Рефераты. Транспортное обеспечение внешней торговли: основные понятия и определения

Транспортное обеспечение внешней торговли: основные понятия и определения

32

Транспортное обеспечение внешней торговли:

основные понятия и определения

Транспорт (от лат. transportare -- перемещать, перевозить) -- сфера услуг, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспорт включа-ет совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, обеспечивающих их нормальную работу.

В международном товарообмене транспорт занимает особое место. С одной стороны, он является необходимым условием осуществления международного разделения труда; с другой стороны -- выступает на международных рынках в качестве экспортера своей продукции, кото-рая представляет специфический товар -- транспортные услуги. Таким образом, формируются два различных подхода к роли транс-порта в системе внешнеэкономических связей.

Рассмотрим более детально первый из них. Он гласит: «Транспорт следует рассматривать как необходимую, важную, но все же обеспечи-вающую (вспомогательную) отрасль мирового хозяйства и междуна-родных экономических отношений». Результатом определения такой роли стало широкое распространение понятия «транспортное обеспе-чение ВЭС (внешней торговли)».

Транспортное обеспечение (ТО) следует рассматривать как систему, представляющую совокупность технических, технологических элемен-тов; экономических, правовых, организационных воздействий; форм и методов управления транспортными процессами и операциями.

В рамках ТО находится транспортное обслуживание, которое про-является в системе транспортного обеспечения как конечный резуль-тат деятельности транспортных фирм по выполнению договора пере-возки, представляя собой совокупность средств, форм и методов, обеспечивающих производство транспортной продукции надлежаще-го качества.

Первой особенностью транспортного обеспечения в международ-ных экономических связях является то, что продукция транспорта вы-ступает на международных рынках как объект купли-продажи, и поэ-тому она подвержена воздействию всех факторов, характеризующих развитие мировой экономики в целом. Транспортная продукция реа-лизуется через международные рынки транспортных услуг.

Другая особенность транспортного обеспечения внешнеэкономи-ческих связей -- особо острое восприятие и учет на международных транспортных рынках качества транспортного обслуживания, которое проявляется в цене транспортной услуги.

Международный товарообмен и международный транспорт в про-цессе обращения воздействуют друг на друга, находясь в тесной орга-нической взаимосвязи. Развитие международной торговли способст-вует развитию транспорта и совершенствованию его технических средств; в свою очередь, научно-технический прогресс на транспорте способствует развитию международного товарообмена, вовлекая в его сферу все новые рынки товаров.

Невозможно представить ни одну внешнеторговую сделку без участия в ней транспорта -- в любом случае товар необходимо доста-вить от продавца к покупателю. Поэтому уровень транспортного обес-печения внешнеэкономических связей оказывает существенное влия-ние на эффективность внешней торговли, проявляясь в цене товара в качестве транспортной составляющей. Качество транспортной услуги (скорость, регулярность, сохранность, надежность) прямо или косвен-но воздействует на формирование самой цены товара, увеличивая ее при высоком транспортном сервисе или уменьшая при низком уровне транспортного обслуживания.

В настоящее время основным источником правового регулирования международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа являются международные соглашения. Многие из них охватывают все или несколько видов транспорта. Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980г. В процессе регулирования международных перевозок большую роль играют внутригосударственные акты. В РФ это Гражданский кодекс, Воздушный кодекс 1997г., Кодекс торгового мореплавания 1999г., Транспортный устав железной дороги РФ 1998г., Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2001г.

Правовая регламентация международных перевозок тесно свя-зана с деятельностью международных организаций.

Международные транспортные организации возникли в конце XIX в. Они разрабатывают проекты конвенций, унифицирован-ных правил и технических регламентов. Для рассмотрения и при-нятия конвенций международные организации созывают дипло-матические или иные конференции.

Международные транспортные организации создаются по ви-дам транспорта. Наиболее многочисленными являются организа-ции в области водного транспорта (их насчитывается более 100). Из числа межправительственных организаций, безусловно, самой авторитетной является Международная морская организация (ИМО), созданная в 1949 г. Одна из ее основных целей -- поощ-рение устранения дискриминационных мер и излишних ограниче-ний со стороны правительств, затрагивающих международное тор-говое судоходство, с тем чтобы мировая торговля могла без дис-криминации пользоваться услугами судоходства. В рамках данной организации разработаны и приняты Афинская конвенция о пе-ревозке пассажиров и их багажа морем 1974 г. (дополнена в нояб-ре 1976 г.), Международная конвенция но облегчению междуна-родного морского судоходства 1965 г. (в дальнейшем неоднократ-но дополнена) и др.

В 1905 г. образована Балтийская и международная морская организация (БИМКО). Основная задача этой неправительствен-ной организации заключается в подготовке и пересмотре про-форм чартеров и другой транспортной документации; издание ти-повых форм перевозочных документов для использования судо-владельцами, а также типовых форм перевозочных документов, рекомендованных родственным организациям или согласованных с представителями заинтересованных сторон.

Полезную работу по унификации транспортной документации осуществляют Международный морской комитет (ММК), Между-народная палата судоходства (МПС), Ассоциация латиноамери-канских судовладельцев (АЛАМАР), Международная ассоциация независимых владельцев танкеров (ИНТЕРТАНКО) и др.

