Рефераты. Исполнение постановлений хозяйственного суда

Удовлетворение требований на взыскание по исполнительным документам производится в порядке очередности, установленной ч.ч.1-5 ст.534 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь и в порядке, определённом гл.8 Инструкции 2002 г. Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди.

Таким образом, нормативные акты детально регулируют порядок взыскания денежных средств у должника для погашения задолженности перед кредитором, исполнения постановлений хозяйственного суда, не связанного с взысканием денежных сумм, процесс наложения ареста, проведения торгов, розыска должника и иные вопросы. Однако необходимо отметить, что на практике возникает ряд трудностей, связанных с недостатками и противоречиями в действующем законодательстве, что указывается на необходимость дальнейшего совершенствования регулирования исполнения  постановлений хозяйственных судов.


Глава 3. Проблемы правоприменительной практики.

Разработка нормативной базы в области исполнения постановлений хозяйственного суда должна вестись в направлении обеспечения Службы исполнителей для наиболее эффективной реализации задач, возложенных на нее законодательством.  В 2000 году судебными исполнителями республики было взыскано в эквиваленте 26 миллионов долларов, в 2001 году — 44, то в 2002 году — 104 миллиона долларов. Достижению в прошлом году таких результатов, кроме профессиональных качеств самих судебных исполнителей, в значительной степени способствовал и такой фактор как обеспечение их транспортом. Например, на сегодняшний день в распоряжении работников Службы исполнителей имеется восемь единиц транспортных средств, и это очень помогает в работе [20, с.38-40]. Необходимо отметить и такой факт: по итогам работы за первый квартал 2003 года судебные исполнители хозяйственных судов республики взыскали на 3 миллиона долларов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Достижению неплохих результатов способствует также и то, что судебные исполнители, кроме производства действий процессуального характера, предпринимают и иные меры, позволяющие более оперативно взыскивать долги. Например, используя возможности Интернета, осуществляется поиск рынка сбыта арестованной продукции должников, которую нередко сам производитель затрудняется реализовать из–за высоких цен и отсутствия на нее спроса. С представителями банков, являющихся взыскателями, практикуется и такая форма работы как решение вопросов финансовой реструктуризации задолженности, после чего становится возможным подписание должником и взыскателем графика погашения задолженности. Работники Службы исполнения судебных решений взяли за правило направлять в министерства и ведомства, в подчинении которых находятся должники, письма с просьбой оказать помощь в нахождении оптимального варианта погашения задолженности без ущерба для финансового состояния предприятия и с учетом специфики производства.

Однако в процессе исполнения постановлений хозяйственного суда возникает ряд сложностей. Их можно разделить на три категории, которые связанны, во–первых, с законодательством, во–вторых, с кадровым обеспечением и, в третьих, с непосредственным исполнением [с.95, 20].

Более чем трехлетняя практика применения норм ХПК, регулирующих исполнительное производство, выявила недоработки и противоречия в законодательстве. Например, на сегодняшний день практически отсутствует механизм розыска должника — юридического лица. Мероприятия по отысканию денежных средств и имущества должников осуществляются налоговыми органами только в отношении тех субъектов хозяйствования, которые являются недоимщиками по платежам в бюджет, а не стороной в исполнительном производстве. К компетенции органов милиции относится розыск физических лиц. Таким образом, нормы ст. 257 ХПК при отсутствии сведений о почтовом адресе должника–юридического лица можно реализовать лишь только путем обращения в органы милиции для объявления в розыск должностных лиц данного субъекта хозяйствования [с. 96, 20].

В соответствии со ст. 255 ХПК судебный исполнитель имеет право при исполнении судебного решения, наряду с другими исполнительными действиями, налагать арест на имущество или денежные суммы, принадлежащие должнику и находящиеся у него или других лиц. Однако ст.129 Банковского кодекса Республики Беларусь [2] предусмотрено, что арест на денежные средства и имущество юридического лица и индивидуального предпринимателя, находящиеся в банке, может быть наложен только по решению, определению суда, постановлению органа дознания и предварительного следствия в случаях, предусмотренных Уголовно–процессуальным кодексом Республики Беларусь [4]. В то же время в данной статье Банковского кодекса отражено, что на имущество юридического лица и индивидуального предпринимателя, находящееся в банке, арест может быть наложен и по постановлению налоговых органов в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Кроме того, в соответствии со ст.122 Банковского кодекса сведения о счетах и вкладах, в том числе сведения о наличии счета в данном банке, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а также имуществе, находящемся на хранении в банке, являются банковской тайной и не подлежат разглашению.

Вместе с тем ч. 3 ст.122 Банковского кодекса Республики Беларусь содержит перечень должностных лиц и органов, имеющих право получать сведения, составляющие банковскую тайну. Судебные исполнители, согласно данной норме, правом получения сведений, составляющих банковскую тайну, не наделены. Хотел бы обратить внимание на то, что указанная статья Банковского кодекса противоречит нормам ХПК, так как в соответствии со ст. 244 ХПК требования судебного исполнителя по исполнению судебных и иных актов обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и других лиц на территории Республики Беларусь. Согласно ст. 255 ХПК судебные исполнители при исполнении судебных решений обладают правом получать от сторон и иных лиц устную или письменную информацию, необходимую для осуществления исполнения. Отсутствие у судебного исполнителя права получать сведения, составляющие банковскую тайну, может препятствовать в определенной степени оперативному и реальному исполнению исполнительных документов.

