Рефераты. Масонство в России и за рубежом

Многие исследователи сходятся во мнение, что царствование Александра был «золотым веком» для масонов. Благодаря масонам на пост главнокомандующего во время Отечественной войны 1812 года был, выдвинут один из братьев М.И.Кутузов, об этом пишет Т.О.Соколовская. Многие историки впоследствии писали о бездарном командовании Кутузова.

Так или иначе, но с восшествием на престол Александра масонство практически полностью выходит из «подполья», привлекает в ложи многих политических,, общественных деятелей, государственных людей, ученых, писателей, эпоха гонений безвозвратно ушла в прошлое.

ГЛАВА . СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАСОНСКОГО ДВИЖЕНИЯ

3.1.Масонство в веке: общая характеристика

На протяжении всего столетия масонское движение, несомненно, изменялось, приобретая то большое, то незначительное влияние в мировой политике, но неизменно привлекая к себе людей образованных и нестандартно мыслящих. О.Ф.Соловьев приводит данные о численности масонов к началу столетия. Общая численность составляла около 1,5 млн. адептов, в том числе: в США - 908535, Англии - 95 тыс., в Шотландии - 25 тыс., в Ирландии - 22 тыс., в Канаде - 44473, в Германии - 37800, в Италии - 8600, Австрии - 18 тыс., Швеции - 12 тыс. И в Австралии - 18 тыс., Новой Зеландии - 6 тыс., Дании - 4,3 тыс., Венгрии - 3,6 тыс., Норвегии - 3 тыс., Голландии - 2,5 тыс., Испании - до 1,8 тыс., Швейцарии - 1,5 тыс., Греции около 800, Португалии - 700, Египте - 800 и т.д. Соловьев О.Ф. Масонство в мировой политике века. - М.,1998, с.36.

Даже в пределах одной страны братья входили в ложи различных центров, которые далеко не всегда поддерживали дружеские отношения друг с другом. Так, во Франции наиболее влиятельная федерация Великий Восток насчитывала до 28 тысяч членов, Великая Ложа и Верховный Совет практиковавшие древний и принятый шотландский ритуал, находившиеся в союзе между собой, имели соответственно 5,5 и 3 тыс. посвященных. В США один масон приходился на 75 человек, а во Франции - один на 1560 человек населения. Там же, с.37.

Следуя своим традициям, орден с самого начала века стремился расширить сферу применения пацифистских принципов в области мировой политики. В целом прагматики - масонские руководители особенно не обольщались признаками относительного смягчения обстановки в Европе и внимательно отслеживали ее причудливые колебания. Несмотря на общие подходы и взаимное признание ряда базовых принципов, масонство так и не смогло преодолеть доктриальных разногласий, вступив в век в значительной степени разобщенным. Это, естественно, служивало возможность его влияния на мировую политику, исключало проведение согласованной линии по коренным вопросам. Потому-то методы действий Федераций тех или иных стран определялись, в конечном счете, внутренней спецификой и отношением классовых сил. Важной общей чертой являлось и продвижение братьев на ключевые государственные посты вне зависимости от партийной принадлежности. Кроме того, масонство не осталось в стороне ни разу, когда дело касалось наиболее важных политических событий в мире.

Одним из многочисленных результатов деятельности мирового масонства следует считать создание Организации Объединенных Наций, а также статус Международного суда. Устав ООН был подписан 25 июня 1945 года. На это знаменательное событие несомненно оказали влияние, как Вторая Мировая война, так и весьма сложные противоречия между западным, капиталистическим, так и восточным, социалистическим лагерем с четким водоразделом США-СССР. Вчитываясь в текст Устава ООН, нетрудно заметить совпадение или близость к положениям, отстаиваемым «вольными каменщиками». На мировую политику через Устав ООН была осуществлена проекция знаменитой триады: «свобода, равенство, братство».

Начиная, с 80-х годов международные усилия масонства в унисон с западными державами концентрировались на борьбе с СССР и его союзниками, имея целью сначала подрыв их позиций в мире, чтобы затем приступить к мировой ликвидации «красного империализма». Итог известен: СССР и социалистический лагерь перестали существовать. Капиталистическая коалиция во главе с США добилась полной победы в «холодной войне» без задействования серьезных средств. Эта исключительная по размаху операция, конечно, осуществлялась не прямо, а косвенными средствами при использовании объективных и субъективных предпосылок эволюции советского общества.

