Рефераты. Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа

- Сила не может быть личностью, а мы имеем большое количество свидетельств в пользу личностного аспекта природы Святого Духа.

- Святой Дух - творенье, но не некая сила, а личность, превосходящая другие творенья.

Это слагаемое относится к учению ариан и пневматомахов (полу-ариан). Нельзя утверждать и в этом случае о Библейской обоснованности данного понимания, т.к. Библия нигде не говорит о том, что Святой Дух сотворен, а наоборот, Библия свидетельствует, что Святой Дух наравне с Богом участвовал в сотворении земли и участвует в творении человека в утробе. К тому же, когда мы говорим, что Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, то это исключает тварность Святого Духа. Если Святой Дух сотворен, то Он не может быть единосущ не сотворенному Отцу и Сыну.

- Святой Дух - эон или эманация Отца.

Данное слагаемое принадлежит учению манихеев. Оно схоже чем-то с учением о происхождении Святого Духа от Отца и Сына. И так же, как и идея о происхождении не поддерживается Писанием. В Библии если кто-то происходит от Бога, то только потому, что Бог творит. Дух Святой не происходит от Отца, т.к. не сотворен, так же не является эманацией Отца.

- Святой Дух - одно из имен одного Бога, открывающегося, как Отец в Ветхом завете, как Сын, когда говорится о Боге Искупителе, и как Дух Святой, открывающийся в Новозаветное время, начиная с вознесения Христа.

На этом настаивали монархиани модалисты. Данное воззрение так же не подтверждается Писанием:

- Библия определенно свидетельствует об ипостасности (личностном аспекте) Святого Духа. Т.е. Святой Дух - не то же самое, что Отец или Сын, а отдельная от Них Божественная личность. О фактах подтверждающих данное утверждение мы упоминали, анализируя учение об ипостасности Святого Духа.

- Святой Дух - синтез Отца и Сына, «некое объединяющее» Отца и Сына в единую Троицу, единый Бог.

Это слагаемое также относится к Монархианству, а именно к учению римского епископа Каллиста. Оно, как никакое другое, вообще является трудным для понимания и чем-то напоминает учение модалистов, но не передает его идеи прямо. И также, чем-то напоминает традиционное понимание церкви третьего века. Библия нигде не говорит о Святом Духе, как о синтезе Отца и Сына. Данное слагаемое также не согласуется со Священным Писанием.

- Святой Дух - это двойное расширение Монады, связанное с домостроительством.

Автором данного слагаемого является Маркел, епископ Анкирский. О нем (о слагаемом) нельзя сказать, что нет противоречий между ним и Библией по следующим принципам:

- Маркел утверждал, что Троица - это исторический феномен, связанный с домостроительством и получившийся вследствие расширения Монады. Библия говорит о том, что по Своей природе Бог неизменяем (Мал.3:6).

- асширение Монады - это нечто напоминающее идею происхождения в традиционном взгляде церкви второго-третьего века. И мы уже упоминали, что Библия не говорит о происхождении ни Сына, ни Святого Духа. И тот факт, что Дух Святой единосущ Отцу и Сыну не дает нам право сказать, что Сын и Дух Святой происходят от Отца и Сына неведомым для нас образом: либо, как плод от корня, либо путем эманации, либо через расширение Монады. Библия просто нам об этом не сообщает.

- Святой Дух исходит от Отца и Сына.

Данное слагаемое берет свое начало в Западной церкви в шестом веке. Нигде в Библии не сказано об исхождении Святого Духа от Отца. И говорить, что Бог обладает по Своей природе, каким то качеством, о котором не говорит Библия, мы не можем.

ВЫВОДЫ

Делая выводы по проделанному исследованию нам необходимо ответить на поставленный в начале вопрос: В чем суть, или каковы слагаемые христианского учения о природе Святого Духа? И почему в христианстве имели место те слагаемые учения природе Святого Духа, которые не поддерживаются Священным Писанием?

Сейчас мы можем совершенно определенно сказать, что большая часть составных учения по вопросу о природе Святого Духа, которые имели место в христианстве в период становления этого вопроса, не согласуется со Священным Писанием.

Итак, слагаемые, учения по вопросу о природе Святого Духа, которые не идут в разрез со Священным Писанием и подтверждаются Им:

- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, что подразумевает наличие в Его природе непередаваемых атрибутов Бога, т. е. «Божество едино, слава равна и величие совечно».

- Святой Дух - ипостась, т.е. не Отец и не Сын, но и некая сила, а личность.

Слагаемое учения по вопросу о природе Святого Духа, которое не идет в разрез со Священным Писанием, подтверждается Им, но интерпретация которого, хотя и логична, все же мы не можем сказать, что Библия абсолютно поддерживает этот взгляд.

