Курбан-байрам -- наиболее значимый для мусульман праздник. Он совпадает с днем завершения хаджжа. В это время совершается жертвоприношение в память о событии, отраженном в Библии и Коране, связанном с несостоявшимся жертвоприношением Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила (по Библии -- Исаака). Праздновать мусульмане начинают с раннего утра. Утром они совершают молитву в мечети, затем выслушивают проповедь имама и посещают могилы предков.
Главная часть праздника -- заклание жертвы. Ею может быть баран, коза, корова, верблюд. В нашей стране мусульмане нередко приносят в жертву кур или гусей. Над освященной, приготовленной к закланию жертвой служитель мечети (мулла) читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, а владелец животного или специально нанятый для этого человек перерезает ей горло. Однако прежде чем животное зарежут, его обязательно валят на землю, головой в сторону Мекки. Считается, что жертву можно приносить не только за живых, но и за усопших.
Курбан-байрам -- радостный праздник. В этот день готовится вкусная и разнообразная пища и сладости, навещают друзей и родственников, преподносят подарки.
Ураза-байрам празднуется по окончании большого поста в месяц рамадан. Начинается ураза обрядом «встречи», когда ждут на небе появления молодой луны. Луну высматривают в воде пруда, реки или колодца. Начало поста в разных странах возвещается пушечным выстрелом, барабанным боем или знаменем, поднятым на минарете.
Ураза-байрам -- праздник очень пышный. Этот день начинают с посещения мечети и раздачи милостыни беднякам и сиротам. Добровольные пожертвования идут на нужды мечети. Затем проходит праздничное богослужение и обязательная проповедь. В заключение следует поминовение умерших родственников.
Маулид -- день рождения пророка. Отмечают его в третьем месяце лунного календаря (12-го числа). Праздник стали отмечать лишь спустя 300 лет после возникновения ислама. По мнению исследователей, Маулид возник под явным влиянием христианского Рождества. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, Маулид приурочен ко дню его смерти. Следует сказать, что в исламе дни рождения празнуют скромно, а иногда и вообще не отмечают. Смерть же, обычно трактуемая как рождение для вечной жизни, справляется более торжественно.
По случаю Маулида читаются проповеди в мечетях, происходит общая молитва в честь Мухаммеда, раздается милостыня. На празднике декламируют стихи Корана, восхваляющие пророка.
Мирадж -- праздник в ознаменование чудесного путешествия Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесения на небо к престолу Аллаха. Наиболее распространенное предание о ночном путешествии датируется 27 раджаба 621 г. Эта дата отмечается во многих мусульманских странах. Ночь 27 раджаба проводят в бдении, читают Коран, молятся, пересказывают предание о чудесном вознесении пророка, его беседе с Аллахом, встрече с пророками Ибрахимом, Мусой, Исой и др.
Лейлят аль-Кадр -- ночь предопределения. Смысл праздника состоит в том, что этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах.
Лейлят аль-Бараа -- ночь создания. Это, своеобразный праздник поминовения. По народным верованиям, в ночь с 14 на 15 шаабана происходит сотрясение древа жизни, на листьях которого помечены имена живущих. Опавшие листья означают, что люди, чьи имена записаны на них, умрут в течение года. В этот праздник возносятся особые молитвы за умерших во искупление грехов, раздается еда нищим, люди лакомятся сладостями, устраиваются ярмарки и т.п.
Навруз -- праздник весеннего равноденствия. Отмечается 21--22, реже 23 марта по григорианскому календарю. Он восходит к языческим праздникам земледельческих народов, связанным с культом огня. Наступление Навруза сопровождается развлечениями и массовыми гуляниями. Свое искусство показывают народные певцы и музыканты, акробаты и канатоходцы, фокусники и комики.
Главная дата шиитского календаря -- Ашура (день поминовения шиитского имама Хусейна) -- приходится на 10 мухар-рама 61 г. хиджры. В течение первых десяти дней месяца му-харрам устраиваются мистерии, инсценирующие историю гибели Хусейна, торжественные чтения сказаний о нем, на улицах вывешиваются траурные флаги и лозунги. На десятый день происходит торжественное шествие -- оплакивание Хусейна. Иногда участники шествия, чтобы подчеркнуть свою скорбь и напомнить о кровавой битве, в которой погиб Хусейн, наносят себе кровоточащие раны. Идущие в скорбной процессии громко оплакивают имама.
