Мусульмане считают, что «Коран - это речь Аллаха, Его последняя книга, завершающая цепь Божьих посланий, после него не будет других книг. Он содержит всю информацию, необходимую человечеству вплоть до Судного дня. Коран - единственная книга Всевышнего Аллаха, дошедшая до нас в том виде, в котором была ниспослана, т.е. Коран сегодня единственная книга, не написанная человеком и не искаженная им исходя из своих ограниченных интеллектуальных способностей…» (из книги «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова, Махачкала, 1999 г.).
Мусульманская религия имеет два основных источника: Коран и Сунну. Сунна - это путь, указанный Пророком, нормы поведения и богослужения, которых придерживался и которые одобрял Магомет. Сунна изложена в хадисах. Хадис - это предание о словах и действиях Магомета. Трактовки Сунны в разных течениях ислама различаются.
Особое значение для мусульман имеет Шариат. По мнению мусульман, Шариат - это «комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение как на уровне каждого человека, так и на уровне общества». Соответственно, за выполнение требований Шариата мусульманин получит «большое вознаграждение от Всевышнего Аллаха по Его Милости на этом и на том свете, а за его несовершение будет наказан по установленному Им порядку (по справедливому воздаянию)» (из книги «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова, Махачкала, 1999 г.). Законы Шариата сформированы во времена раннего средневековья в период рабовладельчества и родоплеменного общественного строя, священны и обязательны для всех мусульман, установлены навечно, законсервированы и не подлежат никаким изменениям.
Ислам, в силу отсутствия в нем четкой и устойчивой священной структуры, сразу после смерти Магомета стал раскалываться на течения, по-разному отвечавшие на вопрос о том, кто должен считаться первым калифом, т. е. наследником Пророка, поскольку он перед смертью не успел назначить своего преемника. Наиболее крупные из этих течений - сунниты и шииты. Суннит-ский ислам придерживается основных положений Корана. Сун-ниты утверждают, что у религиозно-политических вождей му-сульман (халифов) нет необходимости иметь родство по крови с семьей пророка Магомета. Сунниты настаивали на том, что наследника Мухаммеда должна избирать община.
Другая позиция у шиитов, последователей четвертого халифа Али - зятя Магомета. Шииты считали, что наследник должен состоять в кровном родстве с Пророком, следовательно, преемником должен стать его двоюродный брат и зять Али. Шииты возражают против выборности хамиров, полагая, что власть должна сохраняться в «семье пророка» в руках верховных правителей - имамов. Постепенно в шиизме сложилось представление об имамах как носителях «божест-венной субстанции». В среде шиитов возникли и другие учения, например, исмаилизм, факти-чески являющийся самостоятельной религией. Суннизм приняли главным образом арабы и турки, тогда как шиитами стали персы (иранцы).
В настоящее время сунниты составляют 80% всех мусульман и расходятся с шиитами во взглядах на многие вопросы, помимо разногласий по поводу первопреемника Магомета.
Например, сунниты и шииты не согласны друг с другом в том, что следует считать Писанием. Сунниты подчеркивают автори-тет письменных традиций, к которым относится не только Коран, но и сунна («обычай», от этого слова произошло название тече-ния). Сунна включает в себя хадисы - рассказы о жизни и выска-зываниях Магомета и его сподвижников. Сунна говорит многое, о чем умалчивает Коран. Сунниты также руководствуются прин-ципами, в свое время совместно разработанными старейшина-ми или богословами (улемами), которые основывали свои реше-ния на Коране, сунне и более поздних источниках.
Шииты, со своей стороны, больше опираются на авторитет отдельной личности, чем на единодушие старейшин. Иранский аятолла Хомейни, например, был шиитом. Изначально шииты ве-рили, что Бог говорит через имама, главу мусульманской общи-ны. Однако в IX веке двенадцатый имам исчез, и главным автори-тетом стали улемы, которые считали себя представителями ис-чезнувшего имама. Шииты ожидают возвращения двенадцатого имама, которого называют Махди, так же, как христиане ждут второго пришествия Христа.
