Рефераты. Бухгалтерский учет движения товаров в розничной торговле

Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. №132 утверждены также некоторые формы, связанные со спецификой деятельности организации:

- приходный групповой отвес (форма №ТОРГ-17) - применяется при приемке товара плодоовощными базами, складами, холодильниками;

- акт о переборке, сортировке плодоовощной продукции (форма №ТОРГ-21) - применяется на плодоовощных базах (складах) для оформления переборки, сортировки картофеля, овощей, фруктов, а также отходов, выявленных при переборке;

- акт о контрольной (выборочной) проверке яиц (форма №ТОРГ-22);

- акт о перемеривании тканей (форма №ТОРГ-24) - применяется в магазинах для учета излишков (недостач) при перемеривании тканей по всем или отдельным группам в необходимых случаях до выпуска в продажу;

- акт об уценке лоскута (форма №ТОРГ-25) - применяется для оформления уценки мерного лоскута, образующегося в торговой сети при розничной продаже тканей по мере накопления лоскута.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Это делается для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации.

Проводить инвентаризацию необходимо:

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

- при смене материально-ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации.

Согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

Также в состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. При проведении инвентаризации должны присутствовать все члены комиссии, иначе результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными.

Форма приказа о проведении инвентаризации утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. №88 Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1988№88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в ред. Постановления Госкомстата РФ от 03.05.2000 №36) //Российский налоговый курьер, №11, 2000..

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Фактическое наличие имущества проверяется при обязательном участии материально-ответственных лиц.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной техники, так и ручным способом. Исправления в инвентаризационных описях должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение Елгина Е.Б. Первичные документы. М.: Статус-кво 97, 2005..

1.3 Организация бухгалтерского учета: синтетический и аналитический учет

1.3.1 Учет поступления товаров

При формировании учетной политики организации следует указать избранный способ оценки товаров, а также способ признания учтенных расходов в себестоимости проданных за отчетный период товаров в качестве расходов по обычным видам деятельности (полностью или с учетом корректировок на сумму транспортных расходов, относящихся к стоимости остатка нереализованных на конец отчетного периода товаров).

В рабочем плане счетов должны быть указаны счета бухгалтерского учета, которые используются для учета товаров. План счетов 2001 г. предлагает два варианта ведения учета поступления товаров:

- на счете 41 «Товары»;

- с использованием счетов 41 «Товары», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Данный вариант учета целесообразно применять в том случае, если в соответствии с учетной политикой поступившие от поставщиков товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Это связано с тем, что момент признания затрат, связанных с приобретением товаров, в качестве расходов может не совпадать с моментом оприходования товаров, и товары могут быть уже проданы к моменту получения счетов на стоимость соответствующих услуг сторонних организаций, а также со сложностью отнесения расходов к той или иной партии товаров.

В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №115н) // Экономика и жизнь, №46, 2000. указано, что поступление товаров может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в таком же порядке, какой установлен для учета соответствующих операций с материалами. Однако в отличие от учета материалов использование счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» не предусмотрено для учета отклонений в стоимости товаров. При этом в течение месяца в дебет счета относятся покупная стоимость товаров, а также затраты по приобретению товаров (без НДС), а в кредит в корреспонденции со счетом 41 «Товары» - учетная стоимость товаров (например, покупная стоимость в соответствии с договором купли-продажи). Ведение текущего учета товаров на счете 41 «Товары» по учетной стоимости обеспечивает соответствие записей в отчетности материально ответственных лиц (товарных отчетах (ф. №ТОРГ-29), сопроводительных реестрах сдачи документов (ф. №ТОРГ-31) и учетных регистрах: ведомости к журналу-ордеру по счету 41 «Товары», Главной книге.

В конце месяца сумма разницы в стоимости приобретенных товаров, исчисленная между их фактической себестоимостью (дебетовый оборот счета 15) и учетной стоимостью, списывается на счет 41 «Товары». Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца показывает наличие товаров в пути.

Отклонения в стоимости товаров, учтенные на счете 41 «Товары», подлежат последующему списанию на счет 90-2 «Себестоимость продаж» в полной сумме (если расходы по приобретению товаров признаются организацией в себестоимости реализованных товаров полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности - п.9 ПБУ 10/99 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 №156н) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №26, 28.06.1999.) или распределяются между проданными товарами и остатком товаров по среднему проценту в общеустановленном порядке. Порядок списания выявляемых отклонений фактических расходов по приобретению товаров от их учетной стоимости устанавливается организацией самостоятельно при принятии учетной политики.

Суммы налога на добавленную стоимость, указанные в счетах-фактурах контрагентов, в стоимость товаров не включаются и подлежат обособленному учету на счете 19-3 «НДС по приобретенным материально - производственным запасам».

Организации розничной торговли, осуществляющие учет товаров по продажной стоимости, дополнительно отражают торговую наценку записью:

Д-т сч. 41 «Товары»,

К-т сч. 42 «Торговая наценка».

Сумма наценки при неизменной продажной стоимости товаров будет различной в зависимости от варианта ведения учета поступления товаров.

Второй вариант ведения учета поступления товаров является более предпочтительным с точки зрения налоговых последствий, поскольку включение в стоимость товаров всех затрат, связанных с их приобретением, уменьшает налоговую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог является сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате торговой деятельности (п.п.25, 26 Инструкции МНС России «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» от 04.04.2000 №59 Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 №59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды (в ред. Приказа МНС РФ от 20.10.2000 №БГ-3-03/361) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №27, 03.07.2000.). Покупная цена товаров в целях исчисления налога определяется путем суммирования фактически произведенных затрат на их покупку (затрат на приобретение товаров, процентов по коммерческому кредиту, комиссионных вознаграждений, таможенных пошлин, затрат на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых сторонними организациями). В том случае, если указанные затраты согласно учетной политике относятся на издержки обращения, они не включаются в покупную стоимость товаров в целях исчисления налога на пользователей автодорог.

Если в отчетном месяце продавцом отгружены товары покупателю (согласно договору право собственности на товары перешло к покупателю), покупателем получены соответствующие отгрузочные документы, однако сами товары не поступили, то в конце месяца они подлежат учету у покупателя как товары в пути.

В бухгалтерском учете такие товары отражаются по дебету счета 41 «Товары» или счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»" (в зависимости от избранного организацией варианта учета) в оценке, указанной в отгрузочных документах (без НДС), и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» без их оприходования на склад. Стоимость товаров в пути включается в расчет среднегодовой стоимости имущества при определении суммы налога на имущество организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.