- Святой Дух исходит от Отца, и это есть личное ипостасное свойство Святого Духа.

Слагаемые учения по вопросу о природе Святого Духа, которые не согласуются со Священным Писанием:

- Святой Дух несотворённое существо, но происходит от Отца и Сына.

- Святой Дух по своей природе ниже Отца и Сына, т.е. идея субординации между Святым Духом, Отцом и Сыном.

- Святой Дух - некий инструмент Отца.

- Святой Дух - творение, но не некая сила, а личность, превосходящая другие творения.

- Святой Дух - эон или эманация Отца.

- Святой Дух - одно из имён одного Бога, открывающегося как Отец в Ветхом Завете, как Сын, когда говорится о Боге Искупителе, и как Дух Святой, открывающийся в Новозаветное время, начиная с вознесения Христа.

- Святой Дух - Божественная сила одного Бога.

- Святой Дух - синтез Отца и Сына, «некое объединяющее» Отца и Сына в единую Троицу, единый Бог.

- Святой Дух - это двойное расширение монады, связанное с домостроительством.

- Святой Дух исходит от Отца и Сына.

Мы видим, что из тринадцати составных учения по вопросу о природе Святого Духа, только два из них полностью подтверждается Священным Писанием. Возникает справедливый вопрос: почему? Ведь основноё мерило христианской веры - это Слово Божие?

Для ответа на этот вопрос нам нужно вернуться к тем причинам, о которых мы уже говорили, когда упоминали о том, что повлияло на появление того или иного воззрения по вопросу о природе Святого Духа и природы Троицы в целом.

На учение о происхождении Святого Духа от Отца и Сына и на появление идеи субординации между Отцом, Сыном и Святым Духом повлияла неспособность, а может еще и неготовность церкви дать ответ на проблему, которая возникла в результате того, что язычники обвиняли христиан в политеизме, а христиане, веруя в единого Бога, проповедовали Отца, Сына и Святого Духа. Здесь то, как объяснение данного противоречия появляется учение о происхождении Святого Духа и Сына от Отца и идея субординации.

Учение евионитов-гностиков и их взгляд на Бога, и в частности на Святого Духа, как инструмент Бога есть результат смешения христианства, иудейства и гностической греческой философией.

На учение Ария о тварности Святого Духа повлияли те же причины, что и на традиционное понимание церкви третьего века; только Арий отвергает происхождение и заменяет его сотворением.

Манихейство и его учение, о том, что Святой Дух есть эон - это тоже смешение: смешение христианства, с дуалистической религией Зороастра.

На становление учения монархиан, как модалистов, динамистов, так и на учение Каллиста повлияли схожие причины. Тот же вопрос: как совместимо учение о Троице с верой в одного и единого Бога? Модалисты и динамисты отвергают идею субординацию и предлагают свои ответы на данный вопрос. А Каллист предлагает неудачный компромиссный вариант между учением модалистов и традиционным взглядом церкви того времени.

Учение Маркела о том, что Дух Святой - двойное расширение Монады, связанное с домостроительством - это борьба против арианской ереси и неудовлетворенность Никейским ответом на эту ересь, а стремление сознать, что-то свое.

Filioque - первоначально это компромисс церкви ради присоединения к ней вестготов ариан. Чуть позже - это просто привычка, а еще позже (в 1054г.) - это выгодный повод для разделения церкви на Западную и Восточную.

Таким образом, на заданный нами вопрос: почему так много не согласующихся с Библией слагаемых учения о природе Святого Духа появилось в христианстве в период становления этого учения можно ответить следующим образом:

Во-первых, можно предположить, что церковь в третьем веке не была готова еще дать ответ на кажущиеся противоречия между верой в одного и единого Бога и учением о Троице. Церковь в это время - это церковь гонимая. Бог воспринимается больше, как личный участник в их практической жизни, и может быть не так важно насколько полно и правильно в таких условиях понимается природа Бога, главное, что Бог - есть Бог спасающий и дающий надежду.

Во-вторых - это руководство не Библейским откровением, а философией, умствованием; а также заимствование из других религий.

