Далее – аграрные издания с рекламно-информационным уклоном. Я бы выделил 2 группы:
- рекламные (журнал «Агрохимбизнес» - в основном, рекламная информация);
- рекламно-информационные (газета «Граунд» - московский еженедельник, имеющий подзаголовок «Собственникам недвижимости в
Подмосковье». В этом издании (тираж 70 тыс. экз.) приводятся основные данные по продаже земельных участков (направления и удаленность от Москвы, размер участка. Вид собственности, освоенность участка, стоимость и т.д.). Немало полезной информации содержат разделы «Строительные материалы: что, где, почем», «Советы специалиста», «Консультации юриста».
Последняя группа – развлекательные издания, или, скажем так, тяготеющие к развлекательности:
- молодежные («Сельская молодежь» - скорее инфор-мационное издание, которое сегодня, утратив идеоло-гическое направление былой деятельности, большей частью находится в поиске своей ниши, мало отвечая своему названию);
- женские («Крестьянка» - журнал, давно утративший былое предназначение, но все же оставивший за собой название, а стало быть, часть былой целевой аудитории);
- детские (для сельских школьников с 1993 г. издается другое приложение к журналу «Сельская новь». Называется «Стригунок» - детский иллюстрированный журнал для младшего и среднего школьного возраста, выходит один раз в два месяца на 4-8 страницах).
Практически не представлены агарные издания для мужчин, хотя некоторые с большой натяжкой можно отнести именно к ним. Например, казанское издание «Сам хозяин», или тот же «Сельский коммерсант». Прямо, конечно, не говорится, что эти издания именно для мужчин, но подспудно все-таки подразумевается именно это, тем более, что сами названия дают кое-какие намеки на предполагаемый пол аудитории.
Для окончательной ясности я бы еще разделил всю аграрную прессу России по такому признаку, как охват аудитории:
- общероссийские издания («Крестьянская Россия», «Сельская жизнь»);
- межрегиональные издания («Крестьянин», распро-страняющийся в
Ростовской обл., Ставропольском и Краснодарском краях; сюда же я бы отнес газету «Наша дача», которая при относительно небольшом тираже (50 тыс. экз.) и ежемесячном выпуске распространяется во многих российских регионах, а также в Белоруссии, Молдавии,
Узбекистане и Украине.);
- региональные (все те региональные издания, о которых говорилось выше, при разделении прессы по характеру информации);
Здесь также присутствует особая группа – международные издания: они рассчитаны на специалистов АПК, фермеров, владельцев дачных участков, сельских жителей выпускаются. «Международный сельскохозяйственный журнал» рассказывает о достижениях мировой науки и практики в агропромышленном комплексе. Он издается Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, выходит один раз в два месяца.
Другое издание подобного типа – российско-американский ежеквартальный журнал независимых земле-владельцев и садоводов «Новый фермер». Начал выходить в 1991 г. Адресован широкой аудитории – фермерам, арендаторам, работникам колхозов и совхозов, жителям села, горожанам, имеющим дом в деревне, членам садоводческих товариществ.
Каждый его номер содержит практические советы лучших фермеров и садовников США и бывшего Советского Союза. Среди популярных разделов и рубрик – «Сделай сам», «Маркетинг», «Лучшие советы наших читателей». Многообразна и проблематика издания.[1]
«Сельская жизнь» сегодня*
Как уже отмечалось «Сельская жизнь» сдала позиции по многим пунктам, но, несмотря ни на что, она остается самой массовой аграрной газетой. Ее тираж составляет 92 эта тыс. экз., что по сравнению с 10-тимилионным советским тиражом выглядит, конечно, ничтожно, но для нынешней сельскохозяйственной прессы цифра впечатляющая, [1] Система средств массовой информации России. М., 2001. С. 117. * Прояснить многие вопросы, касающиеся нынешнего положения «Сельской жизни», мне помог первый заместитель главного редактора газеты Юрий Павлович Савин. тем более что весь тираж расходится по подписке. Причем он достаточно статичен и из года в год претерпевает не очень большие изменения, чего не могут себе позволить многие издания этого порядка.
