Рефераты. Аудит операций заготовления материалов

3.2 Проверка ведения бухгалтерского учета заготовления материалов

При проверке полноты оприходования материалов следует учитывать условия и формы расчетов с поставщиками, выбранный вариант оценки, порядок возмещения НДС по приобретенным ценностям.

Обоснованность операций по поступлению и оприходованию материалов проверяют на основе договоров с поставщиками и сопроводительных документов (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, спецификации, качественные удостоверения, приемные квитанции и др.).

Проверка договорной дисциплины показала, что основная масса материалов поступает в МУП «Ритуальное хозяйство» в соответствии с заключенными с поставщиками долгосрочными договорами.

Имеет место также приобретение материалов подотчетными лицами за наличный расчет, как в организациях торговли, так и у физических лиц. При приобретении материальных ценностей у физических лиц подотчетным лицом в обязательном порядке составляется закупочный акт, который содержит обязательные реквизиты: паспортные данные продавца, наименование, количество и стоимость материальных ценностей.

При проверке полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ценностей устанавливается соответствие итоговых сумм, отраженных в ведомостях учета материальных ценностей, данным других учетных регистров.

Таблица 5

Наличие и движение материалов МУП «Ритуальное хозяйство» за 2003-2004 гг. тыс.руб.

Наименование актива

2003 г.

2004г.

Остаток на начало

Остаток на конец

Отклонение

(+, -)

Остаток на начало

Остаток на конец

Отклонение

(+, -)

Запасы

6 652

22 325

+ 15 673

22 325

3 464

- 18 861

В т.ч. сырье, материалы

2 123

11 294

+ 9 171

11 294

768

- 10 526

Доля, %

31,9

50,6

50,6

22,2

Данные таблицы показывают, что по состоянию на конец 2003г. (Приложение 5) МУП «Ритуальное хозяйство» имело запасы на сумму 22 325 тыс. руб., более 50 % которых составляло сырье и материалы. На конец 2004 г. предприятие снизило запасы на 18 861 тыс. руб., что ниже уровня запасов на начало 2003г., и составило 22,2% от всех имеющихся запасов предприятия.

По состоянию на 01 апреля 2004г. в бухгалтерском балансе отражены материальные ценности в размере 10451 тыс. руб. (Приложение 6). Сумма материальных ценностей отраженная в оборотной ведомости движения товарно-материальных ценностей за период с 01.03.04г. по 31.03.04г. (Приложение 7) равна 10447220,72 руб. Сумма материалов по оборотной ведомости по счету 101 «Сырье и материалы» за март 2004г. (Приложение 8) равна 10447217,17 руб. Имеются расхождения в данных суммах - тождество установить не представляется возможным. Если разницу между двумя последними (3,55 руб.) можно объяснить отклонениями при округлении, то разница между балансовой суммой и суммой оборотной ведомости значительна (4 тыс. руб.).

В ходе документальной проверки операций по поступлению материалов также устанавливается соблюдение правил количественной и качественной приемки; правильность оформления актов приемки, коммерческих актов, актов расхождений, выявленных при приемке; своевременность представления в бухгалтерию отчетов материально ответственных лиц и реестров оправдательных документов.

Из представленных руководством МУП «Ритуальное хозяйство» документов не представляется возможным сделать вывод о достаточности работы системы внутреннего контроля. В частности, положением об учетной политике предусмотрено проведение инвентаризации один раз в три года (Приложение 9, п.2.3), в то время как Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусмотрено обязательно проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п.27).

Следует отметить отсутствие утвержденного графика документооборота, что не позволяет проверить своевременность представления отчетов материально ответственных лиц в бухгалтерию.

Материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, а также сырья и материалов, принятых в переработку в качестве давальческого сырья на забалансовом учете МУП «Ритуальное хозяйство» не отражено и соответствует действительности.

Следует также отметить отсутствие разработанных и утвержденных должностных инструкций работников бухгалтерской службы, в том числе и ведущих бухгалтерский учет материальных ценностей.

В ходе аудита материалов проверяется порядок отражения в учете НДС по поступающим ценностям. Налог на добавленную стоимость, выделенный в расчетных документах поставщиков отдельной строкой не отражается МУП «Ритуальное хозяйство» на счете 19 «Налог на добавленную стоимость» и включаются в стоимость приобретения материалов на счете 10 «Материалы».

Операции по поступлению материалов отражаются типичными для этого участка учета проводками и верно отражаются на счетах бухгалтерского учета.

В ходе аудиторской проверки заготовления материалов отмечено отсутствие неотфактурованных поставок.

МУП «Ритуальное хозяйство» в положении об учетной политике также не отражен вариант принятого на предприятии учета - с использованием счета 15 и 16, или без их использования. По результатам проверки можно с уверенностью сказать, что счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» данным предприятием не используются.

3.3 Оценка соблюдения требований нормативных правовых актов при аудите заготовления материалов

Цель аудиторской проверки учета заготовления материалов состоит в подтверждении достоверности данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей (ТМЦ), в установлении правильности оформления операций по заготовлению материалов в соответствии с действующими нормативными актами ОФ. Необходимо проверить как ведется учет на счетах 10, 11, 14, 15, 16 и 19. Основное внимание при этом, безусловно, следует уделить счету 10 «Материалы», который подразделяется на субсчета по группам материальных ценностей.

Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы:

доверенность по форме № М-2 и по форме № М-2а -- применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;

приходный ордер по форме № М-4 -- используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработками! о приемке материалов по форме № М-7 -- для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;

лимитно-заборная карта по форме № М-8 -- применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца;

требование-накладная по форме № М-11 -- используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами;

накладная на отпуск материалов на сторону по форме №М-15 -- применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям;

карточка учета материалов по форме № М-17 -- предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала;

акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений по форме № М-35,-- применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

Общие данные по учету материальных ценностей и производственных запасов проверяются по статьям раздела 2 «Оборотные активы» актива баланса (форма № 1) по строкам 210, 211, 212, 213, 218 и по таким бухгалтерским регистрам, как Главная книга, журналы-ордера № 6, 10, 10/1, вспомогательная ведомость № 10 при мемориально-ордерной форме учета или соответствующие машинограммы, полученные на персональных компьютерах.

Аудитору необходимо проверить:

¦ правильность оценки материалов в учете, применения первичных документов по учету материалов, организации складского хозяйства; имеется ли приказ об установлении круга лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешить их отпуск со склада (образцы подписей этих лиц должны находиться на складе); разработана ли в организации номенклатура-ценник; назначены ли приказом материально ответственные лица, заключены ли с ними договоры о полной материальной ответственности;

¦ производится ли приемка продукции производственно-технического назначения по количеству и качеству, соответствует ли она требованиям инструкции о порядке приемки продукции по количеству и качеству;

¦ правильно ли оформлены документы по приходу и расходу материалов, их внутреннему перемещению; правильно ли осуществляется бухгалтерский учет материалов в бухгалтерии предприятия;

¦ правильно ли осуществляется учет заготовления материалов; правильно ли отражены в учете неотфактурованные поставки и материальные ценности, находящиеся в пути; правильно ли отражен учет операций по реализации материалов;

¦ выделяется ли в платежных документах и в первичных учетных документах НДС;

¦ правильно ли произведено списание материалов в случае их порчи или недостач; проводилась ли инвентаризация материальных ценностей, оформлены ли ее результаты; правильно ли отражены в учете результаты инвентаризации;

¦ правильно ли осуществляется учет товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, учет строительных материалов открытого хранения, учет материалов, принятых в переработку, и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.