Рефераты. Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты "Чапаевский рабочий")

Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты "Чапаевский рабочий")

Министерство образования РФ

Самарский государственный педагогический университет

Институт филологического образования

Кафедра журналистики










Курсовая работа

 

«Жанр интервью в региональной прессе»

(на примере городской газеты «Чапаевский рабочий»)

 

Выполнил:

Студент 34 группы

Илясов Денис

 

Научный руководитель:

К.ф.н., доцент

Выровцева Екатерина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Самара 2003

Содержание.

                                                                                                       С.

     Введение                                                                                            3

     Глава   1. Жанровая характеристика интервью.                               6  

     Глава   2. Место интервью в структуре городской газеты «Чапаевский рабочий»                                                                               9       

     Глава   3. Роль журналиста, его профессиональное мастерство в подготовке интервью.                                                                  14     

     Заключение                                                                                      23

     Список использованной литературы                                            24

     Приложения                                                                                      25                                

        


















Введение


Отличительная особенность интервью – его двуадресность: журналист (интервьюер), обращаясь к своему  непосредственному адресату (интервьюируемому), выстраивает особую публицистическую драматургию беседы в расчете на восприятие будущего читателя (адресат массовый).

Особая мера убедительности произведений  этого жанра обусловлена тем, что информация идет в «прямом эфире» от политика или экономиста, ученого или художника, чей авторитет в данной области несомненен.

Интервью для журналиста – это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой – публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть данную тему.

Курсовая работа на тему «Жанр интервью в региональной прессе» на примере городской газеты «Чапаевский рабочий» для меня - возможность проанализировать востребованность жанра интервью в местной прессе. Потому что именно интервью подкупает своей жизнеспособностью и степенью доходчивости. Поэтому тема курсовой работы актуальна для сегодняшнего дня.

         «Высшим пилотажем» называют интервью профессиональные журналисты. При подготовке курсовой работы я, руководствуясь теорией журналистики, изложенной в книгах В.А. Аграновского «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике»1, В.И. Антонова «Информационные жанры журналистики»2, «Введение в теорию журналистики»3, В.В. Ворошилова «Журналистика»4, З.С. Смелковой, Л.В. Ассуировой, М.Р. Савовой, О.А Сальниковой «Риторические основы журналистики»1,  проанализирую интервью как жанр, его особенности. Это составит теоретическую базу курсовой работы. Анализируя жанровое разнообразие материалов, опубликованных в городской газете «Чапаевского рабочего», хочу определить место этого жанра в региональной печати, имеющей, как известно свои особенности в отличие от СМИ другого масштаба.

         Особое значение в подготовке интервью играет сам журналист, его мастерство. Об этом идет речь в книгах Г.В. Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста»2, У.И. Отта «Вопрос+ответ=интервью»3, М. Шостака «Интервью. Метод и жанр»4.

Эмпирическую базу составят статьи, опубликованные в книге «Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики».

Целью работы является исследование интервью как жанра, который является одним из востребованных в современной журналистике. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

-                            проанализировать место интервью в современных СМИ на примере одной городской газеты;

-                            определить особенности подачи интервью в рамках городской газеты.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи курсовой работы, дается обзор литературы по теме. В первой главе рассматриваются вопросы теории применительно к жанру интервью. Во второй главе анализируются публикации городской газеты «Чапаевский рабочий» в жанре интервью, которые представлены в приложениях. В третьей главе предпринимается попытка проанализировать роль журналиста и его профессиональное мастерство при подготовке интервью для городской газеты. В заключении представлены выводы. Список литературы отражает степень изученности круга проблем, очерченных темой курсовой работы и обоснованности сделанных выводов.


Глава 1.

 Жанровая характеристика интервью.


Интервью (английское interview – беседа) – целенаправленная, зафиксированная беседа, предназначенная для распространения в печати (по радио, ТВ). Жанр интервью является одним из самых популярных в современных средствах массовой информации. И особенно популярен он стал в 90-х годах. Это объясняется многими факторами. Во-первых, с изменением политических условий и началом демократии, у интервьюируемого появилась возможность высказать в беседе с журналистом свою точку зрения. Ведь до этого с 1919 г. существовал институт цензоров, и они могли настоять на том, чтобы в любом материале, в том числе и в интервью, была сделана правка – вымарывались строчки и даже абзацы. В советское время собеседник выступал от лица коллектива, рассматривался не как отдельная личность, а как составляющая общества. А отсюда и придирки цензоров. С устранением института цензоров, с восстановлением определенных свобод, журналист получил возможность обращаться к интервьюируемому как к индивидуальности.

