Таблица 3 - План аудиторской проверки основных средств
Этап аудиторской
проверки
Цель и задачи аудита основных средств
Аудиторские процедуры
Аудиторские доказательства
Исполнитель
Срок выполнения
1
2
3
4
5
6
Подготовительный
Предварительное знакомство с ООО «Мотор-сервис», оценка систем контроля и бухгалтерского учета, определение аудиторского риска, планирование аудита основных средств
Опрос и анкетирование руководства предприятия и персонала, изучение материалов предыдущей аудиторской проверки, документальная проверка наблюдение
Устав предприятия, приказы, отчет о предыдущей аудиторской проверке, инвентарные карточки, данные синтетического и аналтитческого учета основных средств
ар т
аудитор, ассистент аудитора
01.09.02-10.09.02
Физическая проверка
Оценка достоверности результатов проведенной инвентаризации основных средств
Наблюдение за проведением инвентаризации основных средств, выборочная проверка ее результатов
Материалы инвентаризации, учетные записи по основным средствам
ассистент аудитора, аудитор
11.09.02-
21.09.02
Основной
Контроль оценки основных средств, установление их принадлежности, проверка достоверности учетных записей, и остатков на Балансе, проверка правильности начисления износа, определения расходов на ремонт основных средств
Сопоставление данных инвентаризации, синтетического и аналитического учета, запрос к поставщикам, документальная выборочная проверка, проверка арифметических подсчетов, анализ
Акты инвентаризации, первичная документация по основным средствам, учетные регистры синтетического и аналитического учета, ответы на запрос, Баланс
аудитор
22.09.02-
22.10.02
Завершающий
Составление раздела аудиторского отчета об основных средствах ОАО «Сенсор»
Систематизация и обоснования полученной на предыдущих этапах информации, анализ составление отчета и аудиторского заключения
Рабочая документация, составленная на предыдущих этапах проверки
23.10.02-
19.11.02
На этапе физической проверки аудитор должен оценить достоверность предоставленных данных проведенной инвентаризации основных средств. С этой целью аудитор или его ассистент должны наблюдать за ходом проведения инвентаризации, оценить правильность ее методики, документальное оформление. Кроме того, аудитору следует сделать выборочную проверку записей в инвентаризационных ведомостях путем самостоятельного пересчета отдельных видов основных средств. При выявлении отклонений от предоставленных данных аудитор направляет письмо соответствующего содержания руководителю предприятия с рекомендациями по устранению выявленных недостатков. При проведении инвентаризации основных средств должны руководствоваться Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 №996_ХІV и Инструкцией по инвентаризации основных средств и нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов, утвержденные приказом Министерства Финансов Украины от 11.08.94 №69 (с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Украины от 05.12.97 №268).
Проверка наличия и состояния зданий и сооружений, незавершенного строительства, инвентаря, земельных участков проводится отдельно по собственным и арендованным объектам.
Каждому объекту дают полную характеристику со ссылкой на его инвентарный номер. Если при поступлении основных средств не было технических паспортов, то заводят паспорта с детальной характеристикой объекта. В бухгалтерии предприятия следует сберегать техническую и проектную документацию зданий. Во время проведения инвентаризации пользуются и подтверждающими документами, которые послужили основанием для их оприходования. Если такой документации нет, то необходимо обратиться к первичным приходным документам. В отдельных случаях ознакамливаются с предыдущими инвентаризационными описями, иногда опрашивают людей для подтверждения, что определенный предмет используется более длительное время. Для инвентаризации технически сложных инвентарных объектов привлекают специалистов-экспертов для определения технического состояния. При инвентаризации основных средств устанавливается, когда за чьим распоряжением возведены неучтенные объекты, выявленные при инвентаризации, за счет каких источников списаны затраты на их возведение, с отображением этих сведений в протоколе инвентаризационной комиссии.
При инвентаризации незавершенного капитального строительства или ремонта в инвентаризационных описях указывается наименование заказа, стадия или степень их готовности, количество или объем их работ. Что касается построенных объектов, которые фактически введены в действие полностью или частично, но приняты, и введение в действие которых не оформлено необходимыми документами, а также завершенных, но по каким-то причинам не введенным в действие объектов в отдельных инвентаризационных актах определяют причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов. Лишние предметы, которые не используются, записываются в отдельную опись.
