За вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу пассажира воздушного судна при воздушной перевозке, владелец воздушного судна несет ответственность в размере, предусмотрен-ном гражданским законодательством РФ, если иное не преду-смотрено международным договором РФ.
Вопросы регламентации международных воздушных перевозок также отражены в двусторонних договорах РФ. Например, в Со-глашении между правительствами РФ и Киргизской Республики о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта 1996 г. указывается, что коммерческие вопросы, ка-сающиеся полетов воздушных судов и перевозок пассажиров, гру-за и почты на договорных линиях, будут решаться по договорен-ности между назначенными авиапредприятиями и представляться на утверждение авиационных властей договаривающихся сторон. Тарифы на любой договорной линии должны устанавливаться на разумном уровне с учетом всех соответствующих факторов, вклю-чая эксплуатационные расходы, разумную прибыль и тарифы дру-гих авиапредприятий для любой части установленного маршрута.
Международные автомобильные перевозки
При осуществлении внешнеторговых перевозок автомобильный транспорт имеет определенные преимущества перед другими видами транспорта: маневренность, доставка грузов «от двери до двери»; срочность и регулярность доставки; доставка может быть организо-вана по системе «just in time» (точно в срок); упаковка (требуется в меньших объемах или не требуется вовсе). Автомобильный транс-порт обеспечивает высокую валютную эффективность перевозок.
Основными договорами, регламентирующими международные автомобильные перевозки, являются Конвенция о договоре меж-дународной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Конвен-ция о дорожном движении 1971г., Таможенная конвенция о меж-дународной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975г., Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г.
Конвенция КДПГ предусматривает, что договор перевозки груза автотранспортом должен быть подтвержден накладной на перевозку груза. Она должна выдаваться в трех экземплярах и подписываться отправителем и перевозчиком. Первый экземп-ляр выдается отправителю, второй прилагается к товарам, а тре-тий остается у перевозчика.
Накладная на перевозку груза является доказательством за-ключения договора перевозки, ее условий и получения товаров перевозчиком (ст. 9).
В октябре 1997 г. государства -- члены СНГ заключили Конвен-цию о международных автомобильных перевозках пассажиров и ба-гажа. Действие этой Конвенции распространяется на перевозчиков государств-участников, выполняющих перевозку пассажиров и бага-жа в международном сообщении автобусами, независимо от страны их регистрации и имеет для них обязательную силу. Конвенция оп-ределяет порядок организации международных перевозок, страхова-ния грузов и пассажиров, пограничный и таможенный контроль.
В Конвенции закреплены коллизионные нормы, которые ука-зывают, право какого государства должно быть применено для урегулирования отношений с иностранным элементом, а именно закон места нахождения государственного органа, закон страны следования, закон суда, закон места причинения вреда и др.
Проблемы правового регулирования международных автомо-бильных перевозок в общей форме затрагиваются в двусторонних договорах РФ с иностранными государствами. Так, на основе Со-глашения между правительствами РФ и ФРГ о международном автомобильном сообщении 1993 г. осуществляются автомобильные перевозки пассажиров и грузов между обеими странами и транзи-том по их территориям по дорогам, открытым для международно-го автомобильного сообщения, автотранспортными средствами, зарегистрированными в РФ или в ФРГ. Перевозка грузов между обеими странами или транзитом по их территориям грузовыми автомобилями с прицепами требуют разрешения компетентных органов обоих государств. На каждую перевозку грузов требуется отдельное разрешение, дающее право на совершение одного рей-са туда и обратно. Перевозки грузов должны осуществляться по накладным, но форме соответствующим общепринятому междуна-родному образцу. Перевозки могут выполняться только перевоз-чиками, которые согласно внутреннему законодательству своей страны допущены к осуществлению международных перевозок. Перевозчику не разрешается осуществлять перевозки пассажиров и грузов между двумя пунктами, расположенными на территории договаривающейся стороны.
На основании ст. 5 Соглашения между РФ и Ираном о меж-дународном автомобильном сообщении 1992 г. перевозчики обеих стран имеют право осуществлять без разрешений перевозки экс-портно-импортных грузов между Россией и Ираном.
Перевозки грузов транзитом по территории другой договариваю-щейся стороны, а также из трех стран на территорию другой дого-варивающейся стороны и с территории другой договаривающейся стороны в третьи страны будут осуществляться на основе разреше-ний, выдаваемых компетентными органами России и Ирана.
Разрешений не требуется на перевозки автотранспортными средствами следующих грузов: а) выставочных грузов; б) спортив-ных грузов для проведения спортивных соревнований; в) тел умерших; г) почты; д) поврежденных автотранспортных средств; е) личного домашнего имущества при переселении; ж) грузов, предназначенных для гуманитарной помощи.
При выполнении перевозок перевозчики обязаны заранее за-страховать автотранспортное средство в соответствии с установ-ленным порядком страхования гражданской ответственности.
Федеральный закон РФ «О государственном контроле за осу-ществлением международных автомобильных перевозок и об от-ветственности за нарушение порядка их выполнения» от 9 июля 1998 г. определяет правовые основы мер по усилению государст-венного контроля за соблюдением порядка осуществления между-народных автомобильных перевозок на территории РФ грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам.
Международная автомобильная перевозка -- перевозка транс-портным средством грузов или пассажиров за пределы террито-рии РФ или на ее территорию, а также транзитом через территорию РФ.
