Для завоевания читателя вся печать была ориенти- [1] Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Москва, 2001. С. 90-91. рована на массовость, но вместе с тем, понимая, что влиять на людей, в основном безграмотных, живущих на огромной территории, очень тяжело, новая власть повсеместно открывает «ликбезы», призванные «правильно» учить грамоте население. Вместе с этим начала формироваться и региональная печать. Особенно ярко это можно проследить в период и после создания Советского союза, что предопределило рождение республиканской прессы.
Республиканские издания строились по образу и подобию центральных печатных органов: аналоги «Бедноты» и «Крестьянской газеты» появляются на национальных языках («Колхозница Украины», «Социалистическое сельское хозяйство Узбекистана», «Колхозы и совхозы Казахстана»).
Примерно таким же, «клонированным» образом строилась и региональная печать: «Смоленская деревня», «Ярославская деревня», «Красный пахарь»…
Наряду с общеполитическими, а также некоторыми специализированными изданиями, рассчитанными на массового читателя, в стране появляются отраслевые журналы, рассчитанные на специалистов.
Так по линии издательства «Колос» выходит 37 подобных изданий: всесоюзные журналы «Земледелие, «Животноводство», «Хлопководство», «Картофель и овощи», «Механизация и электрификация».
В.И. Сапонов разделяет все отраслевые издания послереволюционного периода на 4 группы: 1. общего содержания («Вестник с/х науки»); 2. по растениеводству («Корма», «Земледелие», «Селекция и семеноводство»); 3. по животноводству («Ветеринария»); 4. по механизации и электрификации («Гидротехника и мелиорация»).[1]
Также можно добавить сюда и пятую группу изданий - экономические аграрные журналы («Экономика сельского хозяйства»).
К особому отряду можно отнести такие издания, как «Крестьянка», «Сельская молодежь», «Сельская новь», для которых характерны общеполитические, культурно-художественные и научно-популярные тексты.
Сначала сельскохозяйственная пропаганда в печати носила преимущественно производственный и политический характер, вытекавший из генеральной задачи первых лет Советской власти – «создать и укрепить союз рабочего класса и трудового крестьянства, заложить социалистические основы сельскохозяйственного произ-водства и деревенского быта». К 1926 году была сформирована широкая сеть крестьянской печати, основу которой составляли три типа массовых крестьянских газет: центральная, губернская и уездная…
К концу 30-х годов, когда коллективизация в деревне была завершена, газеты по своей направленности и содержанию становятся в целом рабоче- крестьянскими в системе общеполитической прессы. Был выработан новый тип общеполитической газеты: районная и республиканская. Одновременно и в соответствии с общей тенденцией (усиление специализации советских газет и журналов по отраслям народного хозяйства) усиливалась специали- [1] Сапонов В.И. Печать и проблемы сельскохозяйственной пропаганды (формы и методы). Москва, 1977. С. 42–46. зация сельскохозяйственной печати по отраслям сельско-хозяйственного производства.
В дальнейшем, после формирования так называемого «социалистического типа крестьянина», советская сельскохозяйственная пропаганда расширяет сферу своего воздействия, приобретая все больше социальных черт, тем самым, обуславливая новую тенденцию прессы середины 20 века – универсализация.
Задача пропаганды при любом строе сводится к тому, чтобы приводить интересы реципиента в соответствие с интересами государства и общества.
Задача газет и не только аграрных - преодоление психологического барьера у аудитории, дифференцированный подходит к ней, осуществление общественного контроля за работой того же сельского хозяйства. Надо сказать, что эти задачи выполнялись очень лихо. По утверждению И.И. Засурского, «Успехи СССР в сфере пропаганды нельзя недооценивать. Имиджмейкерами новой государственно-экономической структуры выступало огромное количество талантливых людей, начиная с Эйзенштейна и Маяковского. Основой советской пропагандистской системы были печать и кинематограф, однако позже значительную роль стало играть радио. Основными характеристиками советской пропаганды была четкая адресная направленность сообщений, структурирование системы СМИ в расчете на гомогенные группы потребителей (впрочем, гомогенизация общества была одной из важнейших задач всего социалистического проекта). Советское государство было главным заказчиком политической рекламы, но его требования к изданиям не слишком отличались от современного рекламодателя - скорее можно сказать, что государство было единственным рекламодателем и могло настаивать на безоговорочном выполнении своих требований.
Решающим достоинством, с точки зрения эффективности, советской системы была нераздельность аппарата идеологической пропаганды и власти, а также способность системы демонстрировать значительные успехи в реализации политического проекта, предполагавшего итоговый политический и экономический консенсус (коммунизм), достижимый в реальные сроки. Такие успехи, в сочетании с репрессиями по отношению к политической и экономической оппозиции, позволили корпорации СССР осуществить беспрецедентную программу экономического развития в сжатые сроки». [1]
В середине прошлого века в СССР установилось 2-3 универсальных печатных гиганта, на которые равнялась вся советская аграрная пресса. Это в первую очередь «Правда» - центральный орган ЦК КПСС. Газета имела собственный сельскохозяйственный отдел, сотрудниками которого были люди, хорошо знакомые с отраслью. (В середине 70-х годов «Правда» публиковала по 3-4 сельскохозяйственных передовых статьи в месяц (до 40 в год))[2]
Сельхоз-отдел имел строгую структуру, разбивка была по областям и тематике (общеполитические темы, растениеводство, животноводство, механизация, управление и планирование, специализация и концентрация, социальное развитие, проблема нечерноземья). Каждый сотрудник отдела [1] Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. Москва, 1999. С. 25. [2] Система средств массовой информации России. М., 2001. С. 111.
