Поститься (саум). В память о том, что Мухаммад получил Ко-ран в девятый месяц лунного календаря, рамадан, мусульмане обязаны поститься в дневные часы на протяжении всего этого месяца. Во время поста они воздерживаются от еды, питья, ку-рения и сексуальных контактов. После захода солнца все это раз-решается, но только до рассвета.
Подавать милостыню (закят). Мусульмане обязаны отдавать одну сороковую часть (2,5%) своих доходов бедным и нуждаю-щимся.
Совершать паломничество (хадж). Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни обязан совершить путешествие в Мекку, если ему позволяют это здоровье и средства. Все паломники носят белые одежды, называемые ихрам, что упраздняет любые социальные и классовые различия между ними. Процедура посещения свя-тых мест обычно занимает больше недели. После паломничества каждый совершивший его получает звание хаджи.
Распад СССР содействовал дроблению структуры исламских организаций в России, в первую очередь Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). В каждой суверенной республике появилось свое самостоятельное духовное управление. В августе 1992 г. из ДУМЕС выделилось Башкирское и Татарское духовные управления. Молодые имамы Поволжья, Сибири, центральных регионов России встали в оппозицию с центральным руководством. Возник «Координационный Совет глав региональных духовных управлений мусульман Европейской части бывшего СССР и Сибири» (ВКЦ).
С 1991 по 1994 гг. из ДУМЕС выделились Башкирское, Татарское, из ДУМ Закавказья - Нахичеванское, из ДУМ Северного Кавказа - Дагестанское, Ингушское, Кабардино-Балкарское, из ДУМ Средней Азии и Казахстана - Таджикское, Узбекское, Казахстанское, Кыргизстанское управления мусульман. Были учреждены несколько региональных управлений без национально-государственной принадлежности, например, Духовное управление мусульман Центральной части России с резиденцией в г. Москве, самостоятельные управления в Сибири (г. Омск), Нижнем Поволжье, г. Санкт-Петербурге.
В этнически многообразных регионах наблюдается дробление духовных управлений и битва за приходы. Вокруг мусульманских общин образуются коммерческие структуры, идет передел мусульманской собственности, усиливается борьба за власть. Однако наблюдается и встречный процесс возвращения мусульманских приходов под крыло исторически сложившихся центров духовного управления. Например, еще в 1995 г. состоялось 1-е Всероссийское совещание Общественно-полити-чес-кого движения «Союз мусульман России». Однако пока общероссийские мусульманские движения весьма слабы и разрознены. Это создает заметные трудности во взаимоотношениях государства (в том числе и его правоохранительных органов) с российским исламом.
В настоящем разделе для сведения сотрудников правоохранительных органов собраны главные священные вероучительные источники, используемые и весьма вольно трактуемые псевдоисламскими экстремистами и террористами для оправдания своих деяний. Кроме того, здесь помещены некоторые альтернативные священные исламские нормы позитивного содержания.
Хотя Руководство Российской Федерации прилагает все усилия для позитивного решения кавказских проблем, диверсионно-террористическая деятельность бандформирований в Чечне продолжается. Юг России захлестывают потоки наркотиков, оружия, фальшивых денежных знаков. Не прекращается финансовая подпитка экстремистов из-за рубежа. В 2002 году на юге России зарегистрировано более 250 преступлений террористического характера, что составляет почти 80% от всех аналогичных правонарушений, совершенных в стране. Кровавая и античеловеческая деятельность религиозных фанатиков трагически задела и иные регионы России, в том числе нашу столицу.
Сотрудникам органов внутренних дел, потому, что им приходится нередко в самых разных ситуациях беседовать с мусульманами, полезно знать особенности исламского учения, по-своему трактуемые и активно применяемые экстремистами. В этих встречах необходимо помнить, что международный и местный терроризм нередко опирается на особенности самых разных вероучений для оправдания своих зверств. Поэтому правоохранительным органам России надобно стимулировать и использовать, на благо Отчизны, все источники социального мира и гражданского единения. Среди них важнейшее место имеют три традиционные для России культуросозидательные религии (православие, ислам и буддизм), - охранители духовной безопасности нашего общества.