Распространение тиража происходит в основном по «сельскохозяйственным» районам; наибольшее тяготение, конечно же, к черноземным зонам как к весьма развитым в отношении сельского хозяйства. Например, в республику Башкортостан уходит 3,5 тыс. экз. – это один из самых крупных «потребителей» тиража СЖ, т.к. Башкирия – очень благоприятный аграрный район России, довольно активно развивающийся.
Курская область потребляет такое же количество тиража, по 2,5 тыс. – Кубань, Тамбовская, Саратовская области. Неплохо газета распространяется там, где присутствуют собкоры СЖ: например, в Новосибирске (около 2 тыс.), а вот в Москве и Московской области всего лишь 600 тыс. экз., хотя в этом регионе наблюдается большая концентрация изданий, особенно «дачных», с которыми СЖ тяжело соперничать из-за отсутствия средств и молодых кадров.
Коллектив «Сельской жизни» гордится тем, что он не зависит от так называемых «денежных мешков», олигархов и т.п., приводя пример «раскрученного» не так давно аграрного издания «Крестьянские ведомости», которое финансировалось банком «СБС-Агро» и имело поэтому превосходящий СЖ тираж. С развалом банка развалились и сами «Крестьянские ведомости», которые с начала этого года вновь начали выходить, но уже при 5-ти тыс. тираже и полном отсутствии перспектив, если, конечно, не поя- вится еще один инвестор.
Поэтому «Сельская жизнь» в своем роде исключение: не каждый сегодня может себе позволить свободу от капитала, на это надо иметь волю и, честно говоря, огромный энтузиазм, потому как прибыли, большой прибыли СЖ сегодня, естественно, не приносит, хотя и самоокупается. Но зарплаты сотрудников газеты очень невелики, даже по ростовским меркам, не говоря уже о московских: парламентский корреспондент получает в лучшем случае 2 тысячи рублей в месяц(!), поэтому говорить о каком-то молодом притоке авторов в редакцию совершенно не приходится. Это сегодня главная беда «Сельской жизни», впрочем, как и самой отрасли: по словам Ю.П.Савина, «основная проблема – негативное отношение общества к сельскому хозяйству, усиливающееся обнищанием населения и полнейшим отсутствием поддержки государства». Все это поставило СМИ в жесткую экономическую зависимость от капитала и политики: погоня за тиражами, рейтингами, а стало быть – за «выживанием», заставляет СМИ постоянно будоражить общество все новыми подробностями грязной политики, или развала того же аграрного сектора экономики. Именно это сегодня пользуется спросом, когда как пресса должна предлагать выходы из ситуации, а не тыкать пальцем в гнойники.
Общая ситуация политизации СМИ и общества само собой отразилась и на «Сельской жизни». В советское время четко разделенная, обширная редакция сегодня очень «похудела» и утратила системный и дифференцированный подход авторского состава к агарным отраслям: политический отдел, например, состоит из 5 человек, а все отраслевые отделы, которых было ранее около 7- 10 (в каждом по несколько сотрудников), сегодня представляет один(!) человек. Один. Это говорит буквально обо всем: от положения прессы и сельского хозяйства, до того, кому все это нужно.
Средний возраст редакционного коллектива – пенсионный или околопенсионный, молодые приходят и уходят, передавать знания, навыки отраслевой журналистики просто некому. Читатели СЖ, кстати, примерно той же возрастной категории. Единственное, на что сейчас надеются сотрудники газеты – это на то, что сельское хозяйство «выживет», а значит «выживет» и «Сельская жизнь».
Газета не скрывает своей политизации ввиду того, что политика – это потреба сегодняшнего времени и ничего с этим не поделаешь. Страницы газеты открыты для всех, хотя все же есть и уклон к левым партиям (Харитонов, например, очень симпатичен СЖ), но частые гости редакции и либеральные демократы (Явлинский, Немцов…), хотя именно к последним весьма настороженное отношение, что, в общем, оправдано и понятно: либералы у нас всегда были склонны больше к болтологии, чем к конкретным действиям.
