Рефераты. Дзен-буддизм в США

Коан требует подъема на качественно новый уровень сознания, так как на обычном уровне подобные высказывания просто бессмысленны. Дзэн требует: «Чтобы результатом медитирования стало озарение, нужно иметь несгибаемую волю, подкрепляемую абсолютной верой, и крепкое душевное и физическое здоровье».

Целью коана является просветление, или «сатори», то есть непосредственное усмотрение природы вещей, минуя логические ступени. В сатори происходит иллюзорное слияние мыслителя и мышления, причем не только с личным сознанием, но и неким универсальным умом, для чего с его помощью нужно преодолеть собственный ум.

Итак, получается, что общение между наставником и верующим в дзэн-буддизме реализуется на интуитивном уровне мышления. Вообще все делается для того, чтобы освободить сознание от рефлексии, от аналитических, словесных, рассудочных способов самопроявления. «Просветленного индивида, -- писал Уоттс, -- наполняет ясная уверенность в том, что вселенная в точности такая, какая она есть в этот момент как целое и в каждой своей части, так совершенно правильна, что не нуждается ни в объяснении, ни в оправдании, кроме указания на то, что она просто существует. Существование не только перестает быть проблемой; разум настолько поражен чудом самоочевидной и убедительной пригодности вещей, как они существуют, включая то, что первоначально казалось очень плохим, что он не может найти слов, достаточно сильных, чтобы выразить совершенство и красоту переживания».

Дзэн-буддизм выдвигает требование безучастно-созерцательного отношения к реальной действительности как специфической формы пассивного примирения с ней. С этой точки зрения образцом поведения становится «осторожное» действие, «то, что дзэн имеет в виду под позицией беспристрастности». Согласно Уоттсу, при такой позиции человек «обладает полной внутренней свободой, но в отличие от вольнодумца он не бунтует против социальных установлений и не пытается оправдать себя во всем, подобно лицемеру. Он в полном ладу с самим собой и с природным миром...».

Дзэновское состояния достигается с помощью трех приемов: дзад-зэн -- дзэновской формы медитации, коан -- кратких, абсурдно звучащих загадок без логических отгадок, благодаря которым буддистский «срединный путь» трансформировался в дзэне в «путь парадоксов», и мондо - бесед «огневой скорости». В результате вся дзэновская культурная традиция направлялась против европейской рациональности, которая, как полагали дзэнисты, заковала цивилизацию в оковы разума. Наступило время разбить оковы, вернуть людям стихийности мировосприятия.

Идеал дзэн - быстрейшее применение на практике моментов истины, достигнутых в процессе медитации. Средство к этому -- труд. Поэтому для дзэнистов девиз «Кто не работает, тот не ест» является самым действенным Дзэн-буддисты верят, что труд препятствует лени и праздности, делает ум и тело крепкими. Д.Т. Суззуки писал: «Если бы дзэн не оставался вереи этому идеалу, то он превратился бы в усыпляющую и шаблонную систему, и в результате все сокровища, заботливо накопленные мастерами Китая и Японии, были бы утрачены,... дело в том, что если и есть что-то, на чем дзэнистские учителя особенно настаивают как на практическом выражении своей веры, то это служение другим, выполнение работы для других, причем скрытно, не напоминая, не оповещая других об этом». В восточном варианте дзэн-буддизм низвергал все канонические буддийские ценности. Он учил, что не следует стремиться к нирване, поскольку едва ли там ожидает что-либо заманчивое. Стоит ли ограничивать себя всегда и во всем во имя неопределенной перспективы стать Буддой? Да и зачем все это, для чего? Надо обратить свои взоры к жизни, научиться жить, причем жить именно сейчас, сегодня, пока ты жив, пока ты можешь взять от жизни то, что в ней есть?

Именно в таком варианте, выражающем лишь рационалистический эгоизм и гедонизм, американские битники, а за ними и некоторые хиппи и «новые левые» восприняли дзэн-буддизм. Для них не должно было быть никаких усилий, никакой дисциплины, никакой искусственной борьбы для достижения сатори или того, кем каждый был. Т. Рожак писал: «Бесспорно, что битники Сан-Франциско и позднее многие из нашего поколения думали, что они нашли в дзэне то, в чем они нуждаются, и сразу приступили к использованию обретенного ими в этой экзотической традиции для оправдания удовлетворения своих нужд». Отброшено же ими было следующее.

