1. Ресурсы, априорно присущие городу.
2. Собственные ресурсы городской администрации, то есть общественные ресурсы, находящиеся в ее непосредственном распоряжении.
3. Ресурсы, находящиеся в частной (личной, корпоративной) собственности.
К первой группе ресурсов можно отнести:
· Выгодное географическое положение. Дзержинск расположен в непосредственной близости к Нижнему Новгороду и ряду других промышленно развитых городов Нижегородской области, что при правильной организации связей может дать сильный агломерационный эффект. Вместе с Нижним Новгородом Дзержинск занимает центральное положение в крупном развитом Поволжском регионе. Дзержинск имеет прекрасное транспортное положение, размещаясь на магистральных железной и автомобильной дорогах, соединяющих крупнейшие города европейской части страны (Москву, Нижний Новгород, Казань), а также на реке Оке, в непосредственной близости от ее впадения в основную водную артерию европейской России - Волгу.
· Природные ресурсы. Дзержинск хорошо обеспечен водными ресурсами, в районе города располагаются месторождение силикатных песков. Песчаные почвы и ровный рельеф местности создают благоприятные условия для строительства, хотя существует определенная опасность, связанная с развитием карстовых и суффозионных явлений.
· Трудовые ресурсы. Одним из главных ресурсов города являются трудовые кадры с высоким уровнем образования, профессиональной подготовки и опытом практической работы. Пока остается сильной, хотя и нуждающейся в модернизации и диверсификации, база профессиональной подготовки и переподготовки, получения дополнительного образования. Достаточно внушительно выглядит научно-технический потенциал города, который может стать основой для развертывания научно-технического комплекса.
· К этой же группе ресурсов может быть отнесено удовлетворительное состояние жилого фонда, прежде всего по относительно малому количеству ветхого жилищного фонда, требующего срочной реконструкции.
Вторая группа ресурсов с переходом экономики на рыночные основы претерпевает существенные изменения. В ходе работы над муниципальной антикризисной программой особенно важно выделить те ресурсы, которыми реально располагает, и которые может привлечь городская администрация на цели социально-экономического развития. Основными ресурсами администрации становятся те, которые связаны с улучшением системы управления в самой администрации:
· Сама организация городской власти - ее структура, нормативно-правовая база, схема исполнения решений.
· Правовое и организационное “поле” деятельности граждан и инвесторов, на котором администрация может ввести разумные и понятные правила.
· Муниципальные финансы, прежде всего бюджет города, который можно оптимизировать в результате деятельности администрации.
· Муниципальная недвижимость, включая землю, - ресурс, который можно “упорядочить” и управлять им как одним из краеугольных камней активизации муниципальной экономики.
· Мощным городским ресурсом развития должна также стать сильная политическая позиция городской власти, ориентация на всестороннюю поддержку реформ рыночного характера, открытость и привлечение городского сообщества. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, очень часто программы городского развития терпели неудачу именно из-за отсутствия политического лидерства. Дзержинская администрация сделала ряд шагов в этом направлении, в частности, в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства, однако формирование такой позиции - в большей степени дело будущего.
Третья группа ресурсов связана с наличием в городе:
· Мощной промышленной базы, прежде всего химических предприятий, с наличием комплекса производств, в ряде случаев уникальных. Потенциал предприятий снижается из-за старения основных фондов, однако при реализации соответствующих схем управления он вполне работоспособен.
· Развитой инфраструктуры производственного и социального назначения, создававшейся главным образом в комплексе с основными производствами.
· Наличием в городе “свободной ниши” для развития малого бизнеса и сферы обслуживания, связанная с практическим отсутствием этой сферы в советский период. В настоящее время развитие малого предпринимательства сдерживается в основном недостатками в “предпринимательской среде”, а также бедностью населения, острой криминальной ситуацией.
Серьезность стоящих перед городом проблем, прежде всего экологических, определяет для Дзержинска необходимость добиваться привлечения значительного количества государственных ресурсов на цели развития. Длительное функционирования города как центра химической промышленности общегосударственного, стратегического значения, которое привело к исключительно сильному ухудшению условий жизни в городе, делает обоснованными претензии города на включение его в государственные программы целевой помощи особо нуждающимся территориям.
Подходы к разработке стратегия развития города
Настоящая программа не ограничивается краткосрочными антикризисными мерами. Деятельность городской администрации по улучшению социально-экономической ситуации в городе будет успешной только в том случае, если предлагаемые меры проводятся скоординированно, в рамках средне-/долгосрочной стратегии развития.
