Рефераты. Литературно-библиографическая информация в СМИ

«Знамя» - ежемесячный литературно- художественный и общественно-политический журнал, выходит с 1931 года.

Очень удобно в оформлении журнала то, что читатель может узнать о самых интересных публикациях в номере, сведения о которых выносятся на обложку журнала (приложение 11).

«Знамя» имеет несколько больших разделов - «non fiction», «Мемуары, архивы», «Публицистика», «Критика», «Наблюдатель», «Конференц-зал».

Открывается журнал художественными произведениями: поэзией, прозой. На страницах журнала хорошо «уживаются» и корифеи литературного пера, и молодые прозаики, реалисты с постмодернистами и т.д. Журнал представляет читателю современную словесность во всём многообразии жанров, стилей, манер.

Раздел «Критика» примечателен тем, что здесь печатаются не только «положительные» или «отрицательные» мнения обозревателей, но и разворачиваются полемические споры по поводу того или иного произведения. Это вызывает интерес читателя к художественному произведению и желанию его прочитать.

Так, например, происходит спор между А. Кузнецовой и её оппонентами по поводу философского романа А. Айвазяна «Американский аджабсандал» (перевод И. Карумян). Здесь каждый из них отстаивает свою точку зрения на это произведение и доказывает свою правоту. Спор идёт острый и динамичный, и каждый по-своему прав (см. «Знамя», 2002, №3).

Скорее всего, раздел «Критика» таким и должен быть, т.к. споры всегда вызывают интерес читателя к произведению, и ему самому хочется составить своё мнение о нём и прочитать это произведение. Это всё и помогает «найти» произведению «своего» читателя.

Рубрика «Наблюдатель» - это, своего рода, журнал в журнале, где разнохарактерные книжные рецензии чередуются с откликами на события театральной, музыкальной, выставочной, и другой культурной жизни.

Но в этой рубрике нас привлекают рецензии на художественные произведения. Здесь представлены развёрнутые рецензии на художественные произведения различных жанров, а также на произведения, напечатанные в других литературных журналах.

В отдельных рецензиях говорится и о самих авторах.

Проанализируем, например, рецензию Д. Дмитриева на книгу Д. Рубиной «Высокая вода венецианцев: повести, рассказы» (приложение 12),

В своей рецензии Д. Дмитриев представляет нам автора Д. Рубину, раскрывает сюжет каждой её повести, даёт характеристику творчеству автора, рассказывает о самом авторе. Рецензия обладает понятным и доступным языком, легко воспринимается.

Рецензии журнала «Знамя» хороши тем, что так подробно «говорят» о произведении. И, если по каким-либо причинам библиотекарь не смог его прочитать, то с помощью таких рецензий он сможет составить своё представление о нём и рекомендовать его читателю. По таким развёрнутым рецензиям легко составлять рекомендательные списки и литературные обзоры.

Интересна также рубрика «Незнакомый журнал», где происходит знакомство читателей с новыми литературными журналами, выходящими в различных регионах России, раскрывается содержание этих журналов: какие произведения публикуют и о чём сообщают эти «незнакомые журналы» (приложение 13).

В разделе «Литературный пейзаж» представлено творчество провинциальных авторов.

Несмотря на то, что в журнале немало места занимает публицистика, критика, информация, популярность журнала «Знамя» по-прежнему во многом определяют проза и поэзия.

На четвёртой странице обложки журнал представляет перспективную информацию - какие произведения и каких авторов будут публиковать на его страницах в новом году. Благодаря этому, читатели могут видеть, какие их любимые авторы здесь присутствуют, а также узнать имена новых (приложение 14).

«Москва» - ежемесячный журнал русской культуры «именем столицы названный». Учредители: Союз писателей России, Российский фонд Мира, Трудовой коллектив журнала «Москва». Издаётся с 1957 года в Москве.

Журнал печатает произведения российских прозаиков, поэтов, драматургов, писателей народов СНГ и дальнего зарубежья, материалы, посвящённые истории Москвы и её современной жизни. Значительное место в журнале занимает раздел «Публицистика», а также рубрики «Поэзия», «Проза», «Культура», «Домашняя церковь».

«Москва», как и «Знамя», выносит на первую страницу обложки лучшие, на взгляд редакции, публикации номера (приложение 15), а на четвёртой странице обложки даёт список произведений, печатающихся в журнале.

«Москва» также представляет молодых и маститых авторов. Удачная находка журнала в том, что он помещает фотографии и краткие сведения об авторе перед каждым произведением (приложение 16).

В разделе «Литературная критика» печатают статьи публичного характера по вопросам литературы и литературоведения; о творчестве отдельных писателей; даётся критика на художественные произведения.

В журнале отсутствует раздел рецензий, нет библиографических списков литературы, нет обзоров литературных и «книжных лавок».

«Москва» - это не просто литературно-художественный журнал, а журнал русской культуры. Это определение говорит само за себя; здесь уже намного меньше произведений литературы, и, практически, нет литературной библиографической информации; больше публицистики и другого информационного материала, касающегося культуры и искусства.

«Октябрь» - независимый литературно-художественный публицистический журнал. Издаётся с мая 1924 года. Имеет такие крупные постоянные разделы, как «Проза» и «Поэзия», «Публицистика», «Литературная критика».

Как и другие «толстые» журналы, «Октябрь» представляет нам известные и новые имена, печатает критику и рецензии, литературные обзоры. В журнале есть такие рубрики, как «Панорама», где даются рецензии на книги только что вышедшие или готовящиеся к изданию. Рецензии в журнале подробны и обстоятельны. Для примера возьмём рецензию В. Шубинского на книгу А. Ротмана «Нинвей» (приложение 17). В. Шубинский даёт нам представление об авторе книги, раскрывает содержание сборника стихов А. Ротмана. И, особенно приятно, то, что Шубинский даёт не только отрицательную, но и положительную характеристику сборнику.

Недостаток рубрики в том, что она является непостоянной, выходит с разной периодичностью на страницах журнала.

Интересна и рубрика «Русское поле», которая пытается, хоть в какой-то степени, помочь преодолеть культурную разорванность центра и провинции. Воссоздать единое духовное пространство России невозможно без участия одарённой молодёжи - будущих создателей и устроителей нашей культуры и литературы. Поэтому рубрика представляет молодых авторов и их произведения из разных регионов России (приложение 18).

В рубрике к краткому библиографическому описанию даются рекомендательные аннотации. Рубрика печатается в журнале с периодичностью 3-4 раза в год.

Рубрика «Титульный лист» представляет книги, которые уже вышли в свет. Здесь представлены не только художественные произведения, но и публицистика и мемуары (приложение 19). Библиографическое описание дополняется общими рекомендательными аннотациями. Выходит на страницах журнала «Октябрь» в течение года с разной периодичностью.

«Октябрь» выносит на первую страницу обложки информацию о самых лучших публикациях в номере журнала, а на четвёртой странице обложки даёт список произведений, которые публикуются в течение года, и будут публиковаться в следующем году.

«Новый мир» - ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли, издаётся с января 1925 года.

Открывается журнал художественными произведениями - это романы, повести, рассказы, стихи и поэмы. «Новый мир» представляет читателю авторов разных «рангов» - от начинающих до корифеев.

Немало места в журнале занимает интересующая нас рубрика «Рецензии и обзоры», где представлены обзоры художественной литературы и подробные, обстоятельные рецензии на них.

«Книжная полка» журнала «Новый мир» также знакомит нас с новыми книгами, книги представлены разными жанрами. Библиографическое описание снабжено рекомендательной аннотацией (приложение 20). Рубрику «ведут» разные авторы. В приложении представлена «Книжная полка Никиты Елисеева».

Очень интересна такая находка журнала, как «Библиографические листки». Здесь представлены не только отдельные книги, но и произведения из периодической печати, с указанием источника информации. Библиографическое описание снабжено рекомендательной аннотацией. Очень удобно для читателей то, что рубрика постоянна. Рубрика используется также и библиотекарями при подготовке рекомендательных списков, литературных обзоров, бесед, вечеров (приложение 21).

«Литературная критика» представляет нам новые произведения молодых авторов; критика читается с интересом, т.к. написана живым и интересным языком, имеет много спорных мнений различных авторов-критиков на одно и тоже произведение.

«Звезда» - «толстый» литературный журнал, издаётся с 1926 года.

Журнал тоже открывается художественными произведениями, представленными разными авторами во всём многообразии жанров и стилей.

В журнале есть всё: и публицистика, и поэзия, и проза, и эссеистика, и критика, и мемуары.

А раздел «Новые переводы» представляет литературу зарубежных авторов.

«Звезда» не публикует литературно-библиографической информации как таковой. Единственная форма ЛБИ - на четвёртой странице обложки журнала, где представляются вниманию читателя и книготорговцев списки книг, уже вышедших в свет или готовящихся к печати (приложение 22).

С произведениями авторов дальнего зарубежья мы можем ознакомиться в журнале «Иностранная литература». Это ежемесячный литературный журнал, целые номера которого иногда посвящены литературе отдельной страны.

Раздел «Курьер «ИЛ»» знакомит нас с произведениями и авторами различных стран в форме литературного обзора.

«Среди книг» - в этом разделе печатается литературная критика.

Кроме «толстых» литературных журналов существуют также литературоведческие и «тонкие» журналы. Литературоведческие журналы удовлетворяют глубокий интерес читателей к литературным явлениям, потребность в изучении истории и теории литературы.

Одним из таких изданий является журнал «Вопросы литературы», рассчитанный на читателей, по роду своей деятельности связанных с литературой, и на широкие круги любителей литературы. На его страницах освещается текущая литературная жизнь России и зарубежных стран.

В центре внимания журнала находятся проблемы теории, истории литературы, критики, эстетики; публикуются материалы из архивов по истории русской классики, зарубежной и российской литературы. Рецензируются только литературоведческие работы, а обзоры посвящаются литературно- художественным произведениям.

Историко-литературный журнал «Русская литература» представляет особый интерес.

Каждый номер журнала открывается разделом, в котором разрабатываются проблемы истории и теории литературы. В критико-библиографическом разделе журнала «Обзоры и рецензии» анализируются заметные исследования теоретического и историко-литературного характера и капитального издания произведений писателей.

Для учителей-литераторов предназначен журнал «Литература в школе». Это журнал методического характера. Главная задача журнала - способствовать улучшению преподавания литературы в школе. Здесь печатаются статьи литературоведческого плана, обзоры, рецензии, списки книг.

Журнал «Детская литература» рассматривает проблемы истории, теории и современного развития детской литературы.

«Тонкие» или массовые иллюстрированные журналы существенно отличаются от «толстых» по своему профилю, задачам, читательскому назначению и внешнему облику. Эти журналы более оперативны и злободневны. Помимо литературно-художественных произведений, они публикуют материалы о международной жизни, о спорте, литературе и искусству. К таким изданиям относится, прежде всего, «Огонёк».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.