В дзэн-буддизме речь шла не о чувственном наслаждении, а битники поняли гедонизм исключительно в значении чувственных наслаждений. Дзэн-буддизм призывал своих последователей не стремиться вперед, не искать Истину и не пытаться достичь нирваны или стать Буддой. Все это прах и суета. Главное в том, что Истина и Будда всегда с тобой, они -- вокруг тебя, надо только уметь их найти, увидеть, узнать и понять. Истина и Будда вокруг и во всем. Мир -- неразделимо взаимосвязанное поле или континуум, никакая часть которого не может фактически отделяться от остального или оцениваться выше или ниже остального. Кто не видит Будды и Истины во всем, тот не сможет найти их ни на небе, ни в раю, ни сегодня, ни в отдаленном будущем. Словом, нужно уметь жить, познавать жизнь, радоваться ей, воспринимать ее во всем ее богатстве, многообразии и красоте.

Из вышесказанного американские дзэн-буддисты уяснили лишь то, что «Будда во всем!». Именно это для них оказалось главным. А это давало весьма релятивистское решение проблем морали, так как из него в этике выводилась равнозначность всех проявлений и элементов жизни. Вело же это к тому, что можно было оправдать любую распущенность в духе все дозволено» и «всё едино» Недаром американский вариант дзэн-буддизма называется вульгарным.

В центре внимания -- свободный от обязанностей и привязанностей человек, готовый отрешиться от мирских забот и посвятить себя умению и искусству жить, но жить только для себя и постоянно готовиться к постижению Истины, которая есть озарение Он пребывает в состоянии безразличия к окружающему: «Не привязывайся ни к какому предмету, будь выше всего, проходи мимо и оставайся свободным» В качестве высших добродетелей дзэн-буддизм признает спонтанность и непосредственность человеческой природы

Дзэнисты заняты поиском надличной «вечной человечности», а на деле их религия - самоуничтожение всех добродетелей, развитых стремящимися к совершенству и просветлению, поскольку для указанных «нравственных» личностей общество не существует Мир-- это они сами, их тихая повседневность, и ничего более Поэтому позиция морали дзэн оказывается средством полного изолирования сознания от социальных конфликтов Согласно дзэнистам, у западного человека не должно быть непреодолимых желаний, чтобы оправдываться Для дзэна важнее всего освобождение мышления от стандартов, и это -- нечто крайне отличное от восстания против условностей или принятия инородных условностей «Мысленное абстрагирование» от действительности, предлагаемое дзэном, является фактически бегством от этой действительности, от чувства ответственности за социальное бытие, за сохранение самого существования человечества.

Благодаря соединению в содержании дзэна битников множества влиянии из различных источников древнего религиозного мистицизма, а также его конфронтации с традиционным христианством и господствующими на Западе церквями, он значительно ближе другим нетрадиционным религиям нового ориентализма, чем традиционному японскому дзэн-буддизму.

Молодым американцам нравился дзэн, потому что впервые на Западе появилась концепция святого человека и мудреца, который был достижим, не являлся сверхчеловеком и, прежде всего, не представлял собой бесполого отшельника. Кроме того, в дзэне опыт сатори-пробуждения к «природному единству» с вселенной казался, хотя и иллюзорным, но достижимым. Встречались даже те, которым это удавалось, и это больше не были таинственные оккультисты в Гималаях или тощие йоги в монастырских храмах Они были такими же, как все, и в то же время они чувствовали себя в мире намного более «как дома», намного легче плавая в океане быстротечности и ненадежности.

Менталитет «бит» и «хип» -- это неучастие более молодого поколения в «американском образе жизни», бунт, который не ставит цели изменения существующего порядка, но просто отворачивается от него, чтобы найти смысл жизни в субъективном опыте, а не в объективном достижении Он противоположен менталитету обмана, соответствующему социальной традиции, не осознающему соотносительности правильного и неправильного, взаимной необходимости капитализма и коммунизма для существования обоих, внутренней тождественности пуританизма и разврата и тд.

Дзэн привлекает своих сторонников обещанием «морального, духовного и интеллектуального освобождения», достигаемого путем созерцания, без логического анализа действительности Он привлекателен и тем, что обещает людям достижение полной внутренней независимости от общества без ухода в отшельничество, без принятия на себя каких бы то ни