Рефераты. Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа

Посему, кто хочет спастись, так да разумей о Святой Троице». Афанасий Великий. Творения, том IV. М., Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994. с.477-478.

Говоря о причинах, повлиявших на такое понимание Каппадокийских отцов можно выделить следующее:

- Читая их труды нельзя не обратить внимание на неотъемлемую Библейскую аргументацию, т.е. не малым было влияние Священного Писания.

- Каппадокийские отцы понимали необходимость в чётком определение терминов, чтобы не говорить об одном и том же на разных языках, обвиняя, при этом, друг друга в ересях.

- В основе их филологической работы, пишет Поснов, лежат предпосылки философии неоплатоников и Аристотеля. Известно, что Плотин применил термин три ипостаси (treij--u(postaseij) к Божеству для определения взаимоотношений Единого, Ума и Души. Более точное определение понятий)--ou)sia и (upostasij дал Порфирий. В решении вопроса, какой собственно смысл соединять с терминами--ou)sia и (upostasij в приложении к Божеству, - помогла философия Аристотеля своим учением о substantia abstracta и concreta. Подробнее см. М.Э. Поснов. История Христианской церкви. с.361-362.

Теперь, как заключение к обзору Каппадокийских отцов обозначим слагаемые их учения о природе Святого Духа:

- Святой Дух - единосущ Отцу и Сыну, что подразумевает наличие в Его природе непередаваемых свойств Отца, т. е. «Божество едино, слава равна и величие совечно»:

- не создан

- непостижим

- вечен

- Бог

- Господь

- Святой Дух - ипостась (личность), т. е. не Отец и не Сын.

- Святой Дух - исходит от Отца, как особое ипостасное свойство, не поддающееся объяснению человеческим умом, т. к. касается природы Бога.

Делая выводы по данному разделу, можно, конечно же, сразу увидеть, что в этот период времени гораздо меньше возникало еретических учений о природе Троицы и Святого Духа. В основном шёл напряжённый труд и борьба, чтобы выработать и объяснить догмат о Троице так, чтобы он не был причастен к еретическим воззрениям по сути, и чтобы терминология не давала права искажать суть. В основном борьба происходила между двух огней: савелианства и арианства. И, конечно же, нужно было избежать языческого многобожия.

Итак, представим теперь все составные учения о природе Святого Духа появившиеся в этом периоде.

- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну.

Старо-никейцы: т. к. Он из сущности Отца и Сына.

Ново-никейцы: т. к. Он обладает одной сущностью с Отцом и Сыном.

- Святой Дух - отдельное от Отца и Сына лицо, т.е., Святой Дух не Отец и не Сын, а личность.

Старо-никейцы: не называли это ипостасным различием.

Ново-никейцы: называли это ипостасным различием.

- Святой Дух исходит от Отца (Старо-никейцы и Ново-никейцы)

- Святой Дух - не творение.

- Святой Дух - это двойное расширение Монады, связанное с домостроительством. ( Маркел)

- Святой Дух - творение, хотя, несомненно, выше других творений. (Пневматомахи)

- Святой Дух - личность, т.е. не безликая сила.

НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ

Никео-Цареградский символ веры своим происхождением относят ко второму вселенскому собору, хотя протокольно это не выяснено. Есть разные предположения, каким образом этот символ стали относить ко второму вселенскому собору, но мы видим, что к этому собору церковь подошла уже подготовленной для выражения своей веры, таким образом, каким видно это из Никео-Цареградского Символа веры.

Текст этого символа следующий:Из символа упущен отрывок касающийся природы Сына, и является не обязательным для данного исследования.

«Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и Земли, всего видимого и не видимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного от Отца рождённого прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, не сотворённого, единосущного Отцу... И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном споклоняемого и сславимого» Каноны или книга правил. с.13-14.

Ничего доктринально нового этот символ не говорит о природе Духа Святого. То, что сразу бросается в глаза, как отличие от Никейского символа - это исключение фразы «из существа Отца» уже по известным нам причинам. И определённая добавка по отношению к третьей личности Божества, т. к. теперь о нём не только думали, как 65 лет назад, а уже догматически определились, открыто исповедовали Его, как Божественную ипостась Святой Троицы, единосущную Отцу и Сыну.

Слагаемые учения о природе Святого Духа, которые можно увидеть после рассмотрения этого символа те же, которыми изъясняли своё понимание данного вопроса Каппадокийские Отцы:

-- Святой Дух - единосущ Отцу и Сыну.

- Святой Дух - ипостась, т.е. не Отец и не Сын.

- Святой Дух исходит от Отца, и это является ипостасным свойством Святого Духа.

Что касается дальнейшего становления учения именно природы Троицы и Святого Духа, то развития, как такового не было (за исключением Filioque, которое мы рассмотрим ниже). Ни раз на более поздних вселенских соборах было подтверждено учение трёх сот восьмидесяти святых отцов первого вселенского собора. Но следует отметить, что когда более поздние вселенские соборы подтверждали первый вселенский собор, как правильно выразивший учение о природе Троицы, они использовали терминологию Каппадокийских отцов, т.е. тот же язык, каким написан Никео-Цареградский символ веры. Приведём пример из правила первого, шестого вселенского собора, состоявшегося в Константинополе: «Храните неприкосновенной нововведениями и изменениями веру, переданную нам... ещё же и от трёх сот восьмидесяти Святых и блаженных отцов..., которые единомыслием веры, единосущность в трёх ипостасях Богоначального естества открыли нам и уяснили... ясно научив верных поклоняться, единым поклонением, Отцу, и Сыну, и Святому Духу...» Там же, с.62. В основном всё последующее христианство приняло то, что было открыто церкви о природе Троицы и Святого Духа, и наилучшим образом выражено Каппадокийскими отцами и отражено в Никео-Цареградском символе веры.

