На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные товарно-материальные ценности составляются соответствующие акты, в данном случае акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей по унифицированной форме №ТОРГ-15, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 №132.
Если по каким-либо видам товаров истекли либо истекают сроки годности, то по распоряжению руководителя может быть назначена инвентаризация. По товару с истекшими (истекающими) сроками годности по результатам проведенной инвентаризации принимается решение о порядке его списания. Такой товар подлежит утилизации (уничтожению) либо переквалификации в другой объект учета (например, металлолом) для определения дальнейшего использования. Согласно п. 2 ст. 472 ГК РФ товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором Жадан Л. Товары на складе и в залоге: истечение срока годности, утрата товарного вида // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005, №22..
В отношении прав граждан-потребителей к продавцам применяется ответственность согласно Закону Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 25.11.2006 №193-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, №3, ст. 140.».
2. глава. Организация бухгалтерского учета товарных операций на фабрике ООО «Аркада»
2.1 Учет движения сырья и товаров в кладовой
Товары, являющиеся частью материально-производственных запасов, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой при приобретении за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (п. п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н).
Фактическими затратами на приобретение товара является сумма, уплачиваемая в соответствии с договором поставщику (п. 6 ПБУ 5/01). Что касается затрат по доставке товара до склада организации, то они в данном случае согласно учетной политике организации для целей бухгалтерского учета включаются в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).
Оприходование товара отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н).
Сумма НДС, предъявленная поставщиком товара, отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 60.
Данную сумму НДС организация имеет принимает к вычету после принятия на учет товара, при наличии счета-фактуры поставщика (пп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).
Произведенные организацией затраты по доставке товара отражаются в данном случае по дебету счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции с кредитом счетов: 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др. (Инструкция по применению Плана счетов).
Для целей налогового учета порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ). Согласно учетной политике организации для целей налогообложения прибыли расходы по доставке товара включаются в состав издержек обращения.
Расходы на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров, как и покупная стоимость товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, относятся к прямым расходам. Сумма прямых расходов, в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в порядке, установленном ст. 320 НК РФ.
При этом к прямым расходам относятся и расходы на доставку товаров собственным транспортом организации (см. Письмо Минфина России от 13.01.2005 N 03-03-01-04 (ответ на частный запрос налогоплательщика)).
Содержание операций
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Первичный документ
Оприходован товар, поступивший от поставщика (236 000 - 36 000)
41
60
200 000
Отгрузочные документы поставщика
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком товара
19
36 000
Счет-фактура
Отражены затраты по доставке товара
44
70, 69, 10 и др.
800
Расчетно-платежная ведомость, Требование- накладная, Бухгалтерская справка-расчет
Перечислены денежные средства поставщику товара
51
236 000
Выписка банка по расчетному счету
2.2 Учет сырья в производстве
ТЗР учитываются по дебету счета 16 и складываются из следующих статей: арендная плата за грузовой автомобиль, расходы на ГСМ, расходы на содержание и ремонт автомобиля, заработная плата штатного водителя и социальные отчисления по ней.
Поступление опилок учитывают в кубических метрах - на основании документов поставщиков. В ноябре 2006 г. бухгалтер записал:
Дебет 10 Кредит 60
- 1500 руб. - поступило 50 куб. м опилок по цене 30 руб. за кубометр;
- 1120 руб. - поступило 40 куб. м опилок по цене 28 руб. за кубометр;
Дебет 16 Кредит 76 (10, 70, 69)
- 5000 руб. - отражены ТЗР за месяц.
Расход опилок регистрируется автоматически. Показания счетчика - в килограммах - снимают на последнее число месяца. Технолог ООО «Аркада» определил, что среднегодовой (с учетом сезонных колебаний влажности сырья) коэффициент пересчета единиц составляет 100 кг/куб. м.