Город Дзержинск будет развиваться как полноценное муниципальное образование. Вместе с тем, с учетом сложности сложившейся социально-экономической ситуации, необходимостью приложения значительных усилий и средств для восстановления нормальной среды для жизни населения (прежде всего по экологическим параметрам), предполагается в дальнейшем ограничивать количественный рост города.
Стержнем социально-экономической политики города Дзержинска будет курс на принципиальное изменение существующей целевой функции города при химических заводах. Дзержинск необходимо превратить в город со сбалансированной экономикой, оздоровленной экологией, развитой социально-культурной сферой, в город, в котором произойдет существенное улучшение качества жизни населения и условий для предпринимательства.
Первой попыткой кардинально улучшить экологическую ситуацию к Дзержинске была программа оценки экологического состояния в городе, которая была разработана городским Советом в 1990 году. Программа эта, одобренная Госдумой СССР, дотла до правительственных кабинетов. Однако в октябре 1993 года ситуация в стране резко изменилась, к власти пришли новые люди и программу эту из списка мер в Москве вычеркнули.
Начиная с 1995 года, активную борьбу за улучшение экологической ситуации в Дзержинске повели общественные экологические организации СПЭС и ДЕКОС, которые поначалу занимались наиболее загрязненными территориями поселков Петряевка и Игумново. Но скоро в зону их внимания вошла вся городская территория. Главной целью обеих организаций является получение Дзержинском статуса зоны экологического бедствия. Это бы позволило получать значительные средства на улучшение экологической ситуации, как их получает город Чапаевск Саратовской области. Мэр этого города еще в 1992 году сделал все для того, чтобы город получил статус экологически неблагополучного. Выделенные по этому статусу деньги частично использованы на вытеснение из продажи коровьего молока, зараженного диоксином. Вот это и называется настоящей заботой о человеке.
В Дзержинске такие возможности не используются. Предшественник нынешнего мэра даже расформировал в городской администрации отдел, который занимался вопросами экологии. В сентябре 2001 года городские власти отказались от предложения координатора российской программы по экологии провести исследования по зараженности территории Дзержинска за счет немецких ученых. Наверное, выводы ученых явились бы хорошим подспорьем в реанимации ранее разработанной программы по улучшению экологии.[7]
Наш город находится в зоне карстов. Само слово «карст» происходит от названия плоскогорья в Словении, где преобладают характерные карстовые формы рельефа — воронки, ложбины, пещеры. Процесс, связанный с растворением горных пород под воздействием подземных вод, в результате которого образуются характерные полости и трещины, и называется карстовым.
Одним из первых идею постройки в междуречье Волги и Оки «столицы отечественной химии» высказал еще Владимир Ленин. Территория эта является одним из опаснейших карстологических районов страны (город построен на 4 тысячах карстовых воронках), однако и то время на такие «мелочи» обращать внимание было, видимо, не принято. Уж слишком благоприятными были условия для развития химической промышленности река Ока, железная дорога, близость к большому городу. Вот и построили крупнейший в России химический комплекс, нашпигованный взрывоопасными производствами. За последние 50 лет в Дзержинске произошло более 25 аварий, связанных с карстовыми провалами. Многие из них случились именно на производстве. До экологической катастрофы дело пока не дошло, но если все оставить, как есть, не исключено, что новое большое несчастье — не за горами.[8]
10 лет назад в городе Дзержинске на заводе «Химмаш» произошла крупнейшая в Европе авария на производстве: воронка диаметром 32 м поглотила целый заводской корпус и прилегающее оборудование на площадке радиусом более 120 м.
В образовавшуюся после катастрофы полость закачали более тысячи кубометров бетона, но пустоты тем не менее остались. В результате ситуация стала даже хуже, чем если карстовую воронку вообще не трогали.[9]
Другие экологически опасные химические производства в городе Дзержинске тоже находятся в карстоопасных зонах, а потому не застрахованы от природных катаклизмов. Более того — в карстовых воронках устраивают промышленные свалки. Отходы производства сбрасываются в естественные углубления в земле, а потом сами собой исчезают из поля зрения контролирующих организаций. Зато грунтовые воды становятся абсолютно непригодными для питья, хотя это обстоятельство, похоже, мало кого волнует.[10]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9