МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: Религиоведение
Реферат
Ислам относится к крупнейшим культуросозидательным и государственно-образующим мировым религиям. Многие века существуют великие мусульманские цивилизации. Слово «ислам» означает «предание себя Богу», «покорность». Эту религию исповедают более 19% людей нашей планеты.
Основой структуры исламских сообществ являются общины верующих - уммы, а внутри общин - люди, приобретшие знания в области религиозных наук и авторитет у верующих. Священников в исламе нет.
Приводим некоторые принципы, свойственные исламу:
* уважение жизни, чести и собственности единоверных;
* оправдание священной войны (джихада) с целью распро-странения веры, для наказания злых правителей и отступивших мусульман;
* привилегированное положение мужчины по сравнению с женщиной; женщина считается низшим существом, и по-этому часто не участвует в общественной жизни. «Мужья стоят над женами», - говорит Коран (4:38 (34)). Брак (постоянный, временный и с невольницами) носит чисто юридический характер, и его расторжение находит-ся в руках мужчины;
* признание института рабства (невольничества), которое в новейшее время было отменено под давлением международных ор-ганизаций (например, в Саудовской Аравии в 1962 году).
Гарантом исполнения принципов Корана является религиоз-ный и нравственный закон - шариат, который официально дей-ствует до сего дня в некоторых мусульманских государствах: в Сау-довской Аравии, Иране, Пакистане, Нигерии и др.
Ислам развил систему ценностей, которую призван принять ка-ждый верный без всякого обсуждения. Мусульмане верят в то, что эти ценности даны посредством Корана от Бога и поэтому представ-ляют собой несомненные истины. Для ислама большее значение имеет внешнее поведение человека, чем его чувства и душевные переживания. Можно сказать, что ислам является, по преимуще-ству, религией общественной, а не внутренней жизни человека. В то же время в исламе имеются и духовно-мис-тические направления.
Мусульмане (последователи ислама) живут преимущественно в Северной Африке, Цент-ральной и Южной Азии, Индонезии и на Ближ-нем Востоке.
Хотя ислам зародился в Саудовской Аравии, количество мусульман не арабов в наши дни пре-вышает количество мусульман арабов почти в три раза. Кроме того, четыре страны с наиболь-шей долей мусульманского населения находят-ся за пределами Ближнего Востока: это Ин-донезия - 166 миллионов (88% населения), Па-кистан - 111 миллионов (97%), Бангладеш - 97 миллионов (85%), Индия - 93 миллиона (11%).
По численности ислам является второй после христианства ми-ровой религией. В мире насчитывается около 1 млрд. мусульман. В 28 государствах (Египет, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др.) ислам является единственной государственной религией. Из всех зарубежных студентов, обучающихся в Соединенных Штатах Америки, около пятой части приезжает из сорока исламских стран. В большин-стве этих стран доля христиан среди населения крайне мала (до 2%). Кроме того, правительства этих стран либо закрыли свои границы для христианских мис-сионеров, либо объявили проповедь христиан-ства вне закона, либо сделали и то, и другое.
В Российской Федерации к народам мусульманского вероисповедания и культуры относятся татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и др. Напомним о национальной структуре населения (в порядке убывания численности), по данным государственной статистики: русские (81.5%); татары (3.76%); украинцы (2.97%); чуваши (1.2%); башкиры (0.91%); белорусы (0.82%); мордва (0.73%); чеченцы (0.61%); немцы (0.57%); удмурты; армяне; аварцы; марийцы; казахи; осетины; буряты; якуты; кабардинцы; евреи (0.37%); коми; лезгины; кумыки; ингуши; тувинцы… и т.д. Таким образом, общая численность народов традиционного мусульманского вероисповедания и культуры не превосходит 5.5%. По сведениям Института социологии РАН подавляющее большинство населения России составляют православные (89-92%), за ними следуют мусульмане (6-9%). В сумме православные и мусульмане составляют 97-98% населения России.
Традиционно в России распространен ислам суннитского толка, ханафитского масхаба (по имени имама Абу Ханифы). Это направление отличается относительной терпимостью, допускает широкое применение светского права как вспомогательного, но независимого источника закона, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту. В дореволюционной Российской Империи и в СССР не было крупных религиозных конфликтов между православными и мусульманами.
Распространение западного образа жизни по всему миру на-толк-нулось на силу религиозной и культурной традиции мусульман-ского общества (основанной на Коране и Шариате). Современные взгляды Запада на религию, семью и общество не согласуются с установлениями ислама. В связи с этим активные последователи мусульманской традиции для ее защиты встали на позиции фундаментализма - строгого и безусловного про-ведения принципов ислама в частной и государственной жизни.
Между мусульманскими странами, в силу разнообразия исламских течений, нет единства в их отношении к западному образу жизни. В некоторых из них (на-пример, в Иране) законы и государственное устройство строго опреде-ляются исламской традицией. Другие же (например, Турция, Еги-пет, Сирия), где проблема сочетания религии с социальными и тех-ническими преобразованиями не столь велика, постепенно при-нимают западные обычаи.
Религиозные центры ислама активно стараются убедить мир в том, что при-нятие Корана и исламской веры может помочь в решении основ-ных проблем современного человечества. В западных странах су-ществует интерес к исламскому мистицизму, издается множество суфийских текстов на европейских языках.
* провозгласил единственность Бога (Аллаха), Создателя Все-ленной и справедливого Судьи мира;
* объявил войну идолопоклонству своих соотечественни-ков;
* организовал арабское общество как исламскую общину мусульман, то есть преданных Аллаху (однако ему не уда-лось заинтересовать еврейские и христианские общины и проникнуть в них);
* создал войско с жесткой дисциплиной, и в результате завоевания Мекки (630 г.) и других военных действий (зачастую весьма беспощадных) добился объединения всех, ранее разъединен-ных, арабских племен.
У Магомета было 11 жен и несколько дочерей (его сыновья умирали в младенчестве). Магомет скончался 8 июня 632 года, неожиданно для себя и своих сторонников, не успев оставить однозначных стратегических распоряжений.
Страницы: 1, 2, 3