Было, конечно, и противоположное мнение, согласно которому сам характер деятельности масонского движения исключал возможность политической оппозиции.
К 1791 году деятельность лож во Франции прекращается. Многие масоны эмигрировали, некоторые ушли в политические клубы. Немногие ложи нашли в себе силы продолжать прежние занятия. Так, ложа Шотландского Общественного Договора в Париже после бегства короля в Варенн пыталась продолжить работу, но вынуждена была в сентябре 1801 года прекратить свою деятельность. Если еще в 1791 году «Великий Восток» открывал новые ложи, то уже через год герцог Орлеанский сложил с себя звание Гроссмейстера. Немногие ложи, сумевшие в это тяжелое время, целиком ушли в свои мелкие дела. Они были так напуганы, что после смерти Робеспьера решили запретить всякие беседы по вопросам политики и заниматься лишь масонскими делами.
Восемнадцатый век в истории культурной жизни Германии являлся веком глубоких противоречий. С одной стороны, рационалистическое просвещение праздновало в то время золотой век своего существования, и принципы здравого смысла, полезности и практической пригодности выставлялись в качестве высших критериев для оценки всех явлений - в области жизни и в области мысли. Но наряду с крайностями рационализма не было недостатка и в самых крайних проявлениях чувствительности, и в самой причудливой фантастике.
Мистицизм, безудержный культ чувства и нападки на разум были далеко еще не самыми яркими проявлениями « анте просветительного» духа в Германии века. Во многих случаях мистические искания единения с Богом переходили в прямое чародейство, а стремление к сверхчувственному знанию и вера в таинственное наитие приводили к настоящему чернокнижию, колдовству и духоведению.
В кругу этих мистических настроений и поисков таинственного знания возникло немецкое масонство. Его история дает нам самые яркие страницы из истории немецкого оккультизма, чародейства, а иногда и прямого шарлатанства. Масонство снова оживило и выставило в качестве высшей мудрости, доступной только для посвященных, то, от чего давно отказалась научная мысль не только века, но и предыдущих столетий. В реанимированных средневековых представлениях быстро растворились те принципы терпимости, гуманности, всеобщего братства и свободы, которые выставили масоны сначала на своем знамени.
Первоначально масонство пришло в Германию из Англии. Особенно легко проникало английское влияние в северную Германию.
Масонов в Германии становилось все больше, но до 30-х годов в стране своих лож не было, и немецкие масоны должны были ездить на заседания английских лож через Ла-Манш. Только в 1733 году английское высшее начальство масонов разрешило открыть в Гамбурге постоянную ложу. В 1737 году масонская ложа в Гамбурге начинает свою деятельность, а в 1741 г. принимает название «Авесалом». Масонство становится забавой придворных кругов и титулованной знати.
В 30-х и 40-х годах в Германии были основаны ложи в таких городах, как Ганновер, Дрезден, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Магдебург, Геттинген, несколько позднее ложи были открыты в Нюрберге, Магдебурге.
Одной из самых характерных особенностей первоначального немецкого масонства было то, что первые ложи в Германии носили французские названия, и заседания их проводились на французском языке. Немецкое масонство довольно быстро подвергалось именно французскому влиянию.
Немецкие масоны стремились выделить себя из среды простых смертных и подняться на недосягаемую ступень «откровенных» знаний. Это выразилось, прежде всего, в желании окутать прошлое масонства покровом непроницаемой тайны и отодвинуть его возникновение к возможно более далеким временам.
Среди наиболее известных немецких лож того времени были: «Строгий Чин», «Великая Земская ложа всех каменщиков Германии», «Эклектический союз», «Орден Иллюминатов». Что касается Ордена Иллюминатов, то это был единственный орден, имевший характер исключительно нравственно-просветительский, он стремился заинтересовать людей нравственным самоусовершенствованием, пробуждал гуманность и общительность. Преследования привели к ликвидации ордена в 1830 году.
Первые масонские союзы возникли в Польше в начале царствования Августа /1735-1763/, проникнув сюда непосредственно из Саксонии, и представляли первоначально лишь отделения дрезденской ложи «Трех белых орлов», основанной около 1738 г. побочным братом короля гр. Рутовским. Сначала союзы эти развивались очень слабо. С одной стороны, они подвергались преследованию духовенства, с другой - сами они обнаруживали малую жизнеспособность, являясь, простой аристократической забавой и средством к удовлетворению личного честолюбия. Их распространителями были преимущественно пребывающие в Польше иностранцы и молодое польское дворянство: Мнишки, Полоцкие, Огинские, Виельгорские, основавшие несколько лож в Вишневце на Волыни, в Дукле и других местностях.
Гораздо большее значение приобретает польское масонство при Станиславе Августе Понятовском. Он не только оказывал покровительство масонам, но и сам в 1777 году записался в варшавскую немецкую ложу «Под тремя шлемами».
В царствование Станислава Августа польское масонство постепенно освобождается от иностранных влияний. В 1767 году возникла первая польская великая Ложа при непосредственном участии известного масона Жана-Луки де Ту де Сальверст /Ложа "«доброго пастыря"»/.
