Рефераты. Масонство в России и за рубежом

Русское масонство этого времени входит в новые связи и даже тесным образом замешивается в интриги, происходившие в немецких ложах.

«Тамплиерский Клерикат» наделал много шуму в масонском мире. А.Пыпин пишет, что в разгар темплиерских затей, Штарк явился на масонскую сцену с новыми изобретением. Пыпин А.Н. Масонство в России, и первая четверть в. -М.,1997, с.102. Из истории немецкого масонства известно, что «тамплиерский клерикат» противопоставлял себя «Строгому Чину», и Штарк, в частности, проповедовал, что тайны ордена тамплиеров были унаследованы не светскими рыцарями, а духовными людьми. Штарк пытался возродить притязания католического духовенства на господство над мирянами.

Оценка Клериката, Пыпиным негативна и Штарка он характеризует исключительно шарлатаном и интриганом: «Штарк был масоном еще с 1761 года. ОН приобрел, как говорят большие сведения в масонских вещах; любил говорить таинственно о высокой древности ордена, о великих его тайнах, чудесных силах и знаниях, которыми он обладает. Он внушал своим друзьям и адептам веру в чудесное, в магию и духоведение…. При каких обстоятельствах Штарк придумал клерикальную систему, до сих пор не разъяснено вполне, и сведения о ней неясны и противоречивы. Пыпин А.Н. Масонство в России, и первая четверть в. -М.,1997, с.103.

Полу католический характер этой системы с ее церковными обрядами, постами, молитвами и таинствами, не мог, конечно, привлечь к себе большого числа православных русских братьев, поэтому, вероятно, о Клерикате, о России существует самые смутные сведения.

Около того же времени, именно около 1765-1786 гг. в Петербурге была основана система с высшими степенями - система Мелиссино. Младший брат куратора Московского университета, впоследствии артиллерийский генерал, человек, наделенный от природы богатыми дарованиями, Мелиссино стремился вложить в свою систему то научное содержание, которое так привлекало к розенкрейцерству русских масонов 80-х годов, в то же время сохраняя в угоду вкусам русской знати пышные титулы и церемонии рыцарства. Эта система сообщала те же сведения, которые составляли основу розенкрейцерской науки, в странном сочетании с полу католической обрядностью, как в Штарковом Клерикате. Система Мелиссино также не получила особого распространения. В то время в России не могли иметь успеха ни новая церковность, ни мистическая натурфилософия.

К началу 70-х годов относится появление в русских ложах системы Циннендорфа, которая только недавно перед тем образовалась в Германии, как особенная тамплиерства. Ревностным деятелем этой системы в Петербурге был гвардейский генерал-аудитор Рейхель, вступивший на русскую службу в 1770 году. Им была учреждена ложа «Аполлона» - первая ложа Циннедорфской системы. Еще перед своим отъездом из Берлина Рейхель имел беседу с мастером ложи «Трех золотых ключей» - самым знаменитым Циннедорфом и получил от него поручение сделать все возможное для распространения ордена в России. Основанная Рейзелем ложа состояла из 14 членов, из которых 13 были иностранцами и только один русский - шталмейстер ее Величества Нарышкин.

Позднее была открыта ложа «Гарпократа» под управлением князя Н.Трубецкого, в эту ложу затем перешло большинство членов «Аполлона». А.Пыпин приводит данные Новикова о «рейхелевском масонстве по берлинскому акту», помимо названных лож названы: Ложа И.Артемьева, Ложа А.Нартова, немецкая Ложа в Ревеле - «Изида», Ложа Новиковпа - «Латона», Ложа Дубянского /возможна «Астрея»/. Под этой же рубрикой упомянуты ее две Ложи - Л.Третьяковского и В.Крюковского. Пыпин А.Н. Масонство в России… - М.,1997, с.112.

2.4.Учреждение английских лож; масонские понятия Елагина

Как уже отмечалось, выше путь Елагина в масонстве разбит как бы на два периода. Ко второму периоду относятся образование английских лож. Под влиянием определенных литературных и политических кругов Елагин стал раздумывать о том, нет ли в масонстве чего-нибудь притягательного, ему неизвестного. С целью разрешить этот вопрос, он стал чаще посещать ложи и искать знакомства с людьми «состарившимися в масонстве». После встречи с английским масонством, открывшим ему много нового, Елагин ревностно отдавался масонской деятельности и быстро выдвинулся на первое место среди петербургских братьев. Он завязал отношения с Великой Лондонской ложей и получил от нее разрешение на работу в семи степенях винорской или новоанглийской системы. Таким образом, благодаря Елагину, в русском масонстве снова начало преобладать английское влияние.

Елагин писал, что учение наше родилось не от вымыслов ума человеческого, но от Бога, ибо он есть слово Божие; поэтому новые системы и новые постановления никак не могут быть против него: не могут ослепить на некоторое время слабость людей любопытных, но бессильны поколебать ревность просвещенных. Говоря о розенкрейцерской системе, он характеризует ее следующими чертами «Сия неисповедуемыми обещаниями учения, у них одних токмо существующими, укрепляет легковерие братства, возрождая из тлеющего иезуитского пепла мечтательного феникса. Они, называя братьев свободными каменщиками, определили над ними беспредельную начальствующую власть, покоряющую и разум, и волю». Пыпин А.Н. Масонство в России… - М.,1997, с.127-128.

