Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных аналитического и синтетического учета.
Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году, производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. Исправления ошибок в отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.
1.2 Формы бухгалтерской отчетности, порядок и сроки их представления
Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс - это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на отчетную дату. Баланс дает качественную и количественную характеристику всех видов имущества предприятия и отражает источники его формирования.
Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении: баланс является частью метода бухгалтерского учета; бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности.
Строение баланса основывается на принципе двойственности, уравнение которого можно записать в следующем виде:
Актив = Обязательства + Собственный капитал
Активы - это экономические ресурсы контроль, над которыми организация получила в результате свершившихся фактов в хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
Под экономическими ресурсами понимаются такие ресурсы, которые способны приносить в будущем прибыль организации. Это возможно при следующих условиях:
если это денежные средства или они могут быть обращены в деньги;
если они представлены имуществом, которое может быть продано;
если ожидается, что их можно использовать в будущем в хозяйственной деятельности.
Капитал - это вложение собственников и прибыль, накопленная за все время деятельности организации. Эти средства отражаются в балансе в обобщенном виде, без указаний на какие цели они были использованы. Размещение финансовых источников представлено различными статьями активов баланса.
Обязательства - это существенная на отчетную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие ведения хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.
По внешнему виду баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей: в первой его части отражается имущество по составу и размещению (актив баланса). Во второй части отражаются источники формирования этого имущества (пассив баланса). Всегда соблюдается равенство сумм актива и пассива баланса: А=П.
Каждый элемент актива и пассива (вид средств или источников) называют статьей баланса. Статьи баланса, как в активе, так и в пассиве, объединены в группы и разделы. Объединение балансовых статей в группы и разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. Итоги по балансовым статьям актива и пассива называются валютой баланса.
Структура российского баланса приведена на рисунке 3.
Рис. 3. Структура бухгалтерского баланса организации
Как видно из рисунка 3, баланс состоит из 5 разделов.
Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы: "На начало года" и "На конец отчетного периода". В графе называется состояние видов средств и их источников на дату составления баланса.
В действующей форме отчетности группировка балансовых статей актива позволяет выделить два раздела:
внеоборотные активы - это активы, полезные свойства, которых ожидается использовать в срок более года;
оборотные активы - это активы, которые используют в срок менее года.
Первый раздел объединяет группы долгосрочных активов: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и другие вложения во внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы. Второй раздел состоит из текущих активов, которые сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения.
Информационной основой для составления баланса служат бухгалтерские счета. Бухгалтерский баланс, по сути, есть свод сальдо бухгалтерских счетов. В активе указывается сальдо активных счетов, а в пассиве сальдо пассивных. Сальдо активно-пассивных счетов отражается в балансе следующим образом: дебетовые - в активе, кредитовые - в пассиве.
Первый раздел объединяет группы долгосрочных активов: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и другие вложения во внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы.
Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса оказывают влияние на порядок расположения статей пассива баланса. Этому способствует горизонтальные взаимосвязи балансовых статей актива и пассива: статьи актива должны находиться напротив пассива, источниками, образования которых они выступают. Например, основные средства приобретаются за счет источников собственных средств или долгосрочных обязательств, а текущие обязательства используются в основном для пополнения текущих активов экономического субъекта.
На рисунке 4 представлены взаимосвязи между отдельными разделами бухгалтерского баланса. Равенство итогов обусловлено принципом двойственности: активов не должно быть больше, чем источников, за счет которых они образованы. Форма современного баланса построена по принципу баланса-нетто, в котором основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения отражаются по остаточной величине, без указания данных по основным статьям.
Рис. 4. Взаимосвязь отдельных разделов бухгалтерского баланса
Таким образом, вертикальные взаимосвязи балансовых статей предполагают последовательность: источники собственных средств, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства. Это позволяет пассив представить в виде трех разделов: капитал и резервы; долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства.
Раздел III "Капитал и резервы" включает: уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль (непокрыты убыток), целевое финансирование и поступления.
Раздел IV "Долгосрочные обязательства" - долгосрочные кредиты и займы.
Раздел V "Краткосрочные обязательства" - краткосрочные кредиты и займы, кредиторскую задолженность: поставщикам и подрядчикам, персоналу организации, социальному страхованию и обеспечению, по налогам и сборам, по доходам учредителям, доходы будущих периодов, резервы по предстоящим расходам.
При составлении баланса должны соблюдаться определенные требования:
1. Не допускается зачет между статьями актива и пассива, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
2. Амортизируемые виды имущества (нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности) отражаются в балансе по остаточной стоимости.
3. Активы и обязательства делятся в зависимости от сроков их обращения (погашения) на долгосрочные и краткосрочные.
4. Если какой-либо показатель необходимо вычесть, то его отражают в круглых скобках.
5. При формировании оценочных резервов (под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений, по сомнительным долгам) их суммы вычитаются из стоимости тех активов, в отношении которых были сформированы соответствующие резервы.
Баланс - стержень, вокруг которого группируются в качестве приложений к нему все остальные формы бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех ее средств.
Отчет о прибылях и убытках (форма №2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий период:
о валовой прибыли (из выручки нетто вычитается себестоимость проданных товаров продукции, работ, услуг);
о прибыли (убытках) от продаж товаров, продукции работ, услуг (из выручки нетто вычитается себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы и управленческие расходы, если они по учетной политике выделяются из производственной себестоимости и списываются на счета реализаций);
о доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате доходов от участия других организациях и прочих доходов и расходов;
о прибыли (убытке) до налогообложения;
об отложенных налоговых обязательствах, текущем налоге на прибыль;
чистой прибыли (убытке) отчетного периода.
В расшифровке отдельных прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующие периоды об отдельных видах прибылей и убытков (штрафах, пени, неустойках; прибыли (убытках) прошлых лет; курсовых разницах по операциям в иностранной валюте и др.).
Отчет о прибылях и убытках составляется в основном по данным счетов 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы ".
Отчет об изменениях капитала (форма №3) состоит из двух разделов и справок.
В разделе I "Изменение капитала " по итогу капитала и его составным частям - уставному, добавочному и резервному капиталу, а также перераспределенной прибыли (непокрытому убытку) - отражаются сведения об их остатках на 31 декабря года, предшествующего предыдущему, первое января предыдущего года, 31 декабря предыдущего года, 01 января отчетного года и 31 декабря отчетного года.
По предыдущему и отчетному годам в разрезе соответствующих составных частей капитала указываются данные об изменениях в учетной политике; результатах от переоценки основных средств и пересчета иностранных валют; чистой прибыли; дивидендах и т. д.
В разделе II "Резервы" указывается остаток на начало года, поступление, выбытие и остаток на конец года по видам резервов, образованных в соответствии с законодательством и учредительными документами.
В справках указываются данные о чистых активах на начало и на конец отчетного года и по полученным из бюджета и внебюджетных фондов средствах на расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям во внеоборотные активы.
Отчет о движении денежных средств (форма №4) содержит сведения об остатке денежных средств на начало отчетного года и конец отчетного периода, движении денежных средств по текущей инвестиционной и финансовой деятельности за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) состоит из десяти разделов, которые включают в себя: нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения, дебиторская, кредиторская задолженность и расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат), обеспечение, государственная помощь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14