет стоить 680 тыс. руб. В следующий раз магазин решил приобрести еще 1 тыс. шт. Скидка на весь объем закупок составит уже 17%, и соответственно каждая единица товара магазину во второй партии обойдется лишь в 316 руб.
Если же основой взаимоотношений с покупателями является прейскурант отпускных цен, то система кумулятивных скидок может быть представлена в следующем виде:
Таблица 3.3 - Система кумулятивных скидок при использовании прейскурантных цен
Цена товара
До 2000
Прейскурантная
Прейскурантная минус 1,5% на весь объем закупки до настоящего момента
Прейскурантная минус 2,5% на весь объем закупки до настоящего момента
Прейскурантная минус 4,5% на весь объем закупки до настоящего момента
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11