Рефераты. Литературно-библиографическая информация в СМИ

«Концепция государственной информационной политики» интегрирует политику в области СМИ, уделяя ей особое место в процессе построения информационного общества. В процессе будущей реализации этой масштабной задачи «Концепция» выделяет три класса ключевых проблем, а именно:

-        развитие технологического базиса информационного общества;

-        создание благоприятных социально-экономических и культурных предпосылок перехода России к информационному обществу;

-        развитие информационного воздействия с другими странами.

Несмотря на то, что документ отмечает существование многочисленных и, довольно сложных, проблем, препятствующих быстрому созданию в России информационного общества, важность постановки этой задачи трудно переоценить. Политическая элита России, сформировав в «Концепции» глобальную цель, сумела выразить и позитивные устремления многих российских учёных, и недолгий, но уже значительный опыт молодого российского бизнеса, и естественные устремления молодого поколения россиян.

В мае 1999 года Государственный комитет РФ по связям и информатизации одобрил «Концепцию формирования информационного общества в России», что также стало принципиально важным шагом для российской политики, экономики и культуры. Хотя документ имеет ведомственный характер, его значение перерастает рамки только одного министерства. «Концепция» предлагает российский путь перехода к информационному обществу, основанный на национальных приоритетах, включающих в себя:

-        информатизацию всей системы общего и специального образования;

-        формирование и развитие национальной индустрии информационных и коммуникационных услуг;

-        обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим русским культурно-историческим традициям и формирование на базе этого социально-культурной среды общества.

Постановка этих масштабных, но чрезвычайно актуальных задач свидетельствует о понимании российским государством ключевых моментов современного развития.

При всех трудностях и сложностях развития российских СМИ, опыт последнего десятилетия свидетельствует о достаточной прочности, ограждающего свободу печати, законодательства России. В конечном счёте будущее СМИ и России упирается в экономику и политическую волю, необходимую для перехода к информационному обществу в демократических гражданских традициях, которые нарабатываются в России в начале XXI века.

К сожалению, в последнее время СМИ, увлечённые перестройкой, переориентацией целей и средств своей деятельности, практически не уделяют внимания такому важному направлению, как информационная поддержка художественной культуры (и, в частности, художественной литературы). Далее в работе мы остановимся на анализе возможностей СМИ в этой среде деятельности, на оценке имеющегося опыта работы.

1.2 Литературно-библиографическая информация: понятие, формы существования

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о том, что такое ЛБИ, хотелось бы дать общее представление что такое «литература», «библиография художественной литературы и литературоведения» или, как её чаще называют «литературная библиография».

Литература [от латинского lit(t)eratura буквально - написанное, от litera - буква] - один из основных видов искусства - искусства слова. Термином «литература» обозначают любые произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном виде и обладающие общественным значением. Так различают литературу научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако, в более строгом смысле, литературой называют произведения художественной письменности.

Литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, её словесный «материал» универсален. Она создаёт свою форму из слов и языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно в буквах), постигается в интеллектуальном понимании.

Всякое художественное произведение - это духовно-эмоциональное общение между людьми и вместе с тем новое явление, «сделанное», сотворённое человеком, а также нечто познанное, открытое им. Литература стоит на грани искусства и умственной деятельности. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М. Горький) - за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души.

Художественная литература - одно из самых могучих и эффективных средств воспитания человека. В ярких образах глубоко и правдиво показывает она различные стороны жизни, раскрывает сущность всех её явлений, объясняет и оценивает их, развивает в людях чувство прекрасного.

Задачу популяризации знаний в области художественной литературы помогает решать литературная библиография, или библиография художественной литературы и литературоведения.

Библиография художественной литературы и литературоведения носит отраслевой характер. Другими словами, «при библиографировании создаются источники информации о материалах по определённой отрасли знаний или практической деятельности, а также целому комплексу этих отраслей для содействия процессам исследования производства, потребления, управления» (15, с.33).

Для отраслевой библиографии характерен подход к материалу с точки зрения содержания: собирается, описывается, систематизируется определённая, ограниченная объективными рамками часть мировой печатной (либо существующей в электронной форме) продукции, и её границы совпадают с границами данной отрасли.

Литературная библиография отвечает эвристическим (помощь в разыскании литературы и иных документов), подытоживающим (суммирование вышедших публикаций), управленческим (влияние на выбор пользователей) потребностям.

В пределах литературной библиографии создаётся информация о печатных материалах, непосредственно относящихся к данной отрасли (изданиях и публикациях художественных произведений, документальных материалов - писем, воспоминаний, литературоведческих работ).

В то же время могут быть отражены публикации по другим отраслям знаний - например, по истории, этнографии в той мере, в какой это нужно для информационного обеспечения работы по проблемам художественной литературы и литературоведения.

