В X--XI вв. популярность суфийского образа жизни и мировоззрения резко возросла. Появились классические труды по суфийскому богословию. Среди них наиболее известна книга «Воскрешение наук о вере» Абу ал-Газали. Опираясь на Коран, суфий рассуждает о признаках (атрибутах) благочестивого мусульманина. Таковы, по его мнению, раскаяние, воздержание, бедность, терпение, любовь, страх, надежда и др. Все качества человека соотносятся с Богом. Например, состояние любви -- это «видение своими глазами того, чем его облагодетельствовал Аллах, а сердцем -- того, что Аллах близок к нему, заботится о нем, оберегает и выступает его поручителем».
4.Вероучение и культ ислама
Религиозные представления мусульман не имеют четкой догматической завершенности. Различные направления в исламе по-разному понимают те или иные принципы, заложенные в «священных книгах». Между тем всеми признаются пять религиозных правил, «столпов» веры: аш-шахада -- исповедание веры; ас-салат (персидское «намаз») -- молитва; ас-саум -- пост; аз-закат (закят) -- налог в пользу бедных; хаджж -- паломничество.
Шахада предписывает мусульманам свято верить в единого Бога -- Аллаха и считать Мухаммеда его посланником. Все это выражается молитвенной формулой: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед -- посланник Аллаха». Шахада возникла в ранний период ислама как возглас, отличавший мусульман от остальных людей. Она произносится и в индивидуальных молитвах, и в мечети во время богослужения. В период религиозных войн шахада служила боевым кличем. Отсюда понятие шахид -- мученик, воин, павший за веру.
Молитва -- обязательное правило для правоверного. Согласно Корану, Аллах вначале предписал Мухаммеду молиться 50 раз в день, однако в последствии снизил это количество до пяти (утренняя, полуденная, предвечерняя, дозакатная и ночная молитва). Молиться мусульманин может индивидуально и коллективно в любом подходящем месте, но полуденную, в пятницу, рекомендуется совершать в мечети. Считается, что весь порядок моления сложился как подражание молитвенным движениям и позам Мухаммеда и закреплен памятью первых мусульман. Молящийся вначале должен совершить омовение, и, опустившись на колени, моление совершать на чистой подстилке (коврик и т.п.). Обращаясь к Аллаху, он должен повернуться лицом к Мекке и, опустив руки вдоль тела, произнести формулу намерения совершить определенную молитву. Затем поднять руки на уровень лица, ладонями от себя, и произнести формулу возвеличения Аллаха. Далее предписывается взять левую руку в правую, прижать обе к груди, произнести слова: «Велик Аллах (Аллах акбар)» и повторить земной поклон. Таков порядок одного цикла молитвы. В зависимости от времени суток циклов может быть от двух до тринадцати. Женщины молятся отдельно от мужчин. Молитву в мечети возглавляет имам (мулла) -- руководитель общины.
Пост (саум), по преданию, установлен самим Мухаммедом в месяц рамадан (рамазан) второго года хиджры по приказу Аллаха. Пост заключается в воздержании в светлое время суток от приема пищи, питья, вдыхания табачного дыма и т.п., т.е. от всего, что отвлекает от благочестия. С наступлением темноты запреты снимаются, но излишествам предаваться не рекомендуется, следует проводить время в размышлениях, беседах, чтении Корана, совершать богоугодные дела, улаживать ссоры, раздавать милостыню. Пост обязателен для всех мусульман в течение рамадана. Освобождение от него получают больные и престарелые люди, кормящие женщины, а также преступники, не отбывшие наказания и т.п. Существует практика индивидуальных постов, которые мусульманин может принять добровольно. Обычно для них избираются дни полнолуний, понедельники и четверги. Рекомендуется поститься и в дни солнечных и лунных затмений, а также во время эпидемий, стихийных бедствий и военной опасности.
Налог мусульман в пользу бедных (закат) берется с состоятельных, имущих. Первоначально он был налогом с бедуинов после взятия Мекки Мухаммедом. Закат обычно взимается со скота, денег, товаров и т.п. Правом получения материальной помощи, по Корану, пользуются бедные и нищие, пленные мусульмане, кающиеся грешники, паломники.
Хаджж -- паломничество -- пятое важное религиозное правило. Мусульманам предписывается совершить путешествие в Мекку и другие святые места, связанные с деяниями пророка Ибрахима. Хаджж совершается в месяц зу-л-хиджжа. Кто не способен сделать это сам, может послать вместо себя своего заместителя. Паломничество -- строго регламентированное путешествие. Одетые в кусок белой ткани (ихрам) верующие семь раз обходят против часовой стрелки вокруг Каабы, где находится так называемый «черный камень» -- главный объект поклонения. По преданию, «черный камень» раньше был белым яхонтом, который почернел из-за греховности людей. Аллах даровал его Адаму. Тот построил над ним первое сооружение. После потопа Кааба разрушилась. Старый фундамент здания отыскали Ибрахим и его сын Исмаил, которые возвели его вновь. После проповеди в главной мусульманской мечети паломники совершают жертвоприношение, затем бросают камешки в три столба, символизирующие сатану -- Иблиса. Главный же обряд хаджжа -- стояние у горы Арафат (возле Мекки), где паломники проводят целый день, слушают проповедь, молятся. По завершении хаджжа паломник получает звание хаджи и право носить зеленую чалму.