Ряд исследователей считает, что М.С.Горбачев - инициатор перестройки в СССР был масоном. Свидетельством тому может служить первое основательное произведение, написанное «по просьбе американских издателей» под названием «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». В работе откровенно говорится не раз вроде бы о пришедшей из вне и присутствующей у нас альтернативе полного разрыва с существующим общественным строем и о переходе к капитализму, что, понятно, решительно отвергается. Собственно к прямому намеку на масонство можно отнести лишь одну фразу в виде неизвестно откуда взятой притчи о возведении из камней некоего Храма, назначение коего непонятно и для многих строителей. Все-таки представляется, что переход Горбачева через ряд последовательных стадий к антикоммунизму объяснялся убеждением в нереальности поставленных ранее задач реформирования социализма.

Великий Мастер Великого Востока Франции Р.Лерэ сказал как-то в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» А.Кудрявцевым по поводу перестройки в СССР: «Сделанное и намеченное вами впечатляет. Теперь ясно, что советская перестройка - дело рук не одного человека или небольшой команды, а всего общества, его думающей части. Убежден что право свободно высказывать свое мнение, избирать с возможностью реального выбора, жить в соответствии с результатами своего труда - все это способствует самоутверждению человеческой личности. Наша первоочередная задача способствовать установлению новых отношений между странами Севера и Юга, между промышленно развитыми странами, в число которых я включаю и Советский Союз, и развивающимися странами «третьего мира». Литературная газета, 13 декабря 1989.

Масонофобия в России сегодня, несомненно, имеет место. Подтверждением тому может служить книга О.А. Платонова «Терновый венец России. История масонства 1731-1996». Кратко остановимся на его подходах. В аннотации читаем: «Масонство - тайное преступное сообщество, преследующее цель достижения мирового господства на началах иудаистского учения об избранном народе». Платонов О.А. Терновый венец России. История масонства 1731-1996. - М.:Родник,1996,3 с.407-408. Значит, в разряд преступников были зачислены все знаменитые адепты от Новикова, Суворова, Грибоедова, Пушкина, декабристов до нынешних ученых, политических и иных деятелей, возглавляющих иностранные центры ордена. Силясь доказать, что Горбачев являлся масоном, Платонов использует какие-то подпольные малотиражные журналы, эмигрантскую газету «Новое русское слово». Буш и Горбачев предстают масонами заговорщиками, общение которых происходит с помощью масонских знаков. Автор приводит также «краткий словарь лиц, принадлежащих к масонским ложам и другим организациям, созданным для достижения масонских целей» /масонская галерея России/.

С достаточной степенью достоверностью опровергнуть или подтвердить мнение автора сложно, однако многие исследователи сходятся в том, что мировое масонство в целом развивается неравномерно и вряд ли могло оказывать столь кардинальное воздействие на события в России.

3.2.Концептуальная модель и тенденции развития масонского движения

Таким образом, масонство с переменным успехом всегда оказывало влияние на мировую политику. Об этом, в частности, пишет и Н.Берберова в своей книге «Люди и ложи», рассказывая главным образом о роли отдельных политических деятелей в тех или иных событиях / в том числе Второй мировой войне/ века. Масонство стремится сегодня укреплять устои свободного предпринимательства и капиталистических порядков на земном шаре. К числу позитивных результатов, очевидно, относится вклад в объединение Европы и распад социалистической системы. Как можно следить по еще неполным данным, орден видит свою дальнейшую миссию в усилиях, по укреплению существующих государственных и общественных режимов на земле. Он намерен поощрять образование региональных объединений крупного масштаба, которые в отдаленном будущем и должны привести к новому миропорядку. Такие дружественные друг другу конфедерации при содействии, ООН и иных международных организаций не тождественны мировому правительству.

Члены ордена убеждены, что век позволит человечеству успешно двигаться к более гармоничному сотрудничеству всех людей на земле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что даже при ретроспективном взгляде на сложнейшие событийные вехи не скольких столетий как бы мысленно контактируешь с плеядой ушедших ранее незнакомых лиц, с людьми доброй воли, которые отваживались противопоставлять себя обществу. От них исходили постоянные импульсы по стимулированию взаимодействия всех миролюбивых сил на базе фундаментальных ценностей цивилизации и прогресса при постоянной устремленности в будущее. Нельзя не признать, что искания масонов порой приводили их к поступкам не совсем оправданным с точки зрения истории и политики, часто их взгляды были подвержены мистическим настроениям, но в целом их идеалами всегда оставались свобода и справедливость, они искали пути улучшения миропорядка. Этот тезис можно отнести и к русским масонам.

