«Взгляните на свои ошибки. Это удержит вас от поисков чужих ошибок. Никогда не ищите ошибок в делах других людей, ибо это грешно с вашей стороны -- указывать другим на их ошибки, пока не избавились вы от своих».
6. Основные правила
Правила поведения внутри дома. В Коране разъясняются законы, регулирующие поведение внутри дома: «О вы, которые уверовали! Пусть просят разрешения у вас те, которыми овладели ваши десницы, и те, которые не достигли зрелости, три раза: до молитвы на заре, около полудня, когда вы снимаете одежду, и после молитвы вечерней -- три наготы у вас. Нет ни на вас, ни на них греха после этого: тогда ходите одни из вас к другим... А когда дети у вас достигнут зрелости, то пусть они просят позволения, как просили те, кто старше их...» (Коран, 24:58).
В этом аяте описываются некоторые правила поведения в семейном кругу. Домашний персонал и дети (не достигшие половой зрелости) имеют относительно свободный доступ, могут приходить и уходить в любое время дня. Но для них также существуют определенные ограничения. Ночью и до утренней молитвы они должны просить разрешения войти, потому что они могут нарушить сон взрослых, либо застать их неодетыми или при одевании. То же самое касается полуденного отдыха и времени после последней ночной молитвы. Для взрослых существуют более строгие правила: они дожны в любое время просить разрешения у хозяев войти в дом или квартиру, комнату, постучав или испросив разрешения.
«Три наготы» буквально означает три периода обнажения. Это выражение можно понять и в буквальном, и в переносном смысле. Понятие «аура» в первую очередь обозначает части тела, которые взрослый человек может обнажить только перед своим супругом или перед врачом в случае болезни. В переносном смысле этим обозначается духовная «нагота», относящаяся к ситуации или обстоятельствам, в которых каждый имеет право на уважение интимной сферы. Число «три» не обозначает, разумеется, перечисления, это лишь указание на то, что подобные ситуации повторяются и даже члены семьи должны уважать частную жизнь друг друга.
Правила поведения гостя. Поддержание родственных связей, посещение друг друга, приглашение в гости является в мусульманском обществе очень желательным и поощряемым действием. От женщины во многом зависит гостеприимство дома, радушие и щедрость к гостям, укрепление дружбы и симпатии между родственниками, друзьями и соседями.
Всевышний Творец разъясняет людям нормы приличия, которых должны придерживаться те, которые идут в гости в чужой дом: «О вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира обитателям их. Это лучше для вас, -- может быть, вы опомнитесь! Если же не найдете там никого, то не входите, пока не позволят вам. А если вам скажут: «Вернитесь!», -- то возвращайтесь. Это -- чище для вас, а Аллах знает то, что вы делаете» (Коран, 24:27, 28).
В доисламское время было принято входить в чужие дома без стука. Гостя замечали тогда, когда он уже был в доме. Порой это приводило к тому, что гость заставал хозяев в неловком положении или сам попадал в положение, способствующее греху. Ниспослание этого аята положило конец таким случаям. Человек, желающий войти в чужой дом должен убедиться, что его приход для хозяев не является неудобным и что он желанный гость.
Просьба для любезного разрешения не ограничивается домами других. Входя в собственный дом, достаточно громко поздороваться, чтобы предупредить мать, сестру, жену или других домочадцев о своем присутствии.
Исламский принцип -- с уважением просить разрешения и приветствовать -- обеспечивает безопасность частной жизни. Право на защищенную частную жизнь предусматривает не только вход незнакомцев в дом, но распространяется и на подглядывание, подслушивание, чтение чужих писем. Нельзя заглядывать в открытые двери чужих домов, квартир.
Единственное исключение, когда можно войти в дом без разрешения, -- в крайних случаях, например, при пожаре, медицинской помощи, обнаружения кражи, взлома и т.п.
Если никто не отвечает, нельзя входить в дом без согласия владельца. Гостю нужно два-три раза постучать и уйти, если к этому времени не будет приглашения войти. Не допускается быть настойчивым, навязчиво стоять у дверей, если не дано разрешения. Если просят уйти, то сделать это нужно немедленно, без ожидания объяснения причины. Никто не должен обижаться, если ему не дадут разрешения войти, потому что каждый имеет право отказать в случае занятости, личных обстоятельств.
Одежда. Люди, повидавшие мир, прекрасно осознают, что под таким понятием, как исламское одеяние, скрывается величайшее множество стилей и фасонов. Основные же характеристики исламского одеяния -- это скромность и чистота. То, что носят люди, диктуется главным образом требованиями общества, в котором они живут, но исламские одежды всегда будут скромны и, по возможности, чисты.
Некоторые европейские женщины, скорее всего, посчитают одежду мусульманок невзрачной, тусклой и излишне стесняющей движения, однако мусульманские женщины имеют по этому поводу собственное мнение. Они предпочитают одеваться скромно и считают откровенные и вызывающие одежды лакомой приманкой для низких мужских инстинктов, ибо, по их мнению, такая одежда поощряет мужчин взирать на женщин как «на объект сексуальных желаний», а не как на равных и независимых членов общества. Они хотят, чтобы мужчины обращали прежде всего свое внимание не на плоть, а на ум и нрав женщины.
«Каждая религия имеет характеристику, и характеристикой ислама служит скромность» (Ибн Маджа).