работал в своей области и почти не выходил за ее рамки.
По другому типу работа была построена в газете «Известия», где все сотрудники были взаимозаменяемы, поэтому не существовало никакого деления отдела, хотя, несмотря на тенденцию универсализации, присутствовали журналисты, пишущие в определенной области. Такое построение работы было прежде всего связано с тем, что у газеты не было четких постоянных задач именно по аграрной тематике. Появление тех, или иных «аграрных» материалов было строго согласовано с директивами, выдававшимися партией в соответствии с пятилетними планами («пятилетками»).
Несомненным гигантом именно сельскохозяйственной журналистики надо признать газету «Сельская жизнь», история которой начинается с тяжелого для страны 33 года, когда резко изменилась государственная политика в отношении крестьян. Тогда она называлась в соответствии с веянием времени – «Совхозная газета» и просуществовала она с этим именем вплоть до смерти Сталина: в 1953 году ее полномочия приняла газета «Сельское хозяйство», а в 1960 году ее официально переименовывают в газету ЦК КПСС «Сельская жизнь». Она была призвана комплексно подходить к решению сельскохозяйственных проблем: от общественно-политических до сугубо технологических.
Редакция СЖ состояла из 15 отделов, из которых 7 – производственных.
Периодически «Сельская жизнь» выходила тематическими номерами, кроме того, часто готовились тематические региональные вкладки для распространения в союзных республиках. Кроме постоянного штата корреспондентов, газета имела широкую сеть внештатных и специальных корреспондентов по всей стране, среди которых и простые колхозники, и директора совхозов, колхозов, и специалисты, и ученые…
К авторскому активу СЖ выдвигались жесткие требования: 1. Безусловная точность и достоверность исполь-зуемых фактов; 2. Изучение и пропаганда передового опыта; 3. Всестороннее исследование проблемы; 4. Экономическое и идеологическое обоснование новшеств, приемов, технологий.
Эти требования к журналистам были тесно связаны с догмами советской пропаганды, основывающимися на главных аспектах «ленинской» пропаганды: политический, экономический и социальный.
Сельскохозяйственная же пропаганда в печати имела три основные части: - пропаганда партийной доктрины; - пропаганда передового производственного опыта; - пропаганда научных знаний.
Нужно сказать, что свои задачи аграрная пресса того времени выполняла неплохо, т.к. особенно в 50-60 гг. сельское хозяйство СССР развивалось очень интенсивно. Вместе с тем, сказывался личностный характер проводимой политики на селе. Я имею ввиду характер каждого отдельного правителя времен СССР: - при Сталине – культ личности и жесткая пропаганда коллективного труда с репрессивными мерами; - при Хрущеве – тот самый «кукурузный» бум, громадное вливание средств в аграрный сектор экономики и резкий подъем производства на селе; - при Брежневе – некоторое возвращение методов сталинской пропаганды.
В последний, «брежневский» период максимально реализовалась скрытая до тех пор тенденция советской прессы - отдаление от человека: массовость, «транспа-рантность», «лозунговость», неукоснительное подчинение партии – все это буквально смело отличительные черты между центральными и районными газетами: те же шаблоны, темы и проблемы из номера в номер. Именно универсализация, по моему мнению, больше всего навредила прессе. Шумевшая тогда политика о стирании границ между деревней и городом, об исчезновении различий в жизни горожан и крестьян (та самая «уравниловка») ничего общего не имела с реальной действительностью, которая, несмотря на все усилия пропаганды, с каждым годом все больше отличалась от действительности печатной.
Выводы по главе
Несомненно, дифференциацию и концентрацию изданий во времена становления СССР необходимо рассматривать прежде всего как прием пропаганды, стремящейся влиять не только на все слои населения (в то время те же тенденции просматриваются и по другим областям жизнедеятельности людей), но и на все стороны жизни человека, работающего в какой-то отдельной области.
Стремясь наиболее широко и глубоко внедрить новую идеологию в сознание крестьян, дабы наиболее эффективно проводить политику коллективизации (особенно это стало актуальным после провала так называемой «политики военного коммунизма», вызвавшей у крестьян резко отрицательные эмоции), необходимо было максимально внедриться в сознание человека. Для этого потребовалось сначала применить очень жесткие карательные меры, а оставшихся в живых обучить грамоте, и не просто грамоте, а советской грамоте, а после уже планомерно и дифференцированно проводить нужную политику, поднимать коммунистическое, советское сельское хозяйство на приготовленных к восприятию умах и на очищенных от «неприятельской скверны» землях.
Это универсальный прием, в принципе, для любой пропаганды, он часто использовался в мировой практике, с исключением лишь некоторых географических, общественно-политических и культурных особенностей отдельной страны, или региона.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8