Например, отделом исполнения постановлений хозяйственного суда Витебской области на основании приказа хозяйственного суда было возбуждено исполнительное производство о взыскании с РАТУП «Витебскоблавтотранс» в пользу ОАО «Белинвестбанк» (г. Витебск) 59217,54 EUR и взыскание было обращено на залоговое имущество (3 здания) [c. 100, 20].
В результате проведения первых торгов по реализации данного имущества было продано одно здание из трех. После отказа залогодержателя принять в счет погашения задолженности оставшееся залоговое имущество судебный исполнитель объявил вторично торги, которые не имели положительного результата. Залогодержатель после неоднократных запросов судебного исполнителя по истечению более трех месяцев не воспользовался правом оставить за собой предмет залога. В настоящее время судьей вынесено определение о прекращении договора залога. Данный пример говорит о том, что банк взял в залог имущество, которое явилось неликвидным.
Управление контроля с приобретенным за пять с лишним лет опытом организации и контроля за исполнением постановлений хозяйственного суда, уровнем кадров является инициатором внедрения в практику действенных форм и методов деятельности судебных исполнителей хозяйственных судов, позволяющих в полной мере выполнять задачу, стоящую перед Службой. Управление работает без отрыва от ниже стоящих структурных подразделений, так как на местах более отчетливо в результате практической деятельности видны проблемы, с которыми приходится сталкиваться судебным исполнителям. Управление явилось инициатором и разработчиком ряда проектов, связанных с деятельностью Службы законодательных актов, в том числе и такого объемного документа, как Инструкция о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, которая утверждена постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 28 июня 2002 года № 14. Необходимо отметить, что в данной Инструкции в результате обобщения практики исполнения хозяйственными судами законодательно урегулированы некоторые связанные с исполнением вопросы, которые не нашли отражения в Хозяйственном процессуальном кодексе, например, процедура проведения торгов.
Помимо контроля за своевременным и полным исполнением постановлений хозяйственного суда судебными исполнителями, изучения практики применения законодательства Республики Беларусь в сфере исполнительного производства, разработки предложений по его совершенствованию, управление занимается непосредственным исполнением исполнительных документов.
О достаточной эффективности работы судебных исполнителей управления можно привести много примеров. Взыскатели, пользуясь тем, что судебным исполнителям управления предоставлено право осуществлять исполнительные действия на всей территории Республики Беларусь, все чаще обращаются в Высший Хозяйственный Суд с заявлениями о принудительном исполнении документов именно судебными исполнителями управления. И часто в практике работы управления встречаются случаи, когда после поступления производств из хозяйственных судов областей в управление у должника сразу же находились денежные средства для расчета с кредиторами. Наглядным примером этому может послужить производства о взыскании более 14 миллионов рублей с ОДО «Зажевичи» (Солигорского района) в пользу колхоза «Большевик» [с. 100, 20].
Однако в работе по исполнению постановлений хозяйственного суда возникают проблемы следующего рода. Как видно из материалов дела, определением от 15.07.2002 г. хозяйственный суд Минской области принимает решение об отложении исполнительного дела, в котором должником является Республиканское унитарное предприятие "Лошницкий завод "Агромаш", а взыскателем – ЗАО «Тора-М». При этом он опирается на ст. ХПК, в которой изложено буквально следующее: "судебный исполнитель откладывает совершение исполнительных действий только по заявлению истца (взыскателя) или на основании определения хозяйственного суда". Но согласно ХПК исполнительное производство можно отложить (ст. 258), а можно приостановить (ст. 259-261, 264). Приостановление осуществить не так-то легко: в указанных статьях четко расписаны те обстоятельства, при наступлении которых это возможно, и сроки такого приостановления. Нюансам этого процесса уделял внимание и Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (например, п. 7 постановления Пленума ВХС № 10 от 22.06.2000 г.). Если же серьезно подойти к проблеме применения ст. 258 ХПК, то нужно отметить следующее. В силу ст. 168 ХПК в определении хозяйственного суда должны указываться мотивы, по которым хозяйственный суд пришел к своим выводам, со ссылкой на акты законодательства, содержащие определенные правовые последствия. Применительно к рассматриваемому случаю это означает следующее: просит должник отложить взыскание долга по какой-либо конкретной причине, значит он должен найти норму акта законодательства, которая связывает это обстоятельство с возможностью отсрочки выплаты долгов. Суд, рассматривая данное обращение, должен убедиться в действительности и законности просьбы должника, взвесить правомерность применения нормы законодательства к рассматриваемому случаю и только тогда принимать решение об отложении взыскания. Если же законодательство не предусматривает возможность невзыскания долга по причине, которую указал в своем заявлении должник, то нет и оснований для применения ст. 258, то есть для отложения исполнительного производства. В противном случае, указанный судебный акт будет носить уже незаконный характер. Согласно ст. 262 ХПК исполнительное производство прекращается, в частности, если для данного вида взыскания истек установленный срок давности. При этом все принятые судебным исполнителем меры по исполнению отменяются, а прекращенное исполнительное производство не может быть начато вновь.
