Сегодня без экологии никуда – в государственном масштабе это очень заметно, надо только осознать, насколько. И в глазах мирового сообщества окажемся дикарями, и сами вскоре окажемся не только без еды, но и без воды, и без зверья всякого, по уши во всякой дряни – от радиации до мусора.
Если резюмировать сказанное, то хочется надеяться, что в процессе нынешней перестройки органов управления государством для экологии найдутся время и силы – чтобы превратить ее в систему. Дело в том, что когда мы ведем речь, например, об образовании, можно говорить о "системе образования", употребление этого термина оправдано, хотя система неизмеримо шире, чем ведомство, Министерство образования. Система образования включает в себя, прежде всего родителей и их детей (это почти все жители страны, пребывающие поочередно в том и другом качестве), а затем уже педагоги и система их подготовки, медики и администраторы, а также система производства учебников и учебных пособий. И эта широта, опора на все население делают систему очень устойчивой. А вот про экологию нельзя сказать, что эта система укоренилась в обществе и приобрела устойчивость, хотя кое-где и накоплен опыт взаимодействия государственных органов с общественными организациями и школами.
Для создания СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИИ можно и нужно привлечь как специалистов, знающих систему увязки в прежней, до перестроечной экономике (пока они еще живы), так и ученых, работающих в области системного анализа сложных систем. Если попробовать изменить приоритеты при финансировании науки, можно найти силы и средства для разработки новейших (таких, которые нетрудно продать на Запад) технологий – как в энергетике, так и в использовании ресурсов, переработке отходов – вместо того, чтобы покупать их на том же Западе за огромные деньги. Это даст стратегическую для страны возможность вывести из кризиса отечественные науку и технологии, которые оказались, не востребованы в силу, как прошлых ошибок, так и увлечения более простыми способами накопления первоначального капитала. А то ведь развитая держава на глазах превращается в сырьевой придаток, что при ее научном потенциале представляет собой историческую нелепость.
Но есть и другое направление выхода из нашего "экологического кризиса" – расширять опору на население, вовлекать в экологическую проблематику как можно больше людей разных специальностей. Этому и служит "Экология и жизнь" – объяснять и пропагандировать экологические идеи, привлекать к ним интерес, нести их в жизнь. А роль школы в этом еще больше. Именно через школу в общество проникают и укрепляются главные идеи, которые движут затем людьми, влияют на их поступки. Но экологию нельзя сравнивать с идеологией, ориентированной под тот или иной политический заказ. Экологическое неблагополучие – объективная угроза существованию нашего общества, всей цивилизации. Если мы не примем во внимание состояние природы, не распространим на нее гуманное отношение, готовность к пониманию, которое существует между людьми, – можем остаться без будущего.
Так же, как система образования, должна возникнуть и СИСТЕМА ЭКОЛОГИИ как один из институтов общества, который накапливает опыт существования в ладу с природой, в сотрудничестве с ней. Она должна включать и механизмы власти, и наукоемкие технологии, и систему знаний об объективной экологической опасности, и знание способов мирного сосуществования, как с другими людьми, так и с природой. Эту систему еще предстоит построить, и уже видно, что не обойтись отдельными изменениями нужен комплекс мер, в котором образование, правовые и экономические механизмы, новые технологии найдут свое место. Для этого экологии прежде всего надо занять свою нишу в системе ценностей каждого человека. Тогда политика не будет отмахиваться от экологии, а уделит ей место, подобно образованию, сообразуясь с ее ролью в сознании людей. А процесс этот самосогласованный: чем лучше мы знаем предмет, тем больше им занимаемся. И этот процесс "уже пошел" во всем мире, поэтому мы не можем его игнорировать. Просто российский путь – это, как правило, путь тернистый...[4]
Программа экологического развития города Дзержинска основана на том, что городская администрация стремится выполнять свою функцию органа, которому городское сообщество делегировало полномочия по обеспечению своих интересов и потребностей.
Программа экологического и социально-экономического развития города ориентирована на то, что преодоление кризиса состоит не в оперативном вмешательстве в саморазвивающуюся деятельность, а в создании условий для ее свободного развития. Поэтому главной целью Программы является создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.
Благоприятные условия для жизни населения понимаются как возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. Благоприятная предпринимательская и инфраструктурная среда рассматривается как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие деятельности в различных формах.
