Рефераты. Роль экологического фактора в формировании интегрального имиджа города Дзержинска и создание условий инвестиционной привлекательности

1.1.2 Значение экологического фактора в современном мировом сообществе в целом и в России, в частности

Сегодня без экологии никуда – в государственном масштабе это очень заметно, надо только осознать, насколько. И в глазах мирового сообщества окажемся дикарями, и сами вскоре окажемся не только без еды, но и без воды, и без зверья всякого, по уши во всякой дряни – от радиации до мусора.

Если резюмировать сказанное, то хочется надеяться, что в процессе нынешней перестройки органов управления государством для экологии найдутся время и силы – чтобы превратить ее в систему. Дело в том, что когда мы ведем речь, например, об образовании, можно говорить о "системе образования", употребление этого термина оправдано, хотя система неизмеримо шире, чем ведомство, Министерство образования. Система образования включает в себя, прежде всего родителей и их детей (это почти все жители страны, пребывающие поочередно в том и другом качестве), а затем уже педагоги и система их подготовки, медики и администраторы, а также система производства учебников и учебных пособий. И эта широта, опора на все население делают систему очень устойчивой. А вот про экологию нельзя сказать, что эта система укоренилась в обществе и приобрела устойчивость, хотя кое-где и накоплен опыт взаимодействия государственных органов с общественными организациями и школами.

Для создания СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИИ можно и нужно привлечь как специалистов, знающих систему увязки в прежней, до перестроечной экономике (пока они еще живы), так и ученых, работающих в области системного анализа сложных систем. Если попробовать изменить приоритеты при финансировании науки, можно найти силы и средства для разработки новейших (таких, которые нетрудно продать на Запад) технологий – как в энергетике, так и в использовании ресурсов, переработке отходов – вместо того, чтобы покупать их на том же Западе за огромные деньги. Это даст стратегическую для страны возможность вывести из кризиса отечественные науку и технологии, которые оказались, не востребованы в силу, как прошлых ошибок, так и увлечения более простыми способами накопления первоначального капитала. А то ведь развитая держава на глазах превращается в сырьевой придаток, что при ее научном потенциале представляет собой историческую нелепость.

Но есть и другое направление выхода из нашего "экологического кризиса" – расширять опору на население, вовлекать в экологическую проблематику как можно больше людей разных специальностей. Этому и служит "Экология и жизнь" – объяснять и пропагандировать экологические идеи, привлекать к ним интерес, нести их в жизнь. А роль школы в этом еще больше. Именно через школу в общество проникают и укрепляются главные идеи, которые движут затем людьми, влияют на их поступки. Но экологию нельзя сравнивать с идеологией, ориентированной под тот или иной политический заказ. Экологическое неблагополучие – объективная угроза существованию нашего общества, всей цивилизации. Если мы не примем во внимание состояние природы, не распространим на нее гуманное отношение, готовность к пониманию, которое существует между людьми, – можем остаться без будущего.

Так же, как система образования, должна возникнуть и СИСТЕМА ЭКОЛОГИИ как один из институтов общества, который накапливает опыт существования в ладу с природой, в сотрудничестве с ней. Она должна включать и механизмы власти, и наукоемкие технологии, и систему знаний об объективной экологической опасности, и знание способов мирного сосуществования, как с другими людьми, так и с природой. Эту систему еще предстоит построить, и уже видно, что не обойтись отдельными изменениями нужен комплекс мер, в котором образование, правовые и экономические механизмы, новые технологии найдут свое место. Для этого экологии прежде всего надо занять свою нишу в системе ценностей каждого человека. Тогда политика не будет отмахиваться от экологии, а уделит ей место, подобно образованию, сообразуясь с ее ролью в сознании людей. А процесс этот самосогласованный: чем лучше мы знаем предмет, тем больше им занимаемся. И этот процесс "уже пошел" во всем мире, поэтому мы не можем его игнорировать. Просто российский путь – это, как правило, путь тернистый...[4]


1.2 Роль экологического фактора на развитие города Дзержинска


1.2.1 Описание программы, проводимой городской Администрацией, для улучшения инвестициооной привлекательности города

Программа экологического развития города Дзержинска основана на том, что городская администрация стремится выполнять свою функцию органа, которому городское сообщество делегировало полномочия по обеспечению своих интересов и потребностей.

Программа экологического и социально-экономического развития города ориентирована на то, что преодоление кризиса состоит не в оперативном вмешательстве в саморазвивающуюся деятельность, а в создании условий для ее свободного развития. Поэтому главной целью Программы является создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.

Благоприятные условия для жизни населения понимаются как возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. Благоприятная предпринимательская и инфраструктурная среда рассматривается как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие деятельности в различных формах.

Программа основана на реалистичном анализе условий и ресурсов развития города. У города достаточно ресурсов, рациональное использование которых позволит стабилизировать экологическое и социально-экономическое положения и дать мощный импульс развитию. К ним относятся, в частности, налаживание эффективного управления, рационального использования городских финансов и муниципальной собственности. Программа содержит комплекс мер, которые ориентированы на повышение эффективности их использования, при этом предлагаемые в программе меры практически не требуют дополнительных бюджетных затрат.

Программа должна стать продуктом “общественного согласия”, основанном на поддержке всего городского сообщества. К представителям сообщества в данном случае относятся городское руководство, предпринимательский сектор, общественные организации, научные и учебные заведения и т. д. Программа должна пройти процедуры общественного обсуждения и принятия городским органом представительной власти. Такая форма работы позволяет, во-первых, использовать интеллектуальный и организационный потенциал города, во-вторых, обеспечит легитимность Программы, ее “устойчивость” во времени и независимость от смены исполнительной власти, в-третьих, обеспечит участие всех представителей города в ее исполнении.[5]

Основная идея улучшения системы планирования социально-экономического и экологического развития в городе состоит в том, что текущее планирование - годовое бюджетное и отраслевое - должно базироваться на долго-/среднесрочной Программе, разработанной на основе стратегических целей. Программа имеет системный характер, объединяя в рамках единой стратегии отдельные блоки по реформированию секторов и отраслей городского хозяйства. Программа определяет принципы и приоритеты, необходимые при принятии решений по конкретным проектам развития экономики и социальной сферы. Она получает статус городского нормативного акта и будет применяться как основа для текущего планирования.

Для того, чтобы быть эффективной, программа должна быть разработана в соответствии с принципами, соответствующими рыночному планированию: быть не директивной, а индикативной; учитывать реальные возможности городской администрации; содержать эффективно действующие экономические механизмы. Особенно важным является развитие обратной связи, обеспечивающей анализ исполнения и возможность корректировок в ходе текущего планирования.

Принятие Программы само по себе явится значительным продвижением в совершенствовании планирования социально-экономического и экологического развития. Она позволит провести упорядочение городской нормативно-правовой и информационной базы, связанной с вопросами социально-экономического развития, схем взаимоотношений между подразделениями администрации, порядка взаимодействия администрации с независимыми городскими структурами; осуществить в процессе работы над программой повышение квалификации сотрудников администрации в направлении перехода к рыночным механизмам перестройки работы.

·                     Сложная экологическая обстановка. За многие годы работы химических предприятий загрязнение окружающей среды как по текущему, так и по накопленному уровню многократно превысило допустимые пределы, следствием чего является ухудшение условий жизни населения, рост заболеваемости, сокращение продолжительности жизни, снижение численности и ухудшение качества трудовых ресурсов, повышение “нагрузки” на работающих за счет иждивенцев и пенсионеров.

·                     Высокая опасность кризисных явлений в городской экономике. Слабо диверсифированная городская экономика сильно зависит от колебаний на товарных рынках, ее “провалы” ведут за собой всплески безработицы, ослабление городской налоговой базы, нарастание социальной напряженности.

·                     Хронический дефицит бюджета города, обусловленный как ослаблением налоговой базы, так и неэффективным расходованием средств. Город из бюджетного донора конца 1980-х годах превращается в дотационный. В структуре самого бюджета особенно серьезно недофинансируются социальные статьи, минимален бюджет.

·                     Недообеспеченность населения города практически по всем основным видам услуг - жилищно-коммунальной сферы (в частности, по объемам ремонта жилищного фонда и др.), городского пассажирского транспорта (по наличию подвижного состава, его качеству и количеству человеко-поездок), ряду показателей социально-культурной сферы и т. д.

·                     Неудовлетворительное состояние многих объектов коммунальной инфраструктуры как бытового, так и производственного назначения - производящих и распределяющих тепло, воду, электроэнергию, очистных сооружений, транспортных магистралей и т.д. Причинами являются моральный физический износ, неэффективные формы управления.

·                     В городе слабо развита предпринимательская среда. Это выражается в ряде признаков, среди которых:

Ø    неразвитость городской нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с бизнесом, подмена ее оперативным управлением со стороны администрации;

Ø    слабая развитость сети специализированных организаций, занимающихся вопросами экономического развития, маркетинга, работы с инвесторами; особенно это касается организаций, дистанцированных от городской администрации и способных независимо выражать общественные интересы.[6]

 

1.2.2 Виды городских ресурсов

Ресурсы города могут быть условно поделены на категории:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.