Современному массовому читателю, зрителю, слушателю преимущественно необходимы факты, сообщения о каком-либо событии, минимум или вовсе отсутствие комментариев, глубокого анализа. Кроме того, интервью – это жанр, позволяющий получить неискаженную корреспондентом информацию, что тоже немаловажно.

Интервью – особый речевой жанр. И строится в форме диалога между журналистом и интервьюируемым, реплики которых, как правило, выделяются в газетном тексте разными шрифтами.

Диалогичность в интервью выступает не только как способ построения газетного текста, но и как способ организации материалов на газетной полосе.

Общая схема текста интервью трехчастна. В основе – «логическая схема описательного или событийного типа».

В зависимости от первоначальной коммуникативной цели журналиста будет:

а) либо мотивация общественной значимости проблемы, либо свидетельство компетентности мнения интервьюируемого;

б) та или иная форма представления героя интервью.

Определяя форму «классического интервью» как цепочку из звеньев «вопрос-ответ», М.И. Шостак выделяет такие разновидности (основание – цель и характер беседы): информативные, экспертные, проблемные, интервью-знакомства1. На первый план выделяется один из смысловых центров:

-                            либо это социально-психологический портрет личности (человек и время), 

-                            либо анализ актуального события, социального явления, общественной проблемы через призму индивидуального мнения авторитетного лица.

Особенность жанра интервью в том, что все формы высказываний корреспондента направлены только на получение информации. Обращение-вопрос, обращение-сообщение, обращение-побуждение к действию, используемые в интервью, помогают донести до читателя дополнительную информацию.

В теории журналистики оговариваются «бинарность понятия «интервью»: универсальный метод получения информации и публицистический жанр, характеризуемый диалоговой формой изложения материала. Нередко, выстраивая текст, располагая вопросно-ответную информацию «по нарастающей», журналист стремится зафиксировать внимание читателя на главном. И на первом плане должны быть ответы. Ведь именно с ответом приходит понимание. А понимание и ответ диалектически слиты и взаимообуславливают друг друга, одно без другого невозможно1».

                           

























Глава 2.Место интервью в структуре городской газеты «Чапаевский рабочий»


Прежде, чем начать разговор о месте интервью в структуре городской газеты, надо отметить, что газета, выходящая в маленьком городе, имеет свои особенности. Она пишет о людях, которых неплохо знают в городе (сослуживцы, соседи, друзья детей, фронтовые товарищи дедов и т.д.) Отсюда и требования к информации: она должна быть доступна и понятна каждому, кто читает газету. И конечно информация не должна содержать тех сведений, которые и так известны и старому, и малому. Интервью, один из тех жанров, которые сохраняют в газетной публикации «эффект подлинности и непринужденности, что так ценят люди, живущие в «глубинке». Проанализировав публикации в номерах газеты за 8 месяцев 2002 г., заметил, что интервью – один из популярных в «Чапаевском рабочем» жанров. Еженедельно интервью публикуются в разных формах. По пятницам это блиц-интервью или экспресс-интервью. Как правило, публикуются на первой странице, и от журналиста требуется четко сформулировать вопрос. А затем лаконично и конкретно передать ответы интервьюируемых, чтобы читатель получил представление об их позициях. Такое интервью – своего рода инструмент изучения общественного мнения. Пример подобного интервью в приложении №1 С.25

Часто в «Чапаевском рабочем» используются такие формы жанра, как мини-интервью, экспресс-опрос. Особенно если эти материалы предполагается разместить на страницах, обращенных к подросткам и молодежи - «Зебра» и «Молодежный клуб». Почему? Да потому что на вопросы отвечают сверстники, герои этих мини-интервью легко узнаваемы в школьной и студенческой среде. И потому интересны для тех, к кому это интервью обращено. Здесь допустимы выражения и слова, господствующие в подростковой и молодежной среде, сленг. Ведь это мировосприятие делает героя интервью «своим» - он тоже живет среди тех же проблем – пьянство, наркомания, тусовки, «стрелки», - но это не мешает ему оставаться собой, дистанцироваться от тех, кто бессмысленно прожигает жизнь. То, как сделан текст в интервью, обращенных к подросткам и молодежи – как раз и образует эмоциональный климат беседы. Нарушение традиционных границ предложения, незавершенность фразы, некоторая размытость стиля – все это помогает журналистам подчеркнуть характер общения в молодежной среде.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.