В сочинениях Елагина можно найти достаточно указаний о том, как он понимал, содержание масонского учения и в какие страны направлялись его мысли. Как уже отмечалось, он прошел первый период его легкомысленного отношения к масон-

ству, период сомнений и вольнодумства. Когда он затем стал беседовать с людьми «состарившимися в масонстве» и с чужестранными братьями, он постепенно приобрел высокое мнение о масонском таинстве и, в сущности» был недалек от настоящего розенкрейцерского мистицизма. Путешественники из Англии рассказывали ему об истории масонства, об образовании Лондонской Великой ложи /например, Престон /1742-1818/ -писатель, изучающий историю масонства/.

Елагин изучал главным образом мистическую литературу, печатную и рукописную, явную и тайную, которая произведена, была в основном трудами Новикова и его школы, под влиянием розенкрейцерских тенденций.

Пыпин указывает, что сохранились черновые работы Елагина о книге Сен-Мартена «Объяснение таинственного смысла в божественном писании о сотворении Селенной, служащие ключом к разобранию книги Истины и Заблуждений». Несколько тетрадей с толкованиями еврейских слов с египетской азбукой; собрание мистических и каббалистических чертежей, выкладок и рисунков; различные мистические книги и рукописи; ритуалы различных высших степеней.

Все искания Елагина, в конечном счете, свелись к почти не понимаемому мистицизму и в проповедь смирения и повиновения.

С назначением Елагина Великим мастером Петербургской провинциальной ложи английская система утвердилась намного прочнее и разумелась под именем «старого масонства» В 1774 году Елагин открыл в Петербурге ложу «Девяти Муз», а также «Музы Урании» и «Беллоны», в Москве «Клио», несколько раньше была учреждена ложа «Марса» в Молдавии, и др.

2.5. Русская Национальная ложа шведской системы;
противоречия с Елагинскими ложами

Конкурировать со стройной организацией Елагинских лож рейхелевским масонам, лишенным всякой связи со своей Великой Ложей было крайне затруднительно. Чтобы как-то выйти из тяжелого положения, Рейхель обратился в Швецию, послав с этой целью в Стокгольм одного из братьев, но и там, ему дали неутешительный ответ, посоветовав вступить в соглашение с Елагиным. Рейхель совет выполнил и обратился к Елагину. Последний находился в самом разгаре своих исканий и поэтому имел причины не слишком дорожить своей связью с английским масонством, так как акты, по которым работали его ложи, не были, вероятно получены официальным путем и не могли иметь в его глазах характера безусловной и священной масонской истины. Кроме того, отношение братьев елагинского общества к масонству не было достаточно серьезным. Возможно, что Елагин относительно легко поддавался убеждениям Рейхеля, соблазнившись обещаниями получения истинных актов, в которых так нуждался Елагин для своих работ. В результате многих трудов Рейхель блестяще выполнил свой план: 3 сентября 1776 года состоялось, соединение рейхелевских и елагинских лож, причем Елагин отказался от английской системы и дал обещание ввести в своих ложах работы по шведско-берлинской системе. Таким образом, Петербургская Великая провинциальная ложа объединила под своим управлением 18 лож. Но главенство шведско-берлинской системы в России оказалось недолговечным.

Елагинские ложи, соединившиеся с рейхелевскими:

-Ложа «Совершенного согласия» /осн. В 1771 г./;

-Ложа «Девяти Муз» /осн. В 1774 г./;

-Ложа «Урании» /осн. В 1772 г./;

-Ложа «Беллоны» /осн. В 1774 г./;

-Ложа «Клио» /осн. В 1774 г./.

Соединение лож, конечно, не прошло без трений. Многие братья той и другой системы, из числа особенно преданных работам своего «царственного ордена», были недовольны искусственным слиянием своих лож, в среде братьев произошел раскол, который повел затем к новым исканиям «истинного» масонства и к подчинению русских лож Швеции.

В стороне от соглашения осталась, в частности, ложа «Аполлона» в Риге и ложа «Марса». Рейхель был весьма огорчен и вскоре отстранился от масонской деятельности. Дни шведско-берлинской системы были сочтены.

Елагин восстанавливает ложи лишь в 1786 году, но уже на новых основаниях. Приоритет отдается шведской системе, циннендорфская система исчезает.

Через посредство Г.Розенберга из ложи «Аполлона» русские масоны получили уверение, что в Швеции были в высшей степени склонны оказать им содействие к приобретению больших познаний. Для этой цели воспользовались пребыванием в Стокгольме князя А.Б.Куракина. Вернувшись в 1777 году в Петербург, Куракин привез с собой конституцию для введения высших степеней шведской системы /Строгого Наблюдения/. И в 1778 году был основан в Петербурге «Капитал Феникса», известный братьям масонам под именем Великой Национальной ложи шведской системы. А 9 мая 1780 года была учреждена Директория для управления подчиненными ей ложами. Масонство: /сборник/. Репринтное издание. -М.:СП «ИКПА»,1991.

Став, таким образом, в тесную зависимость от Швеции и от главы шведског масонства герцог Зюдерманландского, русские масоны думали, что, наконец получат оттуда высшие орденские знания, но скоро поняли, что ошиблись. К тому же русские масоны крайне тяготились своей тесной зависимостью от Швеции, навлекавшей на них подозрения со стороны правительства. В конце 1779 года произошло событие, окончательно погубившее шведское масонство в глазах Екатерины и всех русских братьев, герцог Зюдерманландский издал декларацию, в которой неожиданно для всего мира объявил Швецию девятой провинцией «Строгого Наблюдения», приписав к ней в числе других местностей и всю Россию. Поступок его вызвал среди русских масонов чувство глубокого возмущения и страха за судьбу ордена в России. Екатерина приказала Елагину закрыть ложи Гагарина. После этого доминирующее положение Петербурга заканчивается, и первенство переходит к Московским ложам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.