Мусульманские женщины могут носить любой тип одежды, памятуя о том, что одеяния не должны привлекать излишнего внимания со стороны, будучи либо слишком открытыми и прозрачными, либо слишком обтягивающими и короткими и т. д. Некоторые типы одежд представляют женщину в весьма пикантном виде, не скрывая всех ее прелестей. Единственная цель таких нарядов заключается в привлечении к вырядившейся особе страстных «пожирающих» мужских взглядов, так что носить такие одежды, конечно, весьма опрометчиво и неразумно. Особым отличительным одеянием мусульманской женщины служит покрывало хиджаб, головной платок из любой материи и любого фасона, скрывающий от посторонних взоров волосы женщины. Начало этому обычаю положили жены Пророка, да и Сам Пророк однажды сказал, что девушка, достигшая половой зрелости, обязана скрывать покрывалом свое тело, оставляя открытыми только лицо и руки.
Особых правил относительно мужской одежды немного. Некоторые из них регулируют особый стиль паломнической одежды ихрам и предписывают определенные требования к одежде, допустимой в мечети. Во время молитвы далее в самых примитивных условиях мужчины должны по меньшей мере прикрыть чресла.
Мужчинам не позволяется носить одежды, сделанные из шелка, если, конечно, они не страдают каким-либо кожным заболеванием, вследствие чего всякая другая материя причиняет им значительные неудобства. Им не следует носить никаких иных украшений, кроме обручального кольца, которое должно быть серебряным, а не золотым.
Пища. В исламе пища является либо халал, либо харам. Та, что халал, -- дозволена, а та, что харам, -- запретна. Подобное разделение определяется не личными предпочтениями того или иного верующего, но всеобщей покорностью и дисциплиной. На своих жизненных путях верующие руководствуются заповедями Аллаха, и даже такая насущная потребность человека, как потребность в питании, строго регулируется определенными установлениями.
Аллах сотворил эту Землю и плоды ее во благо человечества, установив, однако, некоторые ограничения в использовании их.
«Верующие! Ешьте из тех благих снедей, какими Мы наделяем вас, и благодарите Бога, если вы Ему поклоняетесь. Он запретил вам в пищу мертвечину, кровь, свиное мясо и то, над чем, при заколении, призывался кто либо другой, а не Бог» (Коран, сура 2:167, 168).
«Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, мясо свиньи; то, над чем, при заклании, призывается кто-либо другой, а не Бог; скотина удавлен-ная, умершая от удара, убившаяся падением с высоты, забоданная рогом; та, которую заел хищный зверь, кроме той, которую очистите; приносимое в жертву идолу» (Коран, сура 5:4).
Во-первых, мусульманину не следует есть мясо свиньи или любой другой продукт, содержащий свинину. Это отнюдь не означает, что новообращенному в ислам достаточно всего лишь отказаться от свиных сосисок, колбасы, бекона и ветчины. Запрет на свинину означает и то, что ему отныне придется проверять каждый продукт на содержание животных жиров, ибо этот жир может оказаться свиным.
На Востоке свинья считается нечистым животным, и справедливо, ибо склонна она к поеданию нечистот. В некоторых местах свиней специально используют как своеобразных «утилизаторов», скармливая им пищевые отходы и помои. По этой причине ни один мусульманин не может представить себе, как можно есть блюдо, приготовленное из столь нечистого, отвратительного существа. Предложить мусульманину блюдо из свинины -- то же самое, что предложить ему отведать, например, нечистот; некоторые мусульмане заболевают только лишь от одного вида свинины.
Мясо других животных, таких, например, как корова, овца и коза, разрешено для мусульман, учитывая, конечно, что животное было забито методом халал, состоящим в перерезывании очень острым ножом яремной вены и сопровождающимся чтением молитвы. Произнесение имени Бога служит ритуалом привлечения внимания к тому факту, что жизнь животного не забирается бессмысленно, а для употребления в пищу и с позволения Аллаха.
Мусульманам запрещено употреблять в пищу мясо умерших, задушенных, забитых палками и убитых хищниками животных. Также запретно мясо хищных птиц, животных с клыками и когтями, грызунов, рептилий и насекомых, за исключением саранчи.
Рыба, фрукты, овощи, зерновые и корнеплоды -- все это для мусульман разрешено, халал. Но мусульманам все же следует обращать внимание на состав некоторых продуктов, так как бисквиты, например, пирожные, мороженое и суповые концентраты могут содержать в себе животный жир или желатин. Помимо растительного, желатин бывает и животного происхождения и делается главным образом из шкур различных животных, в том числе и свиньи; он входит в состав многих сладостей, кремов, наполнителей, конфет и фабричных йогуртов.
Мусульмане полагают, что пищу следует расходовать экономно. Пищевые остатки следует либо отдать нуждающимся, либо скормить птицам и животным, живущим вблизи дома.
7. Мусульманские праздники.
Неотделимой частью канонических обрядов ислама являются религиозные праздники. Учение Мухаммеда, порицающее во всем чрезмерность, предопределяет небольшое количество праздников. К общепринятым во всем мусульманском мире относят: праздник жертвоприношения (Ид аль-адха, Курбан-байрам), праздник разговения (Ид аль-фитр, Ураза-байрам), день рождения пророка Мухаммеда (Маулид), ночь предопределения (Лейлят аль-Кадр) и ночь чудесного вознесения пророка на небеса.
В то же время отдельные направления в исламе отмечают и собственные праздники. Шииты, например, чтят день рождения имама Али, день поминовения его сына Хусейна, день рождения «скрытого» имама Махди и др. К числу мусульманских нередко причисляют и праздники, не имеющие прямого отношения к исламу, но отмечающиеся в странах распространения этой религии. Так, в Иране, Афганистане, Азербайджане, в Средней Азии, а также в Татарстане и Башкортостане мусульмане торжественно отмечают праздник весеннего равноденствия Навруз, известный еще с дозороастрийских времен. Все торжества, имеющие непосредственное отношение к исламу, отмечаются по лунному календарю.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5