Дисциплина: особенности рассмотрения хозяйственных дел.
Тема: Исполнение постановлений хозяйственного суда.
Содержание:
Введение……………………………………………………….…2-3
Глава 1. Понятие и место исполнительного
производства в системе права.
1.1 Источники регулирования исполнения
постановлений хозяйственного суда……………………….4-6
1.2 Особенности применения норм
ХПК к исполнительному производству……………………6-11
Глава 2. Порядок производства исполнительных действий.…12-16
Глава 3. Проблемы в правоприменительной практике……….17-27
Заключение………………………………………………………28-29
Список используемых источников……………………………..30-32
.
Введение.
В истекшем году на рассмотрение хозяйственных судов поступило 33,4 тысячи исковых заявлений и заявлений о выдаче судебного приказа, что на 54 процента больше, чем в 2001 году. Количество рассмотренных дел по первой инстанции увеличилось на 57 процентов и составило 24 тысячи против 15,3 тысячи в 2001 году. Причем увеличение количества рассмотренных дел отмечается во всех хозяйственных судах Республики Беларусь.
Общая сумма заявленных к взысканию требований по всем обращениям в хозяйственные суды составила 735,5 миллиарда рублей, постановлено к взысканию по рассмотренным делам 511,5 миллиарда рублей. I Сумма госпошлины, уплаченная и взысканная в доход республиканского бюджета по делам, рассмотренным хозяйственными судами, составила 12,3 миллиарда рублей [11]. Эти показатели свидетельствуют о возрастающей роли исполнения постановлений хозяйственного суда и, следовательно, исполнительного производства. В этом и есть актуальность выбранной автором темы.
Целью работы является раскрытие процедуры исполнения постановлений хозяйственного суда. Объектом исследования является нормативно-правовая база, обеспечивающая работу судебных исполнителей по исполнению постановлений, а также само исполнительное производство, в рамках которого и осуществляется исполнение судебных постановлений.
Для достижения поставленной цели автор ставит следующие задачи:
1. Раскрытие понятия исполнительного производства, его места в системе в хозяйственном процессе;
2. Характеристика законодательства, регулирующего вопросы исполнения постановлений хозяйственного суда, особенностей его применения;
3. Раскрытие порядка производства исполнительных действий;
4. Отражение трудностей в правоприменительной практике в отношении исполнения постановлений;
5. Анализ судебной практики по исполнению постановлений хозяйственного суда.
Данная тема не в полной мере раскрыта белорусскими учеными, возможно из-за относительного новшества института исполнения актов хозяйственных судов. Однако иная ситуация наблюдается в Российской Федерации, где имеется не только ряд научных, методических и учебных публикаций на заданную тему, но и ежегодно проводится обобщение судебной практики по исполнительному производству Арбитражным судом [15. 16]. Таким образом, автором были проанализированы нормативно-правовые акты, публикации Вестника ВХС, учебная и методическая литература белорусских и российских ученых. Среди отечественных разработчиков хотелось бы выделить Корсака А., Колесникову Л., Каменкова В., среди российских – Треушникова А.М., Фархтдинова Я.Ф., Ярошенко К.Б.
Глава 1. Исполнительное производство – стадия хозяйственного процесса.
1.1 Источники регулирования исполнения постановлений хозяйственного суда.
Основной задачей судопроизводства в хозяйственных судах является защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Эта задача реализуется, главным образом, в решении хозяйственного суда. Вместе с тем необходимо, чтобы принятое решение было исполнено. Вынесение судебного решения само по себе не всегда обеспечивает реальную защиту нарушенного или оспариваемого права, т.к. возникает необходимость его реализации. Принудительная реализация постановлений хозяйственного суда (согласно ст. 17 ХПК, ими являются судебные акты в форме решений, определений, постановлений и приказов) осуществляется в рамках исполнительного производства, что придает данному институту особую значимость в механизме защиты права. Практика судебной защиты права после распада СССР показывает, что одним из уязвимых мест механизма полной реализации права является исполнение судебных актов.
Развитие в начале 90-х годов XX века в странах СНГ рыночных отношений и частной собственности, провозглашение в Конституциях новых демократических прав и свобод, либерализация гражданского законодательства и урегулирование в нем новых правоотношений с участием граждан и субъектов хозяйствования потребовали совершенствования механизма защиты прав, в том числе стадии принудительной реализации актов судебных и иных юрисдикционных органов. Действовавшие в тот период Гражданский процессуальный кодекс 1964 года, Инструкция Министерства юстиции СССР от 15 декабря 1985 года № 22 «Об исполнительном производстве» (далее — Инструкция 1985 года) и др. не обеспечивали достаточное регулирование отношений в области исполнительного производства с учетом социально-экономических преобразований: не предусматривали адекватные новые способы принудительного исполнения, механизм совершения отдельных исполнительных действий, рациональное распределение полномочий и взаимодействие между судьей и судебным исполнителем и др. Все это негативно сказывалось на эффективности исполнения судебных решений.