Согласно ст. 17 Банковского кодекса срок исковой давности по требованиям банков к заемщикам при ненадлежащем исполнении условий кредитных договоров установлен в 5 лет. При этом отложение исполнительного производства не является основанием для приостановления либо перерыва течения срока исковой давности (ст. 203, 204 ГК). Причем банку должно быть вдвойне обидно еще и за то, что согласно ст. 17 Банковского кодекса, ст. 209 ГК исковая давность не распространяется на требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов. Следовательно, должнику выгодно медлить с погашением долга и необходимость применения своей принудительной функции государством очевидна. В Уголовном кодексе Республики Беларусь согласно ст.242, уклонение индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица от погашения по вступившему в законную силу судебному решению кредиторской задолженности в крупном размере при наличии возможности выполнить обязанность наказывается определёнными санкциями. Под крупным размером в данной статье понимается сумма, в 250 и более раз превышающая размер базовой величины. Уклонение имеет место уже в том случае, когда долг не возвращается либо возвращается в таком размере и такие сроки, при которых становится очевидным, что этот процесс затянется на необоснованно длительный период. Уклонение может выражаться не только в действии, но также и в бездействии. Результатом бездействия как раз и является отсутствие правовых последствий, предусмотренных решением суда. В рассматриваемом случае наличествует и этот признак преступления, предусмотренного ст. 242 УК. Поэтому правоохранительные органы, получив соответствующее заявление от взыскателя, обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 242 УК.
Итак, в правоприменительной практике наблюдаются положительные тенденции. Однако дальнейший рост реализаций постановлений хозяйственного суда сдерживается недостатками в законодательстве, а также субъективными причинами. Для устранения недочетов необходимо, во-первых, создать канцелярию и бухгалтерию при Службе исполнителей; во-вторых, детализировать процесс розыска должника, привести в соответствие нормы Банковского кодекса и ХПК о банковской тайне; в-третьих, учитывая специфику отдельных исполнительных производств, продлять сроки исполнения постановлений хозяйственного суда; в-четвёртых, изменение системы учета денежных средств на расчетном счете для возможности должников исполнять текущие обязательства; в-пятых, обеспечить принятие залогодержателем предмета залога в счет погашения задолженности.
Заключение.
Таким образом, с 1 января 1998 г. в структуре хозяйственных судов Республики Беларусь создана Служба судебных исполнителей хозяйственных судов, которая является органом по исполнению судебных и иных актов по хозяйственным (экономическим) спорам. Служба судебных исполнителей в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Положением и иными актами законодательства, а также приказами и распоряжениями Высшего Хозяйственного Суда.
Исполнительное производство – одна из важнейших стадий хозяйственного процесса, т.к. именно она реально обеспечивает погашение задолженностей перед кредиторами, исполнение иных условий для восстановления справедливости в экономических спорах.
Порядок производства действий судебными исполнителями по исполнению постановлений хозяйственных судов достаточно детально урегулирован Инструкцией 2002 г., однако для повышения показателей по исполнению постановлений необходимо учесть недостатки, выявленные в ходе применения соответствующих нормативных актов: устранение противоречий между актами различных отраслей права и законодательства, создание действенной системы по государственному принуждению должника к исполнению предписаний исполнительной Службы, создание вспомогательных подразделений в Службе исполнителей для уменьшения на исполнителей нагрузки по оформлению некоторых документов, и т.д.
Для этого, Управлению контроля необходимо способствовать внедрению в практику прогрессивных форм и методов деятельности Службы, разрабатывать предложения по совершенствованию законодательства.
Список используемых источников.
1. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 12 декабря 1998 г. №219-3 // Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. 1999 г., №13-14, ст.195
2. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 г. №441-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2000 г. №106, 2/219.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-3 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст.101
4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2000 г. №77-78, 2/71.
5. Закон Республики Беларусь «О залоге» от 24 ноября 1993 г. №2586-XII // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 35, ст.449
6. Декрет Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» от 16.03.1999 г., №11 // Собрание декретов, указов Президента и Постановлений Правительства Республики Беларусь 1999 г., №99, ст.216
7. Указ Президента Республики Беларусь от 08.10.1997 г., №507 «О создании службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь» // Собрание декретов, указов Президента и Постановлений Правительства Республики Беларусь 1997 г., №28, ст.915
8. Указ Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 г. «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2000 г. №64, 1/1403
9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №147 от 30.01.1998 г. «Об утверждении Положения о Службе судебных исполнителей» // Собрание декретов, указов Президента и Постановлений Правительства Республики Беларусь 1998 г., №4, ст.93
10. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 14 "Об утверждении Инструкции о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 98, 6/339
11. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 14 февраля 2003 г. № 1 «Об итогах работы хозяйственных судов Республики Беларусь за 2002 г. и задачах на 2003 г.» // Вестник ВХС 2003 г., №13
12. Исполнительное производство. / под ред. Морозовой И.Б., Треушникова А.М., М.: Городец, 2004 г., 528 с.
13. Исполнительное производство. / под ред. Я.Ф.Фархтдинова, / М.:2003 г., 228 с.
14. Исполнительное производство (законодательство и судебная практика его применения) / Научно практическое пособие, М.: Юрид.лит., 2001, 880 с.
15. Комментарии судебной практики. Вып.8 / Под ред. Ярошенко К.Б., М.: Юрид.лит., 2002 г., 208 с.
16. Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып.9 / под ред. Яковлева В.Ф.- М.: Юрид лит., 2002 г., 264 с.
17. Колесникова Л. Исполнительное производство – стадия хозяйственного процесса. // Вестник ВХС, 2003 г., №22
18. Научно-практический комментарий к Федеральному закону РФ «Об исполнительном производстве» / под ред. Валеева Д.Х., М.: Городец, 2003 г.
19. Корсак А. Место исполнительного производства в системе права. // Вестник ВХС, 2004 г., №3
20. Орлов А. Пять лет работы. Каковы результаты? // Вестник ВХС, 2003 г., №13
21. Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах». / М.: 2002 г., 56 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4