Международные организации по железнодорожному транспорту имеют статус неправительственных организаций. Многие из них являются региональными и занимаются узким кругом проблем. Например, в 1969 г. учреждена Восточно-Африканская железнодо-рожная корпорация. Она занимается координацией перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. В 1975 г. созда-на Европейская конференция по пассажирским тарифам (ЕПК). Целью организации является определение практических мер по проведению единой тарифной политики, что должно способство-вать дальнейшему развитию международных пассажирских перево-зок. ЕПК выполняет функции тарифного союза в рамках отдель-ных железнодорожных сообщений. В 1950 г. создан Европейский союз по железнодорожным перевозкам западноевропейских стран. Основная цель Союза -- представление и защита в международных организациях интересов европейских железнодорожных админист-раций во взаимоотношениях с другими международными транс-портными союзами и с национальными транспортными и эконо-мическими администрациями, связанными с перевозками в между-народном сообщении грузов и пассажиров, а также организация и осуществление международных железнодорожных перевозок в пределах транспортной сети стран -- членов Союза.

Среди международных организаций по воздушному транспорту наиболее авторитетной является Международная организация гра-жданской авиации (ИКАО). Она создана в 1944 г. как специали-зированное учреждение ООН. Одна из целей ИКАО -- предотвра-щение экономических потерь, вызванных неразумной конкурен-цией. В рамках ИКАО разработан и принят ряд конвенций по регламентации международных воздушных перевозок, напри-мер Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (май 1999г.).

Из региональных организаций отметим Арабский совет граж-данской авиации (создан в 1967 г.), Ассоциацию африканских авиакомпаний (1968 г.), Ассоциацию авиакомпаний Европейского сообщества (1980 г.), Ассоциацию дальневосточных авиакомпаний (1966 г.). Основная цель этих организаций -- выработка рекомен-даций по унифицированию коммерческо-правовой документации относительно перевозок грузов, пассажиров и их багажа.

В настоящее время функционирует небольшое число междуна-родных организаций по автомобильному транспорту и автодоро-гам. Так, в 1948г. создана Международная автодорожная федера-ция, в 1904г. -- Международная автомобильная федерация, в 1957г. -- Международный союз водителей грузовиков дальнего следования и соответствующих транспортных средств. Эти орга-низации занимаются унификацией транспортной документации, правил дорожного движения, стандартизации систем взыскания за нарушение правил перевозки грузов, пассажиров и их багажа.

Из международных организаций по речному сообщению наибо-лее активными считаются Дунайская комиссия и Центральная комиссия судоходства по Рейну. Например, Дунайская комиссия изучает и решает вопросы, касающиеся юридических аспектов судоходства на внутренних водных путях международного значения; готовит необходимые правила относительно коммерческих вопро-сов плавания по Дунаю; разрабатывает единообразные нормы, ка-сающиеся таможенного, санитарного, фитосанитарного надзора; составляет проекты соглашений по упрощению правил перевозок грузов и пассажиров.

Международные железнодорожные перевозки

По сравнению с другими видами транспорта железнодорож-ный транспорт имеет серьезные преимущества. Во-первых, он способен перевозить самые различные грузы и выполнять массо-вые перевозки грузов и пассажиров. Во-вторых, железнодорож-ный транспорт имеет большую дальность и относительно высо-кую скорость перевозок. В-третьих, перевозки по железной доро-ге имеют сравнительно низкую себестоимость перевозок и высокую безопасность доставки грузов.

Одним из основных договоров по регламентации железнодо-рожных перевозок является Соглашение о международных пере-возках (КОТИФ) 1980г., учредившее Организацию международ-ного железнодорожного транспорта.

В КОТИФ предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Например, общие сроки доставки грузов составляют для грузов большой скоростью 400 км, а для грузов малой скоростью -- 300 км в сутки.

Соглашение 1980 г. определяет предельный размер ответствен-ности железных дорог в случае несохранности перевозимых грузов в расчетных единицах МВФ -- «специальных правах заимствова-ния» (17 СПЗ, или 51 старый золотой франк на 1 кг веса брутто).

Российская Федерация не является участницей Соглашения
о международных железнодорожных перевозках 1980г., но его положения, связанные с ним инструкции и другие нормативные акты применяются при перевозках российских внешнеторговых грузов в страны Европы и из этих стран в Россию.

Российская Федерация является участницей Соглашения о ме-ждународном железнодорожном сообщении (СМГС) 1951 г. (пере-смотрено в 1992 г.). Оно устанавливает прямое международное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами Албании, Болгарии, Китая, КНДР, Монголии, Польши, Румынии, России и ряда других стран.

В соответствии со ст. 7 Соглашения перевозка грузов оформ-ляется накладной, состоящей из трех листов: оригинал наклад-ной; лист выдачи груза; лист уведомления о прибытии груза. Отправитель должен объявить в накладной ценность ряда грузов при предъявлении их к перевозке, например золота, серебра и платины, а также изделий из них; драгоценных камней; ценных мехов; отснятых фильмов; картин; статуй. Железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной. При неправильном, не-полном и неточном указании в накладной сведений и заявлений с отправителя взыскивается штраф в пятикратном размере провозной платы. В случае перегруза вагона сверх его максимальной грузоподъемности отправитель выплачивает штраф в пятикратном размере провозной платы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.