Рефераты. Литературно-библиографическая информация в СМИ

Литературно-библиографическая информация в СМИ

Министерство Культуры Российской Федерации

Самарская государственная академия культуры и искусств

Факультет информационных и культурных связей

Кафедра библиографии


Дипломная работа.

Литературно-библиографическая информация в СМИ


Исполнитель: Рыхлик Марина Викторовна

студентка группы Б-47

заочного отделения

Научный руководитель: Кузичкина Г.А.




Самара 2003

Оглавление


Введение

Глава 1. СМИ в России. Литературно-библиографическая информация

1.1 Анализ СМИ в современной России

1.2 Литературно-библиографическая информация: понятие и формы существования

Глава 2. Литературно-библиографическая информация в СМИ

2.1 ЛБИ в периодической печати

2.2 ЛБИ на телевидении

2.3 ЛБИ на радио

Глава 3. Взаимодействие библиотек и СМИ: на примере работы МУК «Библиотека Автограда» (г. Тольятти)

3.1 «Библиотека Автограда» - городской общедоступный центр информации

3.2 «Библиотека Автограда»: связь со СМИ города

3.3 Характеристика отношения читателей к СМИ, как каналу получения ЛБИ

Заключение

Список использованной литературы

Список сокращений

Приложение

Введение


Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (СМИ): газет, журналов, телевидения, радио. Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединённые средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на громадные массы людей.

Развитию СМИ во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным целенаправленное воздействие на общество - это одна из причин, по которым правительства передовых стран стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства.

Информация - важнейший инструмент прогресса, главный и наиболее дефицитный ресурс развития современного общества, одна из основных общечеловеческих и национально-государственных ценностей. Однако, как показывает жизнь, при бесконтрольном использовании она может превратиться в средство, крайне опасное в социальном отношении, негативно действующее на экономику, идеологию, политику, культуру, литературу и человеческое поведение.

Именно информационные ресурсы и процессы являются первопричиной многих глобальных катастроф и социальных катаклизмов. Стало очевидным, что нарушение информационных законов мироздания может оказаться роковым для существования самого человечества. А между тем, именно эти законы наименее изучены, что даёт основание для самых пессимистических прогнозов.

Дело в том, что отрезок исторического времени, в течении которого люди стали фиксировать информацию, а затем обрабатывать и использовать её, не составляет и одного процента человеческой цивилизации. Почти 99% своего исторического пути люди имели дело по преимуществу с материальными объектами. В новой сфере информационной деятельности имеющийся опыт и глубина интуиции человека на несколько порядков слабее, чем в сфере традиционного материального производства. При переходе же к этой новой деятельности уровень культуры, информационные технологии и личностные качества становятся основой движения к открытому информационному обществу, требуются новые подходы к решению проблем информационной политики.

Отсюда, потребность номер один - в полной, своевременной, достоверной, безопасной и доступной информации и в высокой информационной культуре.

СМИ состоят из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Поэтому переоценить СМИ в жизни каждого человека очень трудно.

Но, в то же время, когда идёт стремительное их развитие, специалисты отмечают падение интереса к книге и снижение её роли в жизни современного общества, вследствие чего происходят изменения читательских интересов и потребностей, изменения материальных ценностей и культурного уровня.

Но в корне будет неверно противопоставлять книгу СМИ. Ведь любое литературное произведение, любая литературно-библиографическая информация (ЛБИ) становится достижением миллионов людей только тогда, когда о них рассказывает СМИ. В связи с этим нужно искать пути взаимодействия и гармоничного объединения СМИ и традиционных книжных коммуникаций. И здесь нельзя не учитывать, что у каждого пишущего и снимающего свой взгляд на литературу, у каждого издания - своя социальная позиция, свои принципиальные подходы к литературе и информации о ней. Ведь каждый человек является и читателем, и зрителем, и слушателем одновременно, и его нельзя рассматривать вне зависимости от СМИ.

Работая в сфере информационно-библиотечных услуг, опираясь на профессиональный личный опыт, автор работы остановил свой выбор на данной теме не случайно. Ведь от решения проблем взаимодействия книг и СМИ, а также от представленной в них качественной ЛБИ зависит эффективность библиотечной работы, от расширения используемых источников информации зависит наиболее полное удовлетворение самых разнообразных потребностей читателя, а также формирование его духовного мира.

Какими путями идёт читатель к своей книге? Как книга находит читателя? Какую роль в этом играют СМИ и ЛБИ? Вот те немногие ключевые вопросы, которые волнуют специалистов, связанных с чтением, и, прежде всего, библиотекарей и библиографов.

Художественная литература, как самый читаемый вид словесного творчества, по-прежнему лидирует в читательских запросах. ЛБИ существует в самых разных формах - специализированных, косвенных. К ней активно обращаются и читатели, и библиотекари.

Цель данной работы - выявить и оценить возможности СМИ в деле создания и распространения ЛБИ, а также охарактеризовать взаимосвязь между СМИ и библиотеками.

Объектом исследования являются СМИ и ЛБИ, присутствующая в них. Следует оговорить то обстоятельство, что в сферу данной работы не входит рассмотрение информационных возможностей системы Интернет, а только периодическая печать, радио, телевидение.