Польское масонство состояло из семи степеней. Братья трех первых степеней, т.е. ученики, товарищи и мастера, составляли «ложи св. Иоанна» или «символические»; братья четвертой степени - «избранные рыцари» и пятой - «шотландские кавалеры» - ложу «капитул шотландский»; братья шестой степени - «рыцари востока» и седьмой - Злато-Розового креста составляли «капитулярную высшую шотландскую ложу».
Избранный первым великим мастером объединенных лож Короны и Литвы, И.Потоцкий произвел реорганизацию польского масонства, после чего состоялось официальное открытие польского великого востока /1784 г. В состав его входило 13 объединенных лож, из них 4 под варшавским востоком.
События, имевшие место в Польше после провозглашения Конституции 3 мая, вспыхнувшая из-за этой конституции война, последовавший за ней второй развел, восстание Косцышки и окончательное падение польского государства - все это привело польское масонство в состояние полного распада и способствовало закрытию в 1794 году польского Великого востока.
Крупный политический успех, одержанный поляками в 1809 г. отразился и на масонстве. В австрийскую компанию Наполеона поляки отвоевали у Австрии часть Галиции, которая была присоединена к Варшавскому герцогству. Это давало возможность польским масонам усилить и расширить свою деятельность. В1810 г. восстанавливается Великий польский восток с наместником Великим мастером Людовиком Гутаковским, председателем Государственного совета герцогства.
Политические события 1812-1813 гг. вновь вызывают перерыв в деятельности масонов. И лишь в 1815 году польское масонство вступает в новую фазу жизни. /присоединение Варшавского герцогства к Российской империи/. Русский царь Александр 1 втайне принадлежал к Великому польскому востоку и всячески содействовал польским масонам.
Затем наступил период, когда в польском масонстве стали закрепляться националистические идеи /учение Лукасинского/. Однако национальное масонство просуществовало недолго. В 1820 году преследования масонов русским правительством достигли Польши и национально-масонские ложи были объявлены закрытыми. Была закрыта Ложа и Великого польского востока.
В североамериканских колониях Англии масонство появилось, скорее всего, после первых успехов его среди великосветского общества митрополит, т.е. в 20-х годах столетия. Появились они в провинциях Нью-Йорка, Нью-Джерси и Пенсильвании. Масонство. -Мн.: Харвест,1998, с.582.
Один из первых известных американских представителей масонства - Франклин познакомился с масонством во время своего путешествия в Лондон в 1725-1726 гг. По возвращении в Америку он основал «Клуб кожаного передника» - зародыш будущего «Книгоиздательского» и «Философского Американского общества».
В результате банального розыгрыша, имитировавшего ритуал принятия ложу, однажды погиб от смертельных ожогов человек. Масонов обвинили в убийстве, что в целом способствовало неприятию масонов со стороны населения.
Только в 1755 г. в Филадельфии состоялось торжество освещения масонского дома - первый случай освещения здания по масонским обрядам.
Расслоение английских масонов нашло отклик в американских колониях. И «старые» и «новые» масоны заботились о создании в Америке своих центров.
60-е годы века были началом национального пробуждения американских колоний и их конфликта с европейской метрополией. Темп общественной жизни поднимался; общество распадалось на партии, на сторонников английского короля и сторонников местной свободы. Это партийное расслоение проникло и в среду масонов, углубляя различия между ложами «старых» и «новых», последние были более демократичными и наполнялись американскими патриотами. Перед началом революции в Америке работало восемь Великих лож: две в Массачусете, одна в Пенсильвании и пять в Нью-Йорке, в Виргинии, в Георгии и в обеих Каролинах.
Члены масонских лож принимали в американской революции самое деятельное участие. Достаточно сказать, что почти весь командующий состав американской армии, начиная с главнокомандующего и кончая низшими офицерскими чинами, принадлежал к числу масонов. Масонами были также почти все выдающиеся политики того времени - Джемс Отис, Самуэль Адамс, Джозеф Уоррен, Джон Маршал и др., равно как и большинство народных представителей, подписавшихся под Декларацией Независимости в 1776 году и под Союзной Конституцией 1787 г. О.Ф.Соловьев свидетельствует, что первые пятнадцать президентов США были масонами. Соловьев О.Ф. Масонство в мировой политике века. -М.:РОССПЭН,1998.
Рост и развитие американского масонства были резко остановлены в конце 20-х годов века. Это были годы резкой вспышки анте масонского движения. В 1827 году была даже создана анте масонская партия, которая выступала с требованием устранить масонств со всех общественных и административных постов. Многие стали покидать масонские ложи.
При всем своем бурном и решительном характере, анте масонское движение оставило на внутреннем развитии и внешнем успехах американского масонства лишь очень неглубокий и временный след. Уже в 1832 году массачусетские масоны освящали в Бостоне масонский «храм»/место собраний»/. В Нью-Йорке, где потери масонов были особенно велики, «братья» вскоре оправились от ударов: Великая Ложа Нью-Йорка сделалась самой мощной из великих американских лож, как по числу подчиненных ей частных лож, так и по числу членов их и размеров территории.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8