Международные автомобильные перевозки иностранными пе-ревозчиками по территории РФ осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями. Порядок выдачи разрешений определяется Правительством РФ.
Российские перевозчики допускаются к международным авто-мобильным перевозкам при наличии лицензии на этот вид дея-тельности.
Транспорт в прошлом и нынешнем веке
Темпы развития и качественные перемены на транспорте в XX веке сравнимы по своим мас-штабам с тем, что было достигнуто в целом за всю его предыдущую историю. В результате не только колоссально возросло значение транспор-та, но и более зримо проявилась его роль как важ-нейшего звена инфраструктуры. Развитие транс-порта и других средств коммуникаций определяет не только «освоение» и структуризацию прост-ранства, то есть в принципе экстенсивный про-цесс экономического роста, но и качественное со-вершенствование экономики, то есть процессы интенсивного роста. В этом смысле сфера комму-никаций, включающая перемещение теперь уже не только материальных объектов, но и вирту-альных ценностей (информации), превратилась в ключевую. Соответственно ее функционирова-ние становится важнейшим фактором развития и экономики, и общества в целом.
Именно тогда возникают новые транспортные отрасли, либо не существовавшие ранее, либо де-лавшие до того свои первые шаги. В новом, XX столетии они начнут уже практически функ-ционировать и станут важнейшими компонента-ми мировой экономики. Речь идет об автомо-бильном, авиационном и трубопроводном транс-порте.
Основной традиционный вид транспорта - морской, на который приходится наибольшая часть грузооборота, особенно в международных пере-возках, претерпевает в XX в. колоссальную транс-формацию. Радикальный прогресс меняет все тех-нические характеристики: типы судов, их разме-ры, грузоподъемность, скорость, безопасность эксплуатации и т.д.
На суше в XX в. железнодорожный транспорт вытесняет гужевой, который исчезает в развитых странах, хотя и сохраняется в наиболее отсталых и отдаленных регионах. Однако вскоре после сво-их первых успехов железные дороги начинают испытывать сильнейшую конкуренцию со сторо-ны автомобильного транспорта. Хотя за это вре-мя территории европейских стран и США покры-ваются густой сетью железных дорог и целый ряд «великих железнодорожных магистралей», в том числе в России, прокладываются на расстояния в тысячи километров, развитие этого вида транс-порта к началу XXI столетия явно замедляется. Очевидно, что он сосредоточивается на грузопе-ревозках на дальние расстояния, тогда как грузо-потоки на короткие и частично на средние рас-стояния составляют сферу работы автомобиль-ного транспорта.
Динамично меняется и ситуация с перевозкой пассажиров. При общем быстром росте происхо-дит перераспределение пассажиропотоков между видами транспорта. Межконтинентальные пере-возки все больше осуществляются воздушным транспортом, тогда как пассажирские суда сни-жают долю своего участия, переключаясь на круизное обслуживание. На суше железнодорожный транспорт теснят автомобили, особенно на ко-ротких и средних расстояниях. Внутренний вод-ный транспорт в основном переходит на обслужи-вание туристов, сохраняя свою роль в перевозке пассажиров лишь в наименее обжитых, мало раз-витых регионах.
В том, что касается перевозки грузов, весьма специфично положение с наливом, к которому относят сырую нефть, нефтепродукты, некоторые жидкие химикалии и сжиженный газ. Перво-начально эти грузы перевозили в цистернах по железным дорогам и на специальных морских или речных судах (танкерах). Однако затем в свя-зи со стремительным ростом потребностей миро-вой экономики, прежде всего в нефти и газе, воз-ник новый вид транспорта -- трубопроводный. Наибольший его подъем приходится на вторую половину и особенно на конец прошлого столе-тия. Существующие проекты, включая те, кото-рые уже реализуются, свидетельствуют, что раз-витие этого транспорта будет быстро продол-жаться и в нынешнем XXI столетии.
Беспрецедентно быстрое развитие мирового транспорта в XX в. стало возможным в значи-тельной степени благодаря созданию его мощной инфраструктуры. Финансирование транспортно-го строительства было во многом результатом энергичного вмешательства государства даже в странах с так называемой либеральной экономи-кой (например США), не говоря уже о странах со-циалистических (СССР, КНР) или авторитарных (довоенные Германия, Италия и т.п.).
Значение инфраструктурных сооружений в развитии мирового транспорта можно проиллюс-трировать той ролью, например, которую сыгра-ли морские каналы. В результате их функциони-рования экономически целесообразными стали новые гигантские грузопотоки в межконтинен-тальной торговле.
Намного возросли количество и техническая оснащенность морских портов (только крупных насчитывается несколько тысяч). Благодаря же-лезным дорогам, автомобильным коммуникаци-ям и речным путям они оказались интегрированы в сети наземных транспортных систем. Бурное развитие электронных средств связи, глубоко пронизывающие эти транспортные системы, все больше превращает транспортную инфраструк-туру в материальную базу процесса глобализации мировой экономики. Формируется мировая транспортная система.
Сущность перемен в перевозке грузов в этот период заключалась в том, что многолетние уси-лия по рационализации и удешевлению техноло-гий транспортных операций, наконец, увенчались успехом. Если в перевозках массовых, сырьевых (навалочных, насыпных, наливных) грузов это привело к укрупнению партий товаров («отпра-вок» по транспортной терминологии), то в пере-возке генеральных грузов (промышленной про-дукции, полуфабрикатов и т.д.) это вызвало го-раздо более значительные преобразования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6