Рефераты. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности железной дороги

4. Анализ объемов перевозок качественных и количественных показателей эксплуатационной работы

Основной задачей экономического анализа как учения о методологии и организации исследования экономики хозяйственных процессов является познание сущности экономических явлений, установление и количественное измерение воздействия на уровень результативного показателя различных факторов и выявление на основе этого резервов повышения эффективности производства, усиления режима экономии, роста производительности труда, повышения качества работы, увеличения объемов перевозок с наименьшими затратами.

При оценке влияния отдельных факторов на величину результативного показателя используются различные методы: цепных подстановок; разниц; корректировок; относительных величин; структурных изменений; долевого участия.

Прежде чем приступить к расчетам по оценке влияния факторов на величину результативного показателя, следует определить очередность влияния анализируемых факторов. При установлении очередности в аналитической формуле выделяют количественные и качественные показатели - факторы.

К количественным относятся абсолютные показатели и средние хронологические величины, получаемые на их базе (среднесуточная погрузка в вагонах, работа дороги, среднесуточный прием груженых или порожних вагонов и т.п.). Важнейшим признаком количественных показателей является возможность суммирования отдельных показателей, рассчитанных внутри совокупности.

Качественные показатели, как правило, характеризуют общее для всех единиц совокупности свойство, они не суммируются. Например, средняя статическая нагрузка на вагон, средняя динамическая нагрузка на вагон, средняя дальность перевозки грузов, себестоимость грузовых перевозок и т. п.

При анализе вначале выявляется влияние на величину результативного показателя изменения количественных (объемных) показателей - факторов, а затем качественных. В формуле взаимосвязи показателей может быть несколько количественных или качественных показателей. В этом случае очередность оценки факторов определяется логическим путем; для установления очередности оценки влияния этих факторов, все они, кроме одного, объединяются и представляются одним показателем - субфактором. При этом нужно соблюдать следующие правила:

1. Нельзя объединять только количественные факторы (показатели).

2. Получившийся при объединении субфактор должен иметь реальное содержание.

3. Необходимо обеспечить, чтобы один из показателей (фактор или субфактор) в новой формуле записи результативного показателя был количественным, а другой качественным.

Рассмотрим на примере объем работы железной дороги в эксплуатационных тонно-километрах (), который можно представить зависящим от объема работы в вагонах () -- количественный фактор, а также динамической нагрузки на груженый вагон () и груженого рейса вагона () - качественные факторы.

Аналитическая модель будет иметь следующий вид:

(1)

где - результативный показатель.

В этой формуле можно произведение двух факторов - объема работы и груженого рейса - заменить одним субфактором - пробегом груженых вагонов (). Тогда результативный показатель () можно записать в следующем виде:

(2)

Субфактор - количественный, и последовательность оценки устанавливается однозначно: первым должно быть выявлено влияние изменения против плана объемного показателя , а затем качественного . При дальнейшей детализации субфактора он представляется как результат действия двух факторов: объема работы в вагонах и груженого рейса:

(3)

В этом случае последовательность выявления факторов, влияющих на величину , также определяются однозначно: в первую очередь выявляется влияние объемного (количественного) фактора , а затем качественного - . Таким образом, в результате детализации определилась последовательность анализа: в первую очередь выявляется влияние изменения против плана отчетной величины работы дороги в вагонах (), затем груженого рейса вагона () и, наконец, величины динамической нагрузки на груженый вагон (). Установив последовательность анализа, приступаем непосредственно к расчетам по оценке влияния изменений факторов на уровень результативного показателя. Рекомендуется следующий порядок записи аналитических формул:

- знаком обозначать отклонение отчетной величины показателя от ее планового (базисного) уровня;

- помещать в правом, нижнем поле за показателем, уровень которого анализируется, условное обозначение фактора, влияние которого изучается. Например, запись означает "отклонение" фактической величины эксплуатационных тонно-километров от плановой, возникшее в результате изменения против плана отчетного уровня работы дороги в вагонах;

- обозначать индексом "ф" в правом верхнем поле его отчетный уровень;

плановый уровень обозначать знаком "пл"; если сравнивается отчет с отчетом то - знаком "баз".