В конце хотелось бы сказать заметить, что Бог все же открыл учение о Своей природе и в частности о природе Святого Духа церкви, как мы видели, в IV-м веке. И тот факт, что Бог открыл учение о Своей природе, говорит об особой важности этого учения. Мы знаем, что многие истины Библии церковь не сохранила, изменила, и Бог это допустил. Но учение о Своей природе Бог открыл и не допустил того, что бы оно было изменено, забыто, потеряно церковью. Можно заметить и особое руководство Божие в становлении учения о природе Бога. Появление Ария будоражит богословскую мысль и заставляет усиленно изучать именно эту область. Приход Константина, прекращение гонений дает церкви возможность заняться серьезным исследованием данного вопроса. И, наконец, церковь приходит к правильному (настолько, насколько это открыто Богом через Библию) пониманию вопроса о природе Бога. И это говорит об особой важности данного учения. Бог допускает, что бы церковь изменила его закон, но Он не допускает укоренению противоречащих Библии понятий о природе Бога. Бог хочет, чтобы мы знали, Кому мы поклоняемся и Кому верим. Эти размышления могут стать перспективой для нового исследования. А сейчас хочется сказать, что на примере истории развития учения о природе Бога и в частности о природе Святого Духа мы можем видеть, что Бог приготовил более короткий путь откровения к познанию Самого Себя: это Его влияние и Священное Писание. И да поможет нам Бог идти этим путем, не уходя в человеческие мудрствования и различные философии, обо “не мудрое Божие, премудрее человеков” 1Кор.1:25.

БИБЛИОГРАФИЯ

Basic Christian Doctrines, Contemporary Evangelical thought, New York, Editor by Carl F.H. Henry.

Baurer W.A. Creek-English Lexicon of the New Testament and other Ealy Christian Literature, Chicago, published by the university of the Chicago press, 1997.

BIBLIA HEBRAICA STUTTGARTENSIA, DEUTSCHE BIBELGESELL SHAFT, 1990.

Burym R.R. Christian Theology, Revision Editor Arlo F. Newell, 1982.

Charles R.S. Growing deep in the Christian life, Oregon, published by Multnomah Press Portland, 1986.

Erikson M.J. Christian Theology, Michigan, Baker book house, 1985.

George T. Theology of the Reformers, Nashville, Broaden press, 1988.

Grudem W. Systematic Theology, Leicester, Inter-Varsity press, 1994.

Schaff P. History of the Cristian Church, vol.II, New York, Charles scribner's sons, 1918.

Seventh-Day Adventist Bible Commentary, vol. VIII, Hagerstown, revised edition by the Review and Herald Publishing Association, 1979.

Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. М., Издание Архимандрита Никифора. 1889.

Афанасий Великий. Творения, том IV. М., Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994.

Афанасий Великий. Творения, том I. М., Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994.

Библейская энциклопедия. М., Российское Библейское Общество. 1996.

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви, том II. М., Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова. 1994.

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви, том IV. М., Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова. 1994.

В начале было Слово... основы вероучения христиан - Адвентистов Седьмого Дня. Заокский, Источник жизни. 1993.

Валленкампф А.В. Обновленные Святым Духом. Церковь христиан А.С.Д. 1996.

Василий Великий. Творения. М., Издательство «Паломник». 1993.

Геце Б. Библейский словарь. Сарань, Издание пастора Б. Геце. 1997.

Григорий Богослов. Собрание творений том I. М., Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1974.

Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, том I. Можайск, Изд. Российского Государственного Университета. 1997.

Каноны или книга правил. Монреаль, Изд. Братства преп. Иова Почаевского Русской православной зарубежной Церкви. 1974.

Картешев А.В. Вселенские соборы. М., Изд. «Республика». 1994

Конспект лекций по догматическому богословию. Колыма, Изд. Свято-Троицкого Новоголутвинского женского монастыря. 1993.

Ориген. О началах. Новосибирск, В.О. «Наука». Печатается по изданию Рига. 1936.

Писание Мужей Апостольских. Рига, Латвийское библейское общество. 1994.

Полный православный богословский энциклопедический словарь, том I. М., Изд. П.П. Сойкина. 1992.

Полный православный богословский энциклопедический словарь, том II. М., Изд. П.П. Сойкина. 1992.

Поснов. М.Э. История христианской церкви. Брюссель, Изд. «Жизнь с Богом». 1964.

Святой Иустин. Творения. М., Паломник. Благовест. 1995.

Синайский И. Греческо-Русский словарь, часть вторая. М., Издание книжного магазина наследников Братьев Салаевых. 1879.

Современный словарь иностранных слов. М., Русский язык. 1992.

Соколов И.Г. Богословие учения о вере и жизни христианской. М., Издание второе исправленное и дополненное, Т-во «Печатня С.П. Яковлева». 1912.

Спраул. Р.С. Тайна Святого Духа. Санкт-Петербург, Изд. «Мирт». 1997.

Тальберг Н. История христианской церкви. М., «Интер бук». 1991.

Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию. Санкт-Петербург, Изд. «Логос». Христианское общество «Библия для всех». 1994.

Философский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия». 1989.

Форлайнс Ф.Л. Библейская систематика. Санкт-Петербург, Христианское общество «Библия для всех». 1996.

Энциклопедический словарь «Христианство», том II. М., Научное издание «Большая научная энциклопедия».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.