5. Мусульманское право. Шариат
Ислам в отличие от христианства не знает какой-либо церковной организации. В мусульманском мире не было соборов, догматизирующих вероучение и культ. Поэтому большую роль в сохранении единства мусульман и целостности вероучения играет право (ал-фикх). Детальной проработкой норм жизни ислам отличается от других религий. Какого-либо специального кодекса не существует. Однако мусульманские богословы систематизируют те или иные правовые положения. Их источником служат Коран и Сунна. Совокупность мусульманских правовых норм, отраженных в «священных книгах», называется шариат (от араб, аш-шариа ~ прямой, правильный путь, закон, предписание).
Мусульманское право делит все поступки человека на пять категорий -- обязательные, рекомендуемые, разрешенные, порицаемые и запрещенные. Обязательно мусульманин должен, например, совершать ежедневную пятикратную молитву; считать сатану своим врагом; остерегаться греховных поступков, внушаемых ему; честно и справедливо содержать жену, не проявляя по отношению к ней актов насилия. Рекомендуется знать весь Коран наизусть, оказывать помощь калекам, бездомным, воспитывать сирот; совершать хаджж; жене подчиняться мужу; не таить обиду более трех дней (если это не вредит вере) и т.п. Мусульманам разрешается иметь до четырех жен, если муж в состоянии их обеспечить; принимать подарки; держать дополнительный пост и совершать дополнительный хаджж; нуждающемуся давать деньги в долг, но без процентов. Шариат возбраняет: продавать товар тому, кто больше платит; говорить истину за глаза о человеке; смотреть на лица посторонних женщин с недозволенными мыслями и т.п. И наконец, запрещено убить человека, который не покушался на жизнь мусульманина; воровать; грабить; издеваться над живыми существами, пытать людей; обвешивать; продавать испорченные товары; не выплачивать долги; запрещены аборты; нельзя есть свинину, употреблять в пищу кровь убитых животных, пить спиртные напитки; категорически запрещается самоубийство.
В период классического ислама шариат неукоснительно соблюдался. В последнее время он все более отступает перед светским, гражданским правом. Однако в некоторых странах Востока сегодня имеет место своеобразное возрождение норм шариата, например в Исламской Республике Иран, в Исламской Республике Пакистан. На родине пророка, в Саудовской Аравии, шариат также считается основой гражданского, уголовного и государственного права.
Все человеческие существа являются творением Бога и любимы Им. Поэтому существуют определенные основные права, которые разделяются всем человечеством -- и мусульманами, и немусульманами. Все люди имеют право на еду, на одежду, образование и заботу со стороны общества, которое управляет их существованием.
В каждом обществе есть люди, которые по причине болезни не могут работать или слишком слабы, чтобы преуспеть в поддержании и в ведении достойной жизни. Не следует забывать также и о детях, потерявших родителей, женах, потерявших мужей, и стариках, которые не могут больше са- остоятельно заботиться о себе. Любое общество, уважающее человеческое достоинство, не позволит таким людям прозябать в безысходности и нищете.
Обязательства, налагаемые исламом. Ислам обязывает богатых и здоровых людей поддерживать менее удачливых в этом отношении собратьев. Общество не имеет права издеваться или угнетать слабых людей или беспричинно лишать их свободы. Общество не имеет права одурманивать людей пропагандой или склонять их к чему-то против естественной их воли, способности и сознания.
Человеческие права дарованы людям Богом, а не каким-либо правителем или правительством, и обязанность мусульман состоит в активной защите данных прав. Иначе это может привести к потере всяческих прав, а в дальнейшем и к тирании и страданиям.
«Тот не войдет в Рай, чей сосед слывет грешником» (хадис Муслима).
«Не быть тебе истинным верующим, пока не пожелаешь ты брату своему того, что желаешь себе» (Бухари, Муслим).
Права человека, исповедующего ислам:
Право на жизнь.
Право на равенство.
Право на свободу.
Право на свободу мнения.
Право на политическую свободу.
Право на эмиграцию и убежище.
Право на труд, обеспечивающий достойную жизнь.
Право на правосудие.
Право на равенство перед законом.
Право на защиту личной чести.
Право на социальное благосостояние.
Право на брак.
Право на частную жизнь и безопасность.
Право на достоинство.
Право на образование.
Право на протест против тирании.
Право на свободу выражений.
Право на свободу собраний.
Право на свободу совести и убеждений.
Право на защиту религиозных чувств.
Право на участие в государственных делах.
Право на достойную жизнь.
В Коране и хадисах существует множество изречений по поводу человеческих прав:
«И почему вам не подвизаться в битвах за путь Божий, и для защиты слабых из мужчин, женщин, детей, которые говорят: Господи наш! Выведи нас из этого города, жители которого беззаконны; поставь нам от Себя защитника, поставь нам от Себя покровителя» (Коран, сура 4:77).
«Как нарушаются права? Права нарушаются тогда, когда грехи совершаются открыто, и никто не удерживает грешников от заблуждений» (хадис Таргиба).
«Тот из вас, кто видит нечто непотребное, должен исправить это с помощью руки своей; если же у него не хватит сил на это, тогда он должен постараться исправить это словом уст своих; но если и на это у него не хватит сил, то он по меньшей мере должен ужаснуться этому всем сердцем своим» (хадис Муслима).
Совесть для мусульманина -- вернейшее руководство. К ней всегда должно прислушиваться, ибо в ней скрывается воля Аллаха. Пророк считал, что верующий человек должен радоваться добрым своим деяниям, а злым деяниям -- огорчаться. Когда Его спросили, в чем грех, Он ответил:
«Когда нечто тревожит ваше сердце, это нечто -- греховно, его следует отбросить» (хадис Ахмада).
Более того, Пророк весьма не одобрял лицемерие. Он сказал:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5