В Республике Беларусь, первой среди стран СНГ, были разработаны и приняты новые Хозяйственный процессуальный кодекс 1991 года (ныне действует Хозяйственный процессуальный кодекс 1998 года (далее — ХПК) и Гражданский процессуальный кодекс 1998 года (далее — ГПК). К примеру, в Российской Федерации Арбитражный процессуальный кодекс (далее — АПК) был принят в 1992 году (в последующем новый АПК Российской Федерации был принят в 1995 году, а ныне действует АПК Российской Федерации 2002 года) [21,18]. Новый ГПК Российской Федерации, несмотря на ряд новелл, был принят лишь в 2002 году. В соответствующих разделах ГПК и ХПК Беларуси были существенно усовершенствованы нормы, регулирующие исполнительное производство [с.41-45, 19].
В целях обеспечения оперативности и эффективности исполнения решений хозяйственных судов Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 года № 507 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23 мая 2002 года № 256) с 1 января 1998 года в структуре хозяйственных судов создана Служба судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь. В этой связи одним из приоритетных направлений деятельности хозяйственных судов является исполнение судебных актов хозяйственных судов и иных документов, исполнение которых в соответствии с законодательными актами отнесено к компетенции хозяйственных судов.
Стадия исполнения постановлений хозяйственного суда является заключительной и обязательной стадией хозяйственного процесса. Исполнительное производство в хозяйственных судах Республики Беларусь ведется в порядке, установленном: Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее — ХПК), Положением о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 1998 года № 147 (в редакции постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 1999 года № 218, от 28 июня 2002 года № 874), Инструкцией о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 28 июня 2002 года № 14 (далее — Инструкция 2002 г.), иными нормативными актами, регулирующими условия и порядок исполнения исполнительных документов, действующими на момент совершения исполнительных действий.
Итак, в Республике создана юридическая база для полномерной, справедливой, своевременной реализации судебных постановлений хозяйственного суда. Для достижения эффективного влияния хозяйственных судов на защиту прав и законных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской деятельности, утверждение правопорядка в экономике страны необходимо постоянно совершенствовать законодательную базу в сфере исполнительного производства, приспосабливая и адаптируя её к современным условиям.
1.2 Применение норм ХПК к исполнительному производству.
Исполнительное производство представляет собой ряд процессуальных действий, направленных на исполнение исполнительных документов [c.61, 13]. К компетенции судебных исполнителей хозяйственных судов относятся все, кроме отнесенных законодательными актами к компетенции хозяйственного суда, вопросы по исполнительному производству. Судебным исполнителем осуществляются возбуждение исполнительного производства, контроль за добровольным исполнением, принудительное исполнение, изменение места и способа обращения взыскания, отложение исполнительных действий, приостановление, возобновление, прекращение исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю, определение расходов по исполнению, принятие мер по установлению местонахождения должника и иные действия, предусмотренные законодательными актами. Исполнительное производство является стадией хозяйственного процесса, на него в полной мере распространяется действие общих положений ХПК, применимых ко всем стадиям хозяйственного процесса. Общие нормы ХПК применяются при отсутствии специальных норм, регулирующих те или иные правоотношения, возникающие при исполнении исполнительных документов.
Права сторон в исполнительном производстве определены специальной нормой, содержащейся в ст. 248 ХПК. Вместе с тем в части, не урегулированной ст. 248 ХПК, к исполнительному производству применяются нормы ст. 39 ХПК о правах и обязанностях лиц, участвующих в деле. В частности, стороны в исполнительном производстве имеют право знакомиться с исполнительным производством, делать выписки из него, заявлять отводы суду, судебному исполнителю, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать письменные и устные пояснения хозяйственному суду, судебному исполнителю. В соответствии со специальной нормой, содержащейся в п.1 ч. 1 ст. 260 ХПК, хозяйственный суд, судебный исполнитель могут приостановить исполнительное производство в случае выбытия должника из дела. Наряду с этим, применительно к ч.1 ст.44 ХПК, в случае выбытия стороны исполнительного производства (не только должника, но и взыскателя) в результате реорганизации, правопреемства, хозяйственный суд приостанавливает исполнительное производство для замены этой стороны ее правопреемником.
Таким образом, если при выбытии должника исполнительное производство может быть приостановлено как хозяйственным судом, так и судебным исполнителем, то при выбытии взыскателя исполнительное производство может быть приостановлено только хозяйственным судом.
Важное значение в исполнительном производстве имеет институт представительства, в частности, ст. 56 ХПК о лицах, которые могут быть представителями, а также ст. 57, 58 ХПК о подтверждении полномочий представителя, полномочиях представителя. В соответствии с ч. 2 ст. 58 ХПК полномочия на совершение действий, предусмотренных п.п.1-10 ч.1 ст. 58 ХПК, должны быть специально предусмотрены в доверенности. К таким специальным полномочиям, применимым к исполнительному производству, в частности, относятся: заключение мирового соглашения, передача полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного акта, требование о принудительном исполнении судебного акта, получение присужденного имущества или денежных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4