Непосредственно объектом деятельности в этой области являются издания - книги, публикации в книгах и периодической печати. Но, анализируя суть литературной библиографии, можно сделать вывод, что опосредованный, но не менее важный её объект - явления художественной литературы, т.е. литературные произведения, творчество писателей, национальные литературы, мировая литература той или иной эпохи, а также связанные с ними литературоведческие проблемы (15, с.35).

Действительно, создавая рекомендательную библиографическую информацию о классиках зарубежной художественной литературы, библиотекарь прежде всего должен выяснить, каких писателей можно считать классиками: т.е. обратиться к авторитетным трудам по литературоведению. Прежде чем приступить к подготовке библиографической информации о литературоведческой проблеме, необходимо представить себе структуру проблемы, а затем подбирать литературу по каждому из вопросов.

Таким образом, непосредственный объект литературной библиографии - издания и публикации произведений художественной литературы, литературоведческих работ, а опосредованный - явления художественной литературы и литературоведения.

Специфика литературной библиографии связана со спецификой художественной литературы. Очень мало людей, которые никогда не читают или не читали литературных произведений.

Художественная литература в большей степени, литературоведение в меньшей степени представляют значительный общественный интерес, с этим связаны и особенности литературной библиографии, и, прежде всего, её просветительская, популяризаторская функция. В судьбе литературного явления значительную роль играют читатели художественной литературы, что оказывает влияние и на литературную библиографию.

Представления о читателе возникают у автора уже тогда, когда литературное произведение существует ещё в виде замысла - автор сознательно или бессознательно имеет в виду тех читателей, для кого он пишет. Литературное произведение должно читаться - именно тогда оно живёт в обществе. «Читатель - лицо незаменимое, без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Пушкина - всего лишь немая и мёртвая груда бумаги», - писал С.Я. Маршак (35, с.67). Да, произведения Гомера и Пушкина существуют, если их не читают какое-то время. Придут другие времена и всё равно их книги будут востребованы.

Сегодня уже мы становимся свидетелями того, как недавно популярные книги оказываются за пределами читательского интереса и внимания, а то и вовсе перестают спрашиваться в библиотеках, а другие произведения, на долгое время забытые, вновь вызывают повышенный интерес взрослых и юных читателей.

Рекомендательная литературная библиография возникает в результате потребности в источниках информации о книгах со стороны читателей, знакомящихся с миром литературы. Задача рекомендательной библиографической информации (БИ) состоит в том, чтобы от одного или нескольких произведений литературы или литературоведения привести читателя к знакомству с другими произведениями, расширяющими, дополняющими, углубляющими знания художественной литературы и литературоведения. В соответствии с этим представляется органичным существование рекомендательной вторично- документальной информации в определённой связи с первичной.

Степень и характер связи с первичной информацией - это один из принципов, по которому различается рекомендательная БИ о художественной литературе и литературоведении.

Первичная информация способствует возникновению читательского интереса, подготавливает к восприятию вторично- документальной. Создатель БИ, исходя из характера первичной информации, определяет, какие представления о явлении литературы приобрёл читатель и в каких направлениях могут дополняться, углубляться эти представления. Такова рекомендательная БИ в литературных передачах по радио и телевидению, а также прикнижные библиографические списки в изданиях произведений художественной литературы и литературоведческих работ.

Значение рекомендательной БИ, непосредственно связанной с художественной литературой и литературоведением, недооценивать нельзя. Библиографические сведения в радио- и телепередачах, прикнижные библиографические списки могут стать первым знакомством любителей литературы с библиографией. Ведь библиографические сведения являются как бы продолжением самого содержания, нередко заключение к художественному произведению в повествовании литературоведа прямо приводит читателя к использованию БИ, поскольку говорит о месте произведения в творчестве писателя, кратко характеризует в связи с рассматриваемым произведением других творений писателя, направления в изучении его творчества.

ЛБИ выполняет свои, только ей присущие функции и имеет собственный основной объект - документы литературно-художественного, литературно- критического и литературоведческого циклов. Содействуя развитию литературной науки и эстетических вкусов читателей, активно пропагандируя литературно-эстетические ценности, ЛБИ выражает собственный контакт внутри системы «документ-потребитель», являясь средством информирования о документальных эстетических, литературно-художественных ценностях, о первичной и вторичной научной информации. Она позволяет целеустремлённо отобрать литературную информацию, придать ей более свёрнутую, унифицированную и формализованную форму, освободить читателя от личного, часто не квалифицированного поиска.

Основной функцией ЛБИ является информационная (коммуникативная). Выделение каких-либо других - условно, все они являются производными от информационной.

Основополагающее начало ЛБИ - вторичность, а всё первичное, непосредственно познавательное и образовательное обусловлено вторичностью, информативностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.