Аналитическая модель: (17)
Анализ осуществляем методом цепных подстановок в табличной форме:
Таблица 2.
№ п/п
Факторы
Разность подстановок
1.
292
29,6
42,1
-
2.
296
129,9383
3.
28,7
67,2408
4.
41,6
-114,9961
Баланс отклонений
82,183=82,183
В этой таблице разница между второй и первой строками дает влияние на результативный показатель первого фактора (), между третьей строками - второго фактора (), между четвертой и третьей строкам третьего фактора().
3. Выполняем расчеты по оценке влияния отдельных личину среднесуточной производительности вагона.
Аналитическая модель: (18)
4. Рассчитываем долю влияния каждого из факторов на изменение среднесуточной производительности вагона по формулам:
(19)
(20)
(21)
5. Выполняем балансовую проверку по формулам
, (22)
(23)
(9567,6768-9485,4938)=129,9383+67,2408-114,9961
6. Для наглядности выполнения анализа построим диаграмму от-клонения среднесуточной производительности вагона и схему графической взаимосвязи факторов:
Рис. 1. Примерная диаграмма факторов
Рис. 2. Схема взаимосвязи факторов
Вывод: В результате анализа видим что изменения среднесуточной производительности вагона против плана 82,183 ткм/ваг или на 0,8664 % произошло из-за изменения среднесуточного пробега на 1,3698 %, что привело к увеличению исследуемого фактора на 67,2408 ткм/ваг, что уменьшило производительность на - 114,9961 ткм/ваг. Следует уменьшить долю порожнего пробега одновременно улучшая остальные факторы, что позвонит увеличить динамическую нагрузку.
4.2. Анализ эксплуатационных расходов.
Таблица 3.
Показатель
Единица измерения
План
Отчет
Отклонения в абсолютных единицах
% выражения плана
1
2
3
4
5
6
Себестоимость перевозок
0,061
0,05
-0,002
96,7
Общая сумма эксплуатационных расходов
млн. руб
598
575
123
96,2
Зависящие расходы
246
235
-11
95,5
Независящие расходы
352
340
-12
96,6
Приведенные ткм
ткм
98719
98022
-697
99,3
Работа выполняем на основе данных приложений 2 и 4. Используем приложение 2, записываем исходные данные по форме табл. 1, рассчитываем себестоимость перевозок ( ) по формулам:
; (24)
(25)
где , -эксплуатационные расходы по плану и отчету. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок ведем в следующем порядке.
а) Определяем сумму расходов, не зависящих от объема перевозок по плану и отчету:
,
где - общая сумма эксплуатационных расходов,
- общая сумма зависящих расходов.
б) Рассчитываем отклонение общей суммы эксплуатационных расходов под влиянием объема перевозок в приведенных тонно-километрах: изменение объема перевозок, умноженное на плановый (базисный) уровень себестоимости.
(26)
где - изменение объема перевозок;
- плановая величина себестоимости.
в) Рассчитываем отклонение общей суммы эксплуатационных расходов под влиянием изменения среднего уровня себестоимости перевозок: как произведение изменения уровня себестоимости на фактический (отчетный) уровень объема перевозок.
, (27)
где - изменение себестоимости;
; (28)
- фактическая величина приведенных тонно-километров.
г) Построим баланс отклонений: общее изменение расходов должно равняться сумме их отклонений по факторам объема перевозок и себестоимости.
(29)
575-598=4,2517+19,7438
-23=23,9995
д) Рассчитаем индексы эксплуатационных расходов, приве-денных ткм и себестоимости перевозок:
; (30)
; (31)
. (32)
Условие оптимальности, обеспечивающее снижение себестоимости перевозок:
<1; >; .
Т.к >1, следовательно, себестоимость повышается, условия оптимальности не выполняются.
Отклонение себестоимости в процентах от плана:
(33)
(знак "+" означает завышение себестоимости против плана, "-" со-ответственно снижение себестоимости).
Расчет индексов зависящих и независящих расходов:
; (34)
(35)
Сопоставим полученные индексы с индексом
<
0,9553<0.9929
Такие соотношения будут соответствовать экономии эксплуатационных расходов, снижению себестоимости.
Также рассчитываем индексы себестоимости в части зависящих и независящих расходов:
. (35)
Т.к. <1следовательно будет иметь место снижение себестоимости в части зависящих расходов в результате экономии материальных и трудовых ресурсов на пе-ремещение грузов против плановых нормативов.
Т.к. < 1 следовательно будет иметь место снижение себестоимости перевозок в части независящих расходов в результате интенсификации использования технических средств и не превышения определенных планом сумм независящих расходов.
4.3 Анализ финансовых результатов
4.3.1 Расчетная формула результатного показателя
(36)
млн. руб.
млн.руб.
где - общие доходы от перевозок;
- доходы от грузовых перевозок;
- доходы от пассажирских перевозок.
Для упрощения постановки и решения аналитической задачи в составе доходов от грузовых и пассажирских перевозок рассматриваются лишь доходы от движенческих операций - перемещения грузов и пассажиров и не учитываются другие виды доходов - от начальных и конечных операций, выполнения других технологических операций, от перевозок багажа, грузобагажа, почты, прочих доходов и дополнительных сборов. Не учтенные в данной работе виды доходов могут рассматриваться как отдельные составляющие доходов от пере-возок и анализироваться без пофакторной детализации.
4.3.2. Расчетные формулы субфакторов:
, (37)
где- грузооборот,
- средняя доходная ставка по грузовым перевозкам, руб. на 10 тонно-километров.
, (38)
где - пассажирооборот.
руб./пасс.км
(39)
- средняя доходная ставка по пассажирским перевозкам, руб. на 10 пассажиро-километров;
(40)
где - структура грузооборота по родам грузов;
- доходная ставка за 10 т-км по родам грузов;
4.3.3 Расчет дохода на основе исходных данных в таблице 4
Для заполнения колонки 2 таблицы 4 рассчитываем процент выполнения плана по объему перевозок:
; (41)
%
; (42)
; (43)
Таблица 4 - Анализ выполнения плана доходов от перевозок, млн. руб.
Показатели
Измерители для корректировки дохода
Процент выполнения плана по объему перевозок
Доходы по плану
Плановые доход, пересчитанные на выполненный объем работы(3гр.*2гр./100)
Фактические доходы
Отклонение фактических доходов по перевозкам от плановых(5гр.- 3гр.)
В том числе от влияния
Объёма перевозок(4гр.-3гр.)
Доходной ставки и структуры перевозок(5гр.-4гр.)
А
7
8
1.Всего доходов от перевозок
Прив.ткм,млн
99,29
8015,6344
7958,723
8154,034
138,3996
-56,9111
195,3107
2.Доходы от грузовых перевозок
Тарф ткм,млн
97,91
15,5545
15,2294
13,7202
-1,8343
-0,3251
-1,5092
3.Доходы от перевозок пассажиров
Пассажиро-км,млн
89,09
8000,0799
7127,27
8140,3138
140,2339
-873,135
1013,0438
4.Итого по грузовым и пассажирским перевозкам
(стр.2+стр.3)
х
1742,499
1011,535
5.Влияние структурных изменений по видам перевозок(4-1)
-816,2239
4.3.4. Рассчитываем влияние на изменение дохода по грузовым перевозкам отдельных факторов: структуры перевозок по родам грузов () и их доходных ставок (). Для анализа использовать метод оценки влияния структурных изменений.
; (44)
; (45)
. (46)
Отклонения доходов от грузовых перевозок по факторам средней доходной ставки, структуры перевозок:
; (47)
. (48)
Рассчитываем влияние на изменение дохода по пассажирским перевозкам отдельных факторов: структуру перевозок по сообщениям и их доходных ставок. При выполнение анализа (пп. 4.3.4 и 4.3.5) использовать метод оценки влияния структурных изменений.
Таблица 5 - Результаты анализа доходов
Изменения доходов под влиянием данного фак-тора (±) млн руб.
Доля влияния каждого фактора в общем изменении дохода за отчетный период (),%
1. Грузооборот, тарифные т-км (см. табл. 6)
-0,000066132
2. Доходные ставки по родам грузов (см. п. 4.3.4)
488421,208
99,3559
3. Структура перевозок по родам грузов (см. п. 4.3.4)
4993,252
1,0157
4. Итого по грузовым перевозкам (строки 1+2+3)
493414,1349
100,3716
5. Пассажирооборот, пассажиро-км (см. табл. 6, строка 3, столбец 7)
-872,809
0,1775
6. Доходные ставки по видам сообщения (см. п. 4.3.5)
-43,1788
-0,0088
7.Структура перевозок по сообщениям (см. п.4.3.5)
-94,2858
-0,0192
8.Итого по пассажирским перевозкам (строки 5+6+7)
-1010,2736
-0,2055
9. Структура перевозок по видам движения (см. табл. 6, стр. 5)
-0,1660
10. Всего по факторам (строки 4+8+9)
491587,6374
100
По результатам анализа доходов и расходов по перевозкам выполнить пофакторный анализ общей суммы прибыли дороги от перевозок в таблице 6.
Таблица 6 - Анализ прибыли от перевозок, млн. руб.
План, скорректированный на объем работ,(гр.1*индекс объема работ)
Отклонение от плана(гр.2-гр.1)
В том числе за счет
Объема перевозок(гр3-гр.1)
Качественных показателей и структуры(гр.2-гр.3)
Доходы
7958,423
-56,9110
195,311
Расходы
593,75
-23
-4,2458
-18,75
Прибыль
7417,63
7579,034
7364,973
115,3996
-52,6652
176,561
Проведя анализ финансово-экономической деятельности предприятия можно сделать следующие выводы:
- на финансовый результат повлияло уменьшение качественных показателей и структуры, которые увеличили прибыль на 176,561млн. руб.
- изменение объема работы увеличило прибыль на -52,6652 млн. руб.
- общие изменения прибыли в отчетном году против планового составило 115,3996 млн. руб.
Для увеличения прибыли следует снижать эксплуатационные расходы, которые увеличивают себестоимость, а следовательно, могут отрицательно повлиять на дальнейшую работу и прибыльность предприятия. Также необходимо уделить особое внимание структуре перевозок по родам грузов и по видам сообщений.
Литература
1. Анализ хозяйственной деятельности железных дорог. Учебник для ВУЗов изд. 2. Под ред. д.э.н. профессора Н.Г. Винниченко.-М.: Транспорт, 1982. -335с.
2. Анализ хозяйственной деятельности предприятий железнодолрожного транспорта. Учебник для техникумов ж.-д. транспорта. Под ред. к.э.н. Н.Я. Клеща. - М.: Транспорт, 1987. -232с.
3. Теория экономического анализа. М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 1993. -288с.
4. Экономика железнодорожного транспорта. Учебник для ВУЗов. Под ред. д.э.н., профессора М.Ф. Трихункова. - М.: Транспорт, 2000.
Страницы: 1, 2, 3