В начале 90-х годов в связи с развалом СССР резко активизировались псевдоисламские агрессивные культы. Их адептами проповедуются идеи широкой исламизации населения, осуществляется разжигание сепаратистских настроений, активно применяется прозелитизм. Конечной целью этих культов является установление теократического исламского государства на территории мусульманских регионов России. Следует отметить, что в своей организационной деятельности их руководители активно контактируют с лидерами преступных группировок, наркомафией, а в ряде случаев происходит слияние криминальных и религиозных структур. Кроме псевдоисламских, на территории России действует и много иных деструктивных культов.
Напомним, что в своем историческом и духовном развитии ислам, по отношению к источнику божественной власти, разделился на три главные группы: суннизм (лидером может быть потомок Мухаммеда, его родственник); шиизм (лидером может быть только прямой потомок Мухаммеда по линии Али, четвертого праведного халифа, женатого на дочери пророка); хариджизм (лидером может быть любой мусульманин, избранный на общем собрании). В исламе имеется также множество мелких течений, групп и сект.
В Аравии, в ходе борьбы за независимость, сформировалось одно из наиболее нетерпимых и экстремистских направлений - ваххабизм. В основе его лежит стремление к возврату чистоты ислама (в понимании ваххабитов), враждебность к иноверцам и иным толкованиям ислама, агрессивные прозелитизм и миссионерство. Ваххабиты и прочие экстремистские псевдоисламские течения основывают свои учения, в частности, на принятом в Шариате делении всего мира на три группы народов и стран: принявшие это вероучение, политически покорившиеся исламским государствам (покоренные неверные), зона религиозно-политической войны (так называемый «джихад»).
Джихад предполагает победу, как на внутреннем, так и на внешнем фронте. Джихад состоит из трех направлений: великого, малого и военного джихада. Духовная борьба, пишет этот ученый, является великим джихадом. Великий джихад - сознательное выполнение своих обязанностей и состояние постоянной борьбы с самим собой, со злобой, ненавистью, завистью, самолюбием, гордостью, спесью, заносчивостью и другими губительными, разрушающими чувствами животной плоти. Малый джихад - физическое выполнение обязанностей, которые предписывает соблюдать человеку вера. Все три направления джихада, рассматриваются в исламе как обязательные для мусульман. В настоящее время установлен и доказан факт постоянных поборов с большинства мусульманских общин Европы и России в пользу фундаменталистских и экстремистских группировок.
Некоторые стихи Священного Корана.
Аяты приводятся из признаваемого большинством мусульманских течений и толкований перевода Корана на русский язык, выполненного академиком И. Ю. Крачковским. Нумерация аятов в других переводах может иногда не совпадать с указанной книгой.
Пример позитивного отношения к свободе совести:
Сура 2, аят 257. Нет принуждения в религии…
Примеры позитивного отношения к христианам и их вероучению:
Сура 5, аят 85. Ты, конечно, найдешь, что более всех людей сильны ненавистью к уверовавшим иудеи и многобожники, и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы - христиане!». Это потому, что среди них есть иереи и монахи - и что они не превозносятся.
Сура 3, аяты 40 -46. Вот сказали ангелы: «О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных. И будет говорить он с людьми в колыбели и взрослым и будет из праведников». Сказала она: «Господи! Откуда будет у меня ребенок, когда меня не касался человек?». Сказал он: «Так! Аллах творит что желает…» (В этом стихе Господь Иисус Христос назван Словом Божиим и Мессией - примечание авторов пособия).
Сура 43, аят 61. И он, поистине, - признак часа. Не сомневайтесь в этом и следуйте за Мной! Это - прямой путь (В этом стихе говорится о Втором пришествии Господа Иисуса Христа - примечание авторов пособия).
Стихи, трактуемые культами зла как оправдание сатаны:
Сура 2, аят 32. И вот сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму!». И поклонились они, кроме Иблиса. Он отказался и превознесся и оказался неверующим.
Сура 51, аят 56. Я ведь создал джинов и людей только, чтобы они Мне покланялись. (В этих двух аятах сатана - иблис оказывается как бы правовернее и последовательнее, чем Аллах - примечание авторов пособия).
Стихи, трактуемые экстремистами как разрешение смерти и убийства:
Сура 67, аят 1-2. Благословен тот, в руках которого власть и который властен над всякой вещью, Который создал смерть и жизнь…
Запрет «шахидизма» - использующего террористов самоубийц:
Сура 4, аят 33. … И не убивайте самих себя… (В этом стихе запрещается самоубийство при любых обстоятельствах, что совпадает с христианским запретом на убийство самого себя - примечание авторов пособия).
Некоторые из стихов, трактуемые экстремистами как призыв к возмездию:
Сура 2, аят 173. О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых…
Сура 2, аят 175. Для вас в возмездии - жизнь, о обладающие разумом!
Стихи, трактуемые экстремистами как указание на активное неповиновение иноверцам:
Сура 25, аят 54. Не повинуйся же неверным и борись с ними этим великой борьбой!
Стихи, трактуемые экстремистами как предписание расправы с иноверцами:
Сура 2, аят 92. Кто бывает врагом Аллаха, и Его ангелов, и Его посланников… то ведь и Аллах - враг неверным!
Сура 2, аят 189. И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху…
Сура 3, аят 3. Поистине, те, которые не веруют в знамения Аллаха, - для них сильное наказание.
Сура 4. аят 76. Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду.
Сура 4, аят 80. Где бы вы не были, захватит вас смерть, если бы вы были даже в воздвинутых башнях… (обращение к неверным - примечание авторов пособия).
Сура 4, аят 91. ... Не берите из них друзей, пока они не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников.
Сура 8. аят 12. …Я брошу в сердца тех, которые не веровали, страх; бейте же их по шеям, бейте их по всем пальцам!
Сура 9, аят 5. ... избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!
Сура 9, аят 29. Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины - из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными.
Сура 47, аят 4. А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы.
Сура 48, аят 29. Мухаммад - посланник Аллаха, и те, которые с ним, - яростны против неверных, милостивы между собой…
Сура 66, аят 9. О пророк, борись с неверными и лицемерами и будь жесток к ним!
Сура 98, аят 5. Поистине, те из обладателей писания и многобожников, которые не уверовали, - в огне геенны, - вечно пребывая там. Они - худшие из твари.
Некоторые законы Священного Шариата, трактуемые экстремистами как оправдание своих действий.
Тексты Шариата взяты из книги «Изложение начал мусульманского законоведения», изданной в 1850 году в Санкт-Петербурге и основанной на достоверных, уважаемых и важнейших мусульманских источниках всех течений и толкований, переизданной в 1991 году издательством «Адир» в г. Москве по заказу Советского общества мусульман, объемом 643 стр., тиражом 250000 экземпляров.
Джихад (главнейшие законы):
Стр. 103-107. Джихад - религиозная война обязательна для каждого мусульманина совершеннолетнего, здорового, в полном уме и свободного.
«Один день войны более ценится Богом, чем целый месяц поста» говорит пророк Ислама.
Религиозная война предпринимается в 3-х случаях (В некоторых экстремистских течениях неверие в догматы ислама считается достаточной причиной для начала войны):
Против неверных, неповинующихся власти мусульман.
Против тех, которые хотя и находятся под властью мусульман, но отказываются от повиновения и уклоняются от платежа податей.
Против тех, которые восстают против имамов, хотя бы они и были мусульмане - и, вообще, против всех тех, которые сами начинают военные действия.
Мусульмане не только не должны требовать вознаграждения и жалования во время войны против неверных, но напротив того, богатые и достаточные люди обязаны жертвовать частью своего имущества для ведения войны.
С неправоверными не заключается окончательного мира, а только одно перемирие, которое может быть прервано во всякое время, лишь только начатие войны покажется для мусульман выгодным.
Всякое движимое имущество, взятое в неприятельской стране или отнятое у неприятеля во время войны, входит в военную добычу, поступает в общий раздел всему войску.
Недвижимая собственность, земля, сады, строения - остаются во владении жителей, если они, и не соглашаясь принять ислама, добровольно повинуются власти мусульман и обязуются платить поголовную и с имения подати. Размер этих податей не определяется законами, а зависит от произвола имама.
Неверные, принявшие мусульманскую веру, остаются в полном владении всей своей собственности и, кроме десятины, ничего не обязаны платить.
Те же неверные, которые добровольно не пожелают повиноваться, не должны ожидать никакой пощады.
Все мужчины, взятые в плен, если не примут исламизма, должны быть убиваемы, женщины же и дети поступают в неволю.
Земля в завоеванной стране поступает в пользование мусульман по разделу имамом, которому принадлежит вся власть над сими землями.
Неправоверные, платящие подать, ограждаются мусульманами в сво-их правах; но они должны оказывать особое уважение к правоверным. Входить в мечеть им возбраняется и они должны отличаться от мусульман особой одеждой; строения и дома их не должны быть выше и красивее жилищ правоверных: пышность и роскошь вообще не должны быть допускаемы между ними.
Законы, используемые экстремистами для разрешения наркотиков:
Стр. 70. К нечистым и оскверняющим предметам, в частности, относится всякая опьяняющая жидкость: водка, пиво, мед и прочее; вещества упоительные, но твердые, как-то опиум и все прочие соки из мака - дозволены.
Стр. 460. Возбраняется употребление, в частности, разных родов яда, кроме тех, которые употребляются вместо лекарств и которые не вредят здоровью, как-то: опиум…
Законы, используемые экстремистами для наказания вероотступников:
Стр.470. Мусульманин, родившийся в правоверии, если оставит оное, подвергается смертной казни и убить его предоставляется на волю всякого.
Неверному, сделавшемуся мусульманином, но оставившему правоверие, дается для раскаяния три дня срока, в течение которого его увещевают, - но если не согласится принять вновь мусульманскую религию, то подвергается смертной казни.
Женщин, отступивших от правоверия, не убивают, но они заключаются навсегда в тюрьму.
Жена человека, отступившего от ислама, считается разведенной с ним, и все имение его разделяется между наследниками.
Стр. 403. Отступник от веры должен быть, если не раскается, убит, и все имущество его переходит к наследникам мусульманам, а в случае неимения таковых, к имаму. Не подвергшийся смертной казни ни в коем случае не наследует от мусульман, но от него мусульмане наследуют.
Отдельные законы в отношении невольников:
Стр. 192-193. При покупке невольника обыкновенно соблюдается правило изменять имя его…
Собственное имущество невольника есть принадлежность продавца…
Дозволяется вступать в товарищество для покупки одного невольника или одной невольницы, и тогда все товарищи имеют одинаковое право на их услуги.
Стр. 349-364. Кроме пленения, невольники приобретаются частными лицами в собственность тремя способами: покупкою; по дару и по наследству; семейства невольников, вместе и отдельно каждый член оного могут быть проданы в другие руки.
Невольники суть полная и неотъемлемая собственность хозяина: они считаются движимым имуществом.
Невольники не имеют никакого произвола и сами собою, без дозволения и согласия хозяина своего, не могут приступить ни к каким действиям, условиям и обязательствам по гражданскому быту.
Принятие мусульманской веры не дает свободы; но для получения свободы правоверие необходимо.
Дети, рожденные от невольников, суть собственность хозяина, кроме детей, прижитых самим хозяином от своей невольницы: они свободного состояния. Дети, рожденные от невольниц, принадлежащих разным лицам, суть общее достояние хозяев.
Невольник, получающий свободу, должен быть правоверный мусульманин.
Стр. 432. Свидетельство невольника против своего хозяина не допускается.
Литература
1. Соловьев А.Б. Использование доказательств при допросе. - М.: Юридическая литература, 1967.
2. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», 1998.
3. Томилин В.В. Судебная медицина. - М: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
4. Хвыля-Олинтер А.И. Опасные формы нетрадиционных религиозных движений - сект. - М.: ГИЦ МВД РФ, 1997.
Страницы: 1, 2, 3