Программа основана на реалистичном анализе условий и ресурсов развития города. У города достаточно ресурсов, рациональное использование которых позволит стабилизировать экологическое и социально-экономическое положения и дать мощный импульс развитию. К ним относятся, в частности, налаживание эффективного управления, рационального использования городских финансов и муниципальной собственности. Программа содержит комплекс мер, которые ориентированы на повышение эффективности их использования, при этом предлагаемые в программе меры практически не требуют дополнительных бюджетных затрат.
Программа должна стать продуктом “общественного согласия”, основанном на поддержке всего городского сообщества. К представителям сообщества в данном случае относятся городское руководство, предпринимательский сектор, общественные организации, научные и учебные заведения и т. д. Программа должна пройти процедуры общественного обсуждения и принятия городским органом представительной власти. Такая форма работы позволяет, во-первых, использовать интеллектуальный и организационный потенциал города, во-вторых, обеспечит легитимность Программы, ее “устойчивость” во времени и независимость от смены исполнительной власти, в-третьих, обеспечит участие всех представителей города в ее исполнении.[5]
Основная идея улучшения системы планирования социально-экономического и экологического развития в городе состоит в том, что текущее планирование - годовое бюджетное и отраслевое - должно базироваться на долго-/среднесрочной Программе, разработанной на основе стратегических целей. Программа имеет системный характер, объединяя в рамках единой стратегии отдельные блоки по реформированию секторов и отраслей городского хозяйства. Программа определяет принципы и приоритеты, необходимые при принятии решений по конкретным проектам развития экономики и социальной сферы. Она получает статус городского нормативного акта и будет применяться как основа для текущего планирования.
Для того, чтобы быть эффективной, программа должна быть разработана в соответствии с принципами, соответствующими рыночному планированию: быть не директивной, а индикативной; учитывать реальные возможности городской администрации; содержать эффективно действующие экономические механизмы. Особенно важным является развитие обратной связи, обеспечивающей анализ исполнения и возможность корректировок в ходе текущего планирования.
Принятие Программы само по себе явится значительным продвижением в совершенствовании планирования социально-экономического и экологического развития. Она позволит провести упорядочение городской нормативно-правовой и информационной базы, связанной с вопросами социально-экономического развития, схем взаимоотношений между подразделениями администрации, порядка взаимодействия администрации с независимыми городскими структурами; осуществить в процессе работы над программой повышение квалификации сотрудников администрации в направлении перехода к рыночным механизмам перестройки работы.
· Сложная экологическая обстановка. За многие годы работы химических предприятий загрязнение окружающей среды как по текущему, так и по накопленному уровню многократно превысило допустимые пределы, следствием чего является ухудшение условий жизни населения, рост заболеваемости, сокращение продолжительности жизни, снижение численности и ухудшение качества трудовых ресурсов, повышение “нагрузки” на работающих за счет иждивенцев и пенсионеров.
· Высокая опасность кризисных явлений в городской экономике. Слабо диверсифированная городская экономика сильно зависит от колебаний на товарных рынках, ее “провалы” ведут за собой всплески безработицы, ослабление городской налоговой базы, нарастание социальной напряженности.
· Хронический дефицит бюджета города, обусловленный как ослаблением налоговой базы, так и неэффективным расходованием средств. Город из бюджетного донора конца 1980-х годах превращается в дотационный. В структуре самого бюджета особенно серьезно недофинансируются социальные статьи, минимален бюджет.
· Недообеспеченность населения города практически по всем основным видам услуг - жилищно-коммунальной сферы (в частности, по объемам ремонта жилищного фонда и др.), городского пассажирского транспорта (по наличию подвижного состава, его качеству и количеству человеко-поездок), ряду показателей социально-культурной сферы и т. д.
· Неудовлетворительное состояние многих объектов коммунальной инфраструктуры как бытового, так и производственного назначения - производящих и распределяющих тепло, воду, электроэнергию, очистных сооружений, транспортных магистралей и т.д. Причинами являются моральный физический износ, неэффективные формы управления.
· В городе слабо развита предпринимательская среда. Это выражается в ряде признаков, среди которых:
Ø неразвитость городской нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с бизнесом, подмена ее оперативным управлением со стороны администрации;
Ø слабая развитость сети специализированных организаций, занимающихся вопросами экономического развития, маркетинга, работы с инвесторами; особенно это касается организаций, дистанцированных от городской администрации и способных независимо выражать общественные интересы.[6]
Ресурсы города могут быть условно поделены на категории:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9