8. Ислам в современном мире
В VII--XII вв. сложился «мир ислама» -- своеобразная система духовных, социальных, политических и правовых реалий, основанная на религии, объединяющая целые народы и отдельные мусульманские общины Евразии и Африки, Северной и Южной Америки. Сегодня «мир ислама» включает более 860 млн мусульман, проживающих в 120 странах мира (ло данным же исламских организаций, количество мусульман достигает 1 350 млн человек). В 28 афроазиатских государствах ислам является официальной государственной религией.
Существует немало региональных и международных правительственных и неправительственных организаций, объединяющих мусульман. Крупнейшая из них -- Организация Исламской конференции (ОИК, штаб-квартира в г. Джидде, Саудовская Аравия) -- возникла в 1969 г. Она объединяет 44 афроазиатских государства и имеет ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламскую организацию по образованию, науке и культуре и т.д.). Правительства государств -- членов ОИК стремятся координировать свою деятельность в экономике и внешней политике.
Ислам всегда пытался играть самостоятельную роль в общественно-политической жизни как отдельных стран, так и целых регионов. С распадом Арабского халифата роль распространителей ислама взяли на себя монгольские кочевники (XIII--XIV вв.). Затем образовалась Османская империя (XV--XVI вв.), которая в конце средневековья и в начале нового времени (до XVIII в.) являлась серьезным соперником европейских государств.
Колониальная экспансия Запада (XVIII--XIX вв.) еще более усилила роль ислама в духовной и политической жизни народов Востока. Формируется мусульманский национализм -- идейно-политическое и религиозно-этническое движение разных народов под эгидой ислама. Это многоплановое и исторически сложное явление. С распадом колониальной системы империализма исламский национализм продолжает развиваться и в настоящее время испытывает своеобразный подъем. Под его знаменами объединяются разные люди. Одни стремятся к возрождению культурно-исторических традиций своего народа, другие борются за национальное государственное самоопределение, третьи пытаются установить политическую гегемонию в стране либо в регионе и т.д. Так, под эгидой мусульманского национализма арабы Палестины более 40 лет ведут борьбу за собственное государство. В конце 70-х гг. XX в. в Иране победила исламская революция, в результате которой к власти пришло шиитское духовенство во главе с аятоллой Хомейни и установило теократическую республику. Не утихает гражданская война в Афганистане, начало которой положила борьба мусульманских политических группировок с марксистским, светским режимом, установленным в конце 70-х гг. В начале 90-х гг. именно исламский фактор повлиял на взаимоотношения православных сербов и мусульман -- хорватов.
Растет влияние Ислама и в России. В Российской Федерации мусульманскую религию исповедуют более 20 млн. мусульман различных народностей: тюркские народы (татары, башкиры, казахи, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки), народы Дагестана, чеченцы, ингуши, адыгские этнические общности. Российские мусульмане активно участвуют в духовно-политическом возрождении страны -- строятся мечети, учебные заведения (медресе), исламские институты, пропагандируется исламская культура, ведётся диалог и сотрудничество с христианами и другими конфессиями. Впервые в 1995 г. в России были созданы мусульманские политические организации, крупнейшая из них -- Общероссийское Мусульманское движение «Нур», которое участвовало в парламентских и президентских выборах. На начало 1997 г. было зарегистрировано более 5 000 мечетей и несколько Духовных Управлений.
Вместе с тем имеют место крайние, негативные проявления мусульманского национализма. Так, лозунг джихада широко используется чеченскими сепаратистами.
Заключение
Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал опуститься. Но никакая религия не может существовать такой же, как и была создана. Начал трансформироваться и Ислам.
За последние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его последователей, а прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины, основы которой были заложены еще Мухаммедом. Ислам сегодня в условиях изменившейся политической картины мира - имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного шара.
Список литературы
1. История религии. В 2 т. Т. 2. Учебник / В.В. Винокуров, А. П. Забияко, 3. Г Лапина и др.; Под общей ред. И.Н. Яблокова. --М.: Высш. шк., 2002.--639 с.
2. Ислам/ Пер. с англ. В.Новикова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 304.: ил. - (грандиозный мир).
3. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/ М.Г. Писманик, А.В. Вертинский, С.П. Демьяненко и др.; Под ред.проф. М.Г. Писманика. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 430с.
4. Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. Москва, 1991.
5.Личность мусульманина. Москва, 2000.
6. Материалы с сайтов: www.islamua.net, www.muslim.ru, www.islam.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5