В этой ситуации записи о поступлении сырья будут выглядеть так:
- 1500 руб. - поступило 50 куб. м (5000 кг) опилок по цене 30 руб. за кубометр;
- 1120 руб. - поступило 40 куб. м (4000 кг) опилок по цене 28 руб. за кубометр.
3 ноября 2006 г. по данным бухгалтерского учета ООО «Аркада» на счете 10 числилось 100 куб. м (10 000 кг) опилок на сумму 2900 руб., а остаток по счету 16 составлял 4000 руб.
За ноябрь 2006 г. было израсходовано 150 куб. м (15 000 кг) опилок.
30 ноября 2006 г. бухгалтер ООО «Аркада» рассчитал «учетную» себестоимость опилок, направленных в производство. Она равна 4357,89 руб.
(15 000 кг x (2900 руб. + 1500 руб. + 1120 руб.) / (10 000 кг + 5000 кг + 4000 кг)).
Затем бухгалтер уточнил себестоимость израсходованного сырья путем списания со счета 16 суммы отклонений, приходящейся на выбывшую «учетную» себестоимость.
Сумма «синхронно» выбывающих отклонений составила 7105,26 руб.
(4357,89 x (4000 + 5000) : (2900 + 1500 + 1120)).
Соответственно, бухгалтер ООО «Аркада» записал:
Дебет 20 Кредит 10
- 4357,89 руб. - списана себестоимость израсходованного сырья (150 куб. м, или 15 000 кг) по средней учетной себестоимости;
Дебет 20 Кредит 16
- 7105,26 руб. - выполнена корректировка себестоимости израсходованных материалов.
Таким образом, затраты на списанное сырье в себестоимости готовой продукции ООО «Аркада» составили в ноябре 2006 г. 11 463,15 руб. (4357,89 + 7105,26).
В бухгалтерском учете было сформировано две стоимостные характеристики запасов сырья: по счету 10 - учетная стоимость в результате оприходования по контрактным ценам поставщиков и списания по средней себестоимости и по счету 16 - остаток ТЗР, приходящийся на учетную стоимость. Совокупный остаток счетов 10 и 16 и дает фактическую себестоимость опилок.
2.3 Учет товаров в мелко-розничной торговле
Мебельный салон получает необходимые товары от поставщика для перепродажи на основании договора купли - продажи:
с предварительной оплатой;
с последующей оплатой по факту поставки товаров;
с оплатой в рассрочку.
На основании акта о приемке товаров в бухгалтерском учете салона делаются следующие бухгалтерские записи:
Д-т счета 41-1 «Товары на складах», К-т счета 60 - оприходованы товары, полученные от поставщика, на основании товарно - транспортной накладной и акта приемки товаров;
Д-т счета 41-2 «Товары в розничной торговле», К-т счета 41-1 - оприходованный товар передан в розничную торговлю на основании накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма №ТОРГ-13);
Д-т счета 19, К-т счета 60 - отражена сумма НДС по приобретенным товарам, полученным от поставщика, на основании товарно - транспортной накладной и акта приемки товара;
Д-т счета 41-1, К-т счета 42 - отражена торговая наценка на приобретенные товары;
Д-т счета 68, субсчет «Расчеты по НДС», К-т счета 19 - принята к зачету сумма НДС по приобретенным товарам после их оплаты на основании счета - фактуры и документа об оплате с указанной в нем суммой НДС.
Мебельный салон также получает товары от комитента для продажи на основании договора комиссии. Данная схема наиболее удобна при реализации товаров, полученных от частных лиц. Она позволяет также оптимизировать налог на имущество у салона, так как право собственности на товар переходит от комитента к покупателю минуя салон и данный товар учитывается салоном на забалансовых счетах бухгалтерского учета.
Оприходование полученных на комиссию товаров на основании перечисленных документов отражается в бухгалтерском учете салона по дебету счета 004 «Товары, принятые на комиссию».
Для розничной реализации товаров салон имеет контрольно - кассовую машину, так как розничная реализация производится в основном населению, а денежные расчеты с населением при проведении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11