Масонство не выполнило бы и сотой доли задуманного содействия постепенным трансформациям в недрах общества без находящихся в его распоряжении: неуклонной дисциплины адептов, верности ритуалам и традициям, хранимыми с давних пор неизменными. Братья всегда видели в этом огромный скрытый смысл с внутренней жизненностью, что позволяло двигаться всегда вперед, несмотря на повседневные препятствия. В соответствии с идеологией ордена они должны по кирпичику долго и терпеливо воздвигать на планете равномерный и справедливый для всех людей строй. Их вдохновляла этика нравственного созидания и морального самосовершенствования в масштабах универсальной триады: свободы, равенство, братства, наряду с признанием подавляющим большинством членов веры в Великого Архитектора Вселенной, Святого Писания, Корана, других богооткровенных книг.

Масонство никогда не являлось ни школой, ни социальным движением, ни церковью, оно не позволяло оценивать себя привычными догматизированными схемами. Претендуя на доступ к высшей духовности через посвящение, оно ставило себя над культурами и философскими системами, позволяя каждому адепту воздвигать храм собственных убеждений и стремиться к претворению их в жизнь сообразно установкам ордена.

Члены ордена и поныне именуют себя людьми доброй воли, миролюбивыми строителями грядущего справедливого устройства общества и одновременно патриотами своих отечеств, законопослушными подданными и гражданами, это подчеркивается во всех уставных документах. К высшим идеалам они шли не с проповедью абстрактных истин, а служа собственным народам. Их отражало стремление помогать окружающим, проводить срединную линию между крайностями.

Почти все исследователи масонства, и особенно исследователи русского масонства, подчеркивали сложность изучения явления, что вероятно связано с непростыми событиями исторического прошлого нашей страны, «закрытости» темы на протяжении нескольких десятилетий. И сейчас мы еще не можем с достаточной степенью достоверности утверждать насколько же, на самом деле, русское масонство повлияло на исторический путь развития России. Однако, несомненно, оно смогло аккумулировать в своих рядах едва ли не самых лучших представителей общественной и политической мысли. Русские масоны немало сделали для России и не признавать этого, значит не признавать сам ход истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Боровой А.А. Современное масонство на Западе. - М.,1922.

Бакунин Т.А. Знаменитые русские масоны. Вольные каменщики. - М.:Интербук,1991.

Берберова Н.А. Люди и ложи. -Харьков,1997.

Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории и вв. на Западе. - Спб,1900.

Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины . -Пг,1917.

Велишевский К.Ф. Петр Великий. - М.,1908.

Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство. От Петра Первого до наших дней. -2-е изд. - М.:Москва,1998.

Краткий философский словарь. /Под ред. М.Розенталя, П.Юдина/ - Полит. Лит.,1954.

Литературная газета,13 декабря 1989.

Масонство. Тайные знания. /Авт. Сост. С.П.Мельгунов, Н.П.Сидоров/ - Минск: Харвест,1998.

Масонство в Англии: научно-популярное издание. - Мн.: Харвест,1997.

Масонство: /Сборник/. - Репринтное издание. - М.:ИКПА,1991.

Марков Н.Е. Войны темных сил. - Париж,1928-1930.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. - М.: Независимая газета,1993.

Пыпин А.Н, Масонство в России, и первая четверть в. - М.: ВЕК.1997.

Платонов О.А. Терновый венец России. История масонства 1731-1996. - М.: Родник,1996.

Россия столетия в изданиях Вольной русской типографии А.И.Герцена и Н.П.Огарева. Записки сенатора И.В.Лопухина. 1859 Лондон /репритное воспроизведение/ - М.: Наука,1990.

Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. Падение монархии 1780-1792. - Л.: ЛГУ,1982.

Соловьев О.Ф. Масонство в мировой политике века. - М.: РОССПЭН,1998.

Соколовская Т.О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения / и первая четверть столетия/. - СПб,1907.

Символика масонства /из серии «Тайные знания»/. - М.: Гелиос,1990.

Трубецкой С.И. Учение о логосе и его история. - М.,1906.

Тураев Б.А. История Древнего Востока. - Л.,1936.

Утопический социализм: Хрестоматия /Общ. Ред. А.И.Володина/. - Политиздат,1982.

Финдель И.Г. История франк масонства. - СПб.,1872-1874, т.1.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.