На арендованные основные средства составляют отдельную опись со ссылкой на документы, которые подтверждают принятие соответствующих объектов в аренду, и указывают срок аренды. Один экземпляр описи до составления годового отчета пересылается арендодателю. В том же порядке проводится инвентаризация земельных участков, которые являются собственностью предприятия.
Выявленные, но не учтенные объекты, или по которым указаны неправильные данные, комиссия заносит в опись с указанием правильных данных и технических показателей на эти объекты.
Ежегодно, но не ранее 1 октября, перед составлением годовой отчетности проводится инвентаризация всех статей баланса. Инвентаризацию зданий, сооружений и прочих объектов недвижимости можно проводить один раз в три года, библиотечных фондов - не менее одного раза в пять лет. Необходимо обращать внимание на качество оформления инвентаризационных описей, так как происходят случаи формального проведения инвентаризации, когда данные об объектах, их наличие и техническое состояние переносятся в опись из инвентарных карточек или прошлогодних инвентарных описей.
На объекты, которые подлежат списанию или реализации, составляются отдельные описи.
Полноту инвентаризации определяют сопоставлением данных инвентаризационных описей с показателями аналитического учета.
На основании изучения всех материалов инвентаризации, в частности результатов инвентаризации основных средств и их отображения на счетах бухгалтерского учета, проверяющий делает вывод о качестве инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию ее методики.
После составления годовой финансовой отчетности предприятием и передачи ее для проверки осуществляется основной этап аудита, суть которого состоит в контроле оценки основных средств, установления их принадлежности, проверке достоверности учетных записей по основным средствам и остатков по ним в балансе, проверке правильности начисления износа основных средств и определении расходов на их ремонт.
Для аудитора важное значение имеет установление собственника основных средств, поскольку от этого зависит, отражаются они в балансе или на забалансовых счетах.
Аудитор может применить выборочное исследование на основном этапе проведения аудиторской проверки, что объясняется обработкой большого объема информации.
Для решения задач аудита на основном этапе аудитор осуществляет:
- проверку первичных данных по основным средствам;
- контроль расчета амортизационных отчислений по основным средствам;
- проверка правильности списания недоамортизированной части основных средств при их ликвидации;
- проверку оценки финансовых результатов от реализации основных средств физическим лицам или предприятием;
- контроль за соблюдением действующего законодательства по операциям с основными средствами;
- проверка правильности документального оформления оприходования и ликвидации основных средств;
- контроль отражения в учете результатов чрезвычайных событий связанных с основными средствами;
- контроль правильности индексации, переоценки основных средств;
- проверку правильности переноса начальных остатков по основным средствам;
- проверку правильности корреспонденции счетов по операциям с основными средствами в соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Украины;
- контроль сопоставимости данных аналитического и синтетического учета, Главной книги, Баланса;
- проверку баланса с арендованными и переданными в аренду основными средствами;
- установление эффективности использования основных средств;
- установление источников финансирования приобретения основных средств.
Все результаты осуществленных аудиторских процедур должны найти отражение в рабочих документах аудитора.
Соблюдая требования П(С)БУ 7, аудитору следует убедиться, что в примечаниях к финансовой отчетности предприятие отразило такую информацию:
- стоимость (первоначальная или переоцененная), по которой основные средства отражены в Балансе;
- методы начисления амортизации и сроки полезного использования;
- наличие и движение основных средств в отчетном периоде по видам поступления, выбытия основных средств, их переоценка, сумма начисленной амортизации, внутреннее перемещение;
- стоимость основных средств, по которым существует ограничения владения, пользования;
- стоимость переданных в залог основных средств;
- сумма капитальных вложений на приобретение и строительство основных средств за отчетный год;
- сумма заключенных соглашений на приобретение в будущем основных средств;
- остаточная стоимость основных средств, которые временно не используются, и изъятых из эксплуатации для продажи;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8