Ввиду многоплановости темы, в работе сосредоточено внимание на исследовании:

-        основных проблем, характеризующих деятельность СМИ;

-        возможности СМИ и библиотеки ЛБИ.

Поставлены следующие задачи:

-        проанализировать особенности СМИ в России;

-        дать определение понятия «ЛБИ» и установить в каких формах она присутствует в СМИ;

-        дать анализ ЛБИ:

-        на телевидении;

-        на радио;

-        в периодической печати.

-        найти грани взаимодействия библиотек и СМИ (на примере «Библиотеки Автограда» г. Тольятти);

-        провести анкетирование читателей с целью выяснения их отношения к ЛБИ в средствах массовой информации.

Методом исследования стал анализ:

-        научных и публицистических статей о роли информационного пространства в жизни человека;

-        учебной литературы о СМИ;

-        публикаций по теме;

-        годовых отчётов «Библиотеки Автограда» за 3 года;

-        спецвыпусков Департамента культуры г. Тольятти;

-        периодики за 2001-2002гг.;

-        теле- и радиопрограмм.

База проведения: МУК «Библиотека Автограда» г. Тольятти.

В соответствии с выбранными методиками проведения исследований выстраивается структура данной работы.

Во введении автор подчёркивает актуальность темы, её значимость, обосновывает задачи, предмет и практическую значимость исследований.

В первой главе автор рассматривает общие вопросы, посвященные информации в обществе, СМИ и ЛБИ.

Во второй главе автор исследует состояние ЛБИ в СМИ; говорит о книготорговой рекламе, как о специфическом средстве ЛБИ.

В третьей главе автор анализирует деятельность «Библиотеки Автограда» и её влияние через СМИ на формирование читательских интересов и потребностей.

Практическая значимость: результаты могут быть использованы в работе библиотек для уяснения возможностей использования СМИ для рекламы книг и привлечения читателей.

Основные положения дипломной работы были освещены в докладе на 3-ей студенческой конференции «Мир культуры - мир библиотек» в январе 2003г.


1. Средства массовой информации в России. Литературно-библиографическая информация

1.1 Анализ СМИ в современной России


Конец 80-х-начало 90-х годов ХХ века характеризуется пиком «информационного взрыва», значительную роль в котором играют СМИ.

Современные СМИ в России переживают двойную трансформацию:

-        на региональном уровне - от командно-административных структур и авторитаризма к рыночной экономике и демократизации;

-        в глобальном масштабе - к информационному обществу, где новые информационные и коммуникационные технологии определяют новые условия бытования СМИ - глобализацию и конвергенцию на базе оцифровки (дисплизации).

СМИ становятся ключевым элементом нового общественного устройства, они играют важную роль в экономике, политике, в создании и развитии публичной сферы, в формировании социокультурной среды.

Новые параметры определяют и характер новых СМИ, их место в современном обществе. Трансформация СМИ оказывается болезненной, часто свобода слова подменяется вседозволенностью бульварной журналистики, непродуманностью структур теле- и радиоэфира.

Прошло 10 лет после распада СССР. За это время СМИ на постсоветском пространстве радикально изменились: появилось российское законодательство о печати, они стали значительной и объёмной промышленной отраслью - медиаиндустрией. Изменился облик массовой коммуникации, кроме привычных каналов распространения информации - печати, радио, телевидения - активно используются новые технологии, и, прежде всего, Интернет - как среда размещения традиционных СМИ и как средство создания электронных изданий.

В России в сфере вещания существует довольно мощное присутствие государства, хотя подавляющее большинство теле- и радиостанций - частные. Тем не менее, самые мощные телевизионные компании - это государственные компании. В этом мы несколько отличаемся от других стран. У нас имеются, по крайней мере, два национальных канала - ОРТ и РТР, которые представляются государственными.

Есть некоторые обстоятельства, которые радикально изменили лицо российских СМИ. Прежде всего, это создание информационно-коммуникационной промышленности, в которой появились и по-новому работают совершенно новые отрасли, такие как реклама, паблик рилейшнз, маркетинг. В них возник новый вид распространения журналистской продукции - электронные версии СМИ, которыми обзаводятся телеканалы, радиостанции, газеты, журналы. сегодня ведущие теленовостей отсылают телезрителей за подробностями в Интернет.

Новым элементом российских СМИ стали электронные газеты и информационные агентства, расширяющие свою аудиторию, а иногда даже пытающиеся конкурировать по оперативности и быстроте сообщений новостей с телевидением.

В настоящее время российское государство вступает в новый этап формирования политики в сфере информации и телекоммуникации. Этот этап характеризуется комплексностью подхода, попыткой выработать общенациональные приоритеты, соединив уже имеющиеся достижения и проекты на ведомственных и региональных уровнях. Речь идёт об одобренной в декабре 1998 года комитетами Государственной Думы и Постоянной Палатой по государственной информационной политике «Концепции государственной информационной политики». В этом документе впервые в практике российской государственной власти поставлена задача построения в России информационного общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.