Так реформаторы не говорят ничего нового по вопросу о природе Святого Духа. Кто-то соглашается с тем, что было выражено церковью раньше, а кто то исследуя данный вопрос, не находит ничего нового, что касается именно вопроса о природе Троицы и Святого Духа. Известно, что Лютер, хотя и не любил термины «единосущий» и «Троица», но все же использовал их. Timothy George, Theology of the Reformers, Nashville, Broaden press, 1988, 82. Милард Эриксон пишет: «Реформация не произвела каких либо больших изменений в общепринятой доктрине о Святом Духе, и то, что мы находим, что было сделано - это детальная разработка и расширение формулировок». Milard J. Erikson, Christian Theology, Michigan, Baker book house,1985, 852.

Конечно, как всегда не без исключений, какие-то незначительные в общей массе христианства течения или вообще не христианские конфессии, но использующие христианское мерило веры - Библию, не соглашаются с таким пониманием интересующего нас вопроса. А почти весь христианский мир принимает или приходит в своих исследованиях именно к такому пониманию природы Святой Троицы. Мы умышленно не рассматриваем эпоху просвещения и рационализма, т.е. XVII - начало XX-го века по следующим причинам:

- Время, в которое протекала эта эпоха, нельзя назвать временем становления учения по вопросу природы Святого Духа.

- Эпоха просвещения и рационализма привнесла свое деструктивное воздействие не только, по вопросу природы Троицы и в частности по вопросу природы Святого Духа, но и Целом во всё христианство.

- После того, как прошла эта эпоха, христианство не изменило своего представления по вопросу природы Святого Духа, за исключением незначительных «жертв» этого периода.

Хотя и он разделяется на две группы и именно относительно природы Святого Духа, что касается Его исхождения от Отца или от Отца и Сына.

FILIOQUE

Сам термин Filioque дословно означает «и Сына». Это слово было прибавлено к Никео-Цареградскому символу веры в 589 году на местном Толедском соборе Испанской церкви. После чего этот символ стал читаться так: Веруем... и в Духа Святого... от Отца исходящего и Сына (Filioque). Т.е. ипостасное свойство Святого Духа «исходит от Отца» было расширено «исходит от Отца и Сына». Причина тому в то время была следующая: На этом соборе было решено присоединить вестготов к церкви. А так как они ариани, то, желая показать вестготам, что Сын полностью равен Отцу, Испанские богословы поставили Святого Духа по отношению к Сыну в такое же положение, какое Дух Святой имеет по отношению к Отцу. Т.е. сказали, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. В течение седьмого и восьмого веков Filioque было принято во Франции и Англии. Карл Великий и Французские епископы ревностно отстаивали это. И хотя в самом Риме ещё при папе Льве III (795-816) был дан решительный отпор Filioque, уже в 1014 году, по мнению большинства историков, папа Бенедикт VIII окончательно внёс в символ веры Filioque. В 1054 году это расхождение об исхождении Святого Духа было одной из причин официального разделения церкви на западную и восточную. Между этими церквями поныне нет единомыслия по данному вопросу. И сегодня в своём подавляющем большинстве весь христианский мир, принимая учение о Троице, сформулированное Каппадокийскими отцами разделяется на две стороны. Одни верят в исхождение Святого Духа от Отца, другие в исхождение от Отца и Сына.

Говоря о причинах, повлиявших на появление Filioque можно выделить две:

- Первая - первоначальная: когда ради присоединения вестготов к церкви, церковь изменяет символ веры.

- Вторая - более поздняя: когда дело шло уже к разделению церквей, а тем более не малая часть западных христиан уже исповедовали Filioque, Западной церкви выгодно было оставить Filioque для усиления повода к разделению с востоком и для сохранения единства на западе.

Если говорить о том, какую форму приняло учение о природе Святого Духа с Filioque, то следует отметить:

- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, значит, обладает всеми непередаваемыми свойствами Божественной природы.

- Святой Дух ипостасно отличается от Отца и Сына, т.е. не Отец и Сын, а личность.

- Святой Дух исходит от Отца и Сына, и это Его личное ипостасное свойство.

Теперь, делая выводы в конце этой части работы для дальнейшего использования этих выводов, нам нужно будет определиться в том, что стало неотъемлемой частью христианского учения о природе Святого Духа. Т. к. в разных воззрениях по данному вопросу некоторые слагаемые совпадают, мы чтобы не повторяться, один раз напишем те слагаемые, которые повторяются и к ним допишем остальные:

- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, что подразумевает наличие в Его природе непередаваемых атрибутов Бога, т. е. «Божество едино, слава равна и величие совечно»:

- непостижим

- вечен

- Вседержитель

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.