Существующее несоответствие законодательства должно быть урегулировано, инициатором  внесения таких изменений в него в первую очередь должен выступать, думается, Высший Хозяйственный Суд, поскольку он наделен законодательной инициативой. Но многое в успешной работе по исполнению постановлений суда зависит и от компетентности, слаженности и организованности работающих. Ведь и сегодня, как и много лет тому назад, кадры решают если не все, то многое. Что касается кадрового вопроса, то из года в год увеличивается количество предъявляемых к исполнению документов и, как следствие этого, увеличивается количество документации, которую необходимо направить по исполнительным производствам. Как было сказано выше, показатели работы Службы идут по возрастающей, а следовательно, увеличивается и количество всевозможных документов. Все эти операции ложатся на плечи судебных исполнителей, что, в конечном итоге, отрывает их от выполнения основной, возложенной на Службу задачи, которой является защита прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных и иных актов. Поэтому остро ощущается отсутствие в каждом структурном подразделении Службы канцелярского работника и бухгалтера. К сожалению, данный вопрос не был учтен при создании Службы.

Что же касается трудностей, связанных непосредственно с исполнением, то необходимо отметить, что судебные исполнители могли бы достигнуть и лучших результатов, если бы не задумывались о последствиях, которые может принести полное исполнение судебных актов в кратчайшие сроки. Возьмем, например, взыскание долгов с сельскохозяйственных предприятий. Проблема исполнения решений судов и иных исполнительных документов в отношении колхозов по–прежнему актуальна. Ведь не секрет, что финансово–материальное положение большинства данных субъектов хозяйствования находится в плачевном состоянии. По состоянию на первое апреля 2003 года 26 процентов находящихся на исполнении исполнительных производств — это производства о взыскании задолженности с колхозов и совхозов. Исполнительные документы в отношении их невозможно исполнить только путем обращения взыскания на арестованное имущество без причинения существенного вреда экономическим интересам государства. Единственная возможность исполнить такое производство достигается за счет обращения взыскания на производимую ими продукцию и обращения взыскания на денежные средства, которые причитаются им от лиц, производящих переработку этой продукции [c. 99-100, 20]. Исполнение данной категории производств выявило проблему, которая заключается в следующем. При взыскании задолженности с сельхозпредприятий судебные исполнители, как правило, налагают арест на их продукцию (мясо, молоко), которая чаще всего является предметом залога, и в соответствии с Законом Республики Беларусь “О залоге“ [5] удовлетворение требований кредитора (взыскателя) происходит за счет залогового имущества. В связи с этим судебными исполнителями хозяйственных судов в целях недопущения срывов плановых поставок сельхозпредприятиями продукции на перерабатывающие предприятия арестованная продукция сдается на данные предприятия, которые, переработав ее, осуществляют поставку торговым организациям. Полученные торговыми организациями от реализации сданной продукции денежные суммы поступают на расчетные счета перерабатывающего предприятия. В том случае, если это предприятие имеет задолженность по платежам согласно очередности, установленной Указом Президента Республики Беларусь [8], поступившие на расчетный счет предприятия денежные средства от реализации арестованного имущества списываются обслуживающим банком на погашение иной задолженности предприятия. В результате этого производитель не получает своевременно причитающихся ему денежных средств и исполнение исполнительного документа становится проблематичным. Судебный же исполнитель не имеет права арестовать имущество должника сверх суммы, подлежащей взысканию, в результате чего возникает тупиковая ситуация, при которой взыскатель, в том числе и банк, при взыскании кредитных средств за счет залогового имущества не может своевременно удовлетворить свои требования.

Весьма актуальным является вопрос изменения системы учета денежных средств. При действующей в настоящее время системе учета денежных средств на расчетных счетах юридических лиц обращение взыскания на денежные средства должников уполномоченными на то органами, в том числе и хозяйственными судами, ущемляет права иных лиц в части своевременности расчетов должника с этими лицами, которые в силу этого могут не иметь возможности своевременно рассчитаться с лицами, перед которыми в свою очередь имеют обязательства.

В целях совершенствования расчетной дисциплины и развития норм законодательства, гласящих о том, что юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, видится целесообразным внесение дополнений и изменений в законодательство Республики Беларусь, направленных на установление порядка учета и нахождения собственных денежных средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на отдельных расчетных счетах по учету собственных денежных средств; проведение взыскания денежных средств с юридических лиц уполномоченными на то органами только с данных счетов.

Необходимо также законодательно закрепить норму о том, что в случае не реализации судебными исполнителями имущества, являющегося предметом залога, залогодержатель обязан принять его в счет погашения задолженности. А случаи отказа в практике работы судебных исполнителей встречаются.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.