Если изучаемый фактор (субфактор) находится в прямой связи с результативным показателем и требуется определить абсолютные значения отклонений отчетной величины результативного показателя от его планового уровня под влиянием данного фактора (субфактора), то целесообразно расчеты по оценке его влияния выполнить методом разниц. Например, при аналитической формуле взаимосвязи

(4)

- расчет влияния субфактора (количественный показатель) на результативный показатель необходимо выполнить по формуле

; (5)

=(2175,8173-2116,7696)*42,1=2485,9082 млн. ткм

- расчет влияния качественного показателя () - по формуле

(6)

=2175,8173*(41,6-42,1)=-1087,9087 млн. ткм

- влияние обоих факторов - по формуле

(7)

2485,9082-1087,9087=1397,9995 млн. ткм

Правильность аналитических расчетов может быть проверена по формуле равенства отклонений, в рассматриваемом случае - по формуле

(8)

90514-89116=1398 млн. ткм

При оценке влияния на результативный показатель количественного показателя (фактора, субфактора) качественный всегда принимается в базовом (плановом) значении, а при оценке влияния качественного показателя (фактора, субфактора) количественный всегда принимается в фактическом значении.

Часто результат сопоставления базисных (плановых) и отчетных данных под влиянием отдельных факторов требуется выразить относительным числом. Такая оценка производится с помощью относительных чисел. Сущность этого способа заключается в следующем.

Результативный показатель представляется в виде двухфакторной модели, в нашем примере:

(9)

Для выявления влияния на результативный показатель первого фактора (количественного) нужно из процента выполнения плана (темпа роста) по этому фактору вычесть 100:

2175,8173*100/2116,7696=102,7895

(10)

=102,7895-100=2,7895

Влияние второго фактора на показатель определяется как разность между процентами выполнения плана по результативному показателю и по первому фактору:

(11)

(12)

=90514*100/89116=101,5687

=101,5687-102,7895=-1,2208

Проверка выполняется по формуле

=2,7895-1,2208=1,5687

(13)

=101,5687-100=1,5687

Для того чтобы выразить пофакторное отклонение результативного показателя в абсолютном значении, достаточно соответствующие относительные величины умножить на плановое (базисное) значение результативного показателя и разделить на 100.

4.1. Анализ объемов перевозок и качества эксплуатационной работы

Анализ выполняется в следующем порядке.

Таблица 1 - Исходная информация для анализа причин отклонения от плана отчетной величины показателя «среднесуточная производительность грузового вагона»

Показатель

Единицы измерения

План

Отчет

Отклонение

+/-

% выполнения плана

Результативный показатель: среднесуточная производительность грузового вагона

Ткм/ваг

9485,4938

9567,6768

+82,183

100,8664

Сложные субфакторы:

Эксплуатационные тонно-километры Вагоно-километры груженного пробега

Вагоно-километры общего пробега

млн.т-км

млн.ваг.-км

млн.ваг.-км

89116

2116,7696

2743,3334

90514

2175,8173

2800,2769

+1398

+59,0477

+56,9435

101,5687

102,7895

102,0757

Первичные (глубинные) факторы: Среднесуточный пробег вагона. Динамическая нагрузка груженного вагона. Коэффициент порожнего пробега вагонов

км

т-

292

42,1

29,6

296

41,6

28,7

4

-0,5

-0,9

101,3698

98,8123

96,9594

Формула расчета результативного показателя:

(14)

где - среднесуточная производительность грузового вагона (план или отчет), т-км/ваг.;

- динамическая нагрузка груженого вагона (план или отчет) т.;

- среднесуточный пробег вагона (план или отчет), км.;

- коэффициент порожнего пробега вагонов (план или отчет")

=

=

Формулы расчета субфакторов:

(15)

где - вагоно-километры груженного пробега (план или отчет), ваг-км.;

- эксплуатационные тонно-километры груженного пробега (план или отчет), млн.т-км.;

- динамическая нагрузка груженного вагона (план или отчет), т.

, (16)

где - вагоно-километры общего пробега (план или отчет), ваг-км;
- коэффициент порожнего пробега вагонов (план или отче )

2. Выполняем аналитические расчеты по оценке влияния отдельных факторов на величину результативного показателя.

=2116,7696*(1+0,296)=2743,3334 млн. ткм

=2175,8173*(1+0,287)=2800,2769 млн. ткм

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.