Идеологическая основа у газеты сегодня одна – защита отечественного товаропроизводителя: один из неофициальных девизов газеты – это многозначительная фраза: «Силу дает та земля, на которой живешь!»
Вот ключевые вопросы, интересующие сегодня СЖ:
- закон о земле;
- проблема брошенных земельных угодий;
- сезонное датирование сельского хозяйства;
- продажа сельхозпродукции;
Все эти темы затрагиваются в таких рубриках, как «Социальное самочувствие», «Новейшая история села» и, конечно, в каждом номере публикуется развернутый материал на какую-нибудь из этих актуальных тем («Сады агронома», «Дорога техника, но люди дороже», «Дальней деревне – вторую жизнь» и т.д.)
Другой неофициальный лозунг газеты – «Своими силами добиваться положительных результатов». Следуя этому лозунгу, СЖ продолжает традиции, заведенные еще при Советском союзе: идет активная публикация материалов, рассказывающих о современных формах бизнеса, о новейших технологиях, сортах, о новой продукции на аграрном рынке и т.п. - в общем, активно используется прием воздействия на аудиторию, который ранее назывался «пропаганда передового опыта». (Эти материалы чаще всего размещаются под рубриками «По адресам опыта», «Человек и его дело» и т.д.)
Как уже отмечалось, СЖ – издание, ориентированное не только на сельских жителей, но и на горожан-дачников. Надо, кстати, сказать, что СЖ выходит 2 раза в неделю: по вторникам (форматом А-2, на 4 полосах) и по четвергам (форматом А-4, 16 полос, 2 цвета). Вторничные номера более политичные, а четверговые я бы назвал более домашними, семейными. Вот как раз в них и появляются рубрики для дачников: «Монолог садовода», «Экологический дневник», «Ваш дом».
Подтверждая свою универсальность и открытость, СЖ часто предоставляет свои полосы для «фермерских» материалов.
Поскольку у газеты достаточно разветвленная сеть спецкоров, то появляется очень много материалов, рассказывающих о жизни далеких от Москвы областей, краев и республик («Регионы России», «Местная власть») – это яркий пример того, как именно регионы влияют сегодня на содержание центральных изданий. Тенденция, по-моему, очень положительная, приближающая часто далекую от периферии московскую прессу к реальной жизни страны. Жалко только, что это пока всего лишь тенденция, которой не все издания поддаются.
Ориентирована на сближение с читателями постоянная рубрика «Бесплатные объявления», где публикуются просьбы о помощи в поиске, например, фронтовых друзей-однополчан. Одной из самых популярных рубрик- полос можно назвать «Письма», или «Письма памяти», где публикуется самая интересная корреспонденция, пришедшая на адрес СЖ. Иногда все письма объединяют по тематике, как, например, произошло перед 8 марта и 9 мая. В этой рубрике люди рассказывают о себе, о своей жизни, о бедах и радостях. Ее очень интересно читать, т.к. пишут простые люди о знакомом и поэтому привлекательном, хотя иногда и грустном.
В четверговых выпусках много публикаций посвящено семье, взаимоотношениям внутри нее и пр. Видно, что газета старается стать семейным изданием, но пока не все получается. Например, практически ничего не говорится для молодежи, если что-то и появляется, то с оттенком назидательного отношения «отцов к детям», что последние практически никогда не приемлют, т.к. «взрослый», «пенсионерский» язык ничего общего не имеет с языком молодежным.
На последней полосе, названной «В конце номера», размещены: кроссворд, прогноз погоды, а также часто появляются всевозможные художественные тексты (стихи, рассказы, песни). Вообще для «толстого» номера СЖ характерна большая публицистичность, он разделен на 2 части: первая половина – политические, проблемные социальные материалы, вторая половина (после тв-программы) – материалы развлекательного характера. В отличие от вторничного официоза, где много информа-ционно-аналитических жанров, в четверг больше всевозмож-ных «легких» корреспонденций, интервью с известными людьми, материалов, посвященных светским, культурным событиям, православным праздникам и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8