Еще одно различие между этими двумя направлениями заключается в том, что сунниты убеждены в необходимости разделения свет-ской и религиозной власти, тогда как шииты настаивают, что и религиозная, и политическая власть должна принадлежать рели-гиозным лидерам.
В шиитском ис-ламе сильно развился мистицизм и общины монашеского типа. Этому благоприятствовало то, что в районах Сред-ней Азии (некогда областях Византийской империи) осело много сект христиан-монахов, которых привлекали неопла-тонические идеи и тайные религиозные античные течения. Мистицизм в исламе выражается в попытке человека соединиться с Богом посредством изучения Корана, под-чинения старейшинам и применения экзальтированной практики «зикр». «Зикр» является тщательно разработанными ритуалом и техникой молитвы, сопровождающейся перечислением «имен» Бога. Используя спе-циальные позы и движения, регулируя дыхание и концентрируя сознание, молящийся должен был устра-нить свое «я» и приблизиться к постижению Аллаха.
Мистики в исламе называются суфиями или дервишами (в переводе - нищими), а их учение - суфизмом. Суфизм - это третье, мистическое и очень разнообразное течение в исламе. Цель су-фиев - отречься от мирских привязанностей, научиться видеть во всем только Бога и достичь слияния с Его бесконечным существом. На протяжении IX - XIV веков образовались 12 главных братств, отличающихся особенностями устава и молитвенной практики. Во многих братствах кол-лективный «зикр» включал в себя и экстаз, достигаемый в своеобразном танце. Последователи извест-ного философа-суфия и поэта Джалаледдина Руми назывались кру-тящимися дервишами. Вращение вокруг себя при сопровождении музыки приводило их в состояние, которое они трактовали как соединение с Богом. Суфии существуют и поныне, в том числе и в нашей стране на Северном Кавказе. Некоторые направления суфизма смыкаются с демонизмом.
Кроме того, есть еще более мелкие мусульманские группы, например: ваххабиты (Саудовская Аравия), друзы (Ливан, Сирия и Северный Израиль), алавиты (Сирия) и ахмадия (Пакистан). На-конец, ислам сыграл важную роль в появлении двух новых рели-гий: сикхизма и бахаизма.
Мусульманское благочестие основывается на так называемых пяти столпах ислама. Ими являются:
1.Исповедание веры провозглашением «Нет Бога, кроме Ал-лаха, и Магомет пророк Его».
2. Молитва (намаз). Она должна совершаться пять раз в день.
3. Милостыня и добрые дела.
4. Пост в течение месяца Рамадан, который состоит в воздер-жании от любой пищи от восхода солнца до заката.
5. Священное паломничество в Мекку (хадж) для поклонения Каабе.
Ислам предписывает мусульманину следующие обязанности.
Произносить шахаду. Слово шахада означает «свидетельство-вать». Во время этого ритуала человек произносит: «Свидетель-ствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его пророк». Искренне произнести шахаду - все, что требуется от человека, чтобы стать мусульманином.
Молиться (салят). Мусульманин каждый день должен произ-носить семнадцать канонических молитв - ракатов. Молитвы со-вершаются пять раз в сутки - на восходе Солнца, в полдень, в 3-4 часа дня, на закате и через два часа после заката. Во время каждой молитвы читаются определенные ракаты. Мусульмане могут молиться как поодиночке, так и группами. Перед молитвой каждый из них обязан совершить ритуальное омовение, которое называется гусл. Во время молитвы лицо мусульманина должно быть обращено к Мекке. Направление молитвы (кибла) указыва-ет ниша (михраб) в стене мечети. Полуденное богослужение в пятницу - единственное время, когда все мусульмане должны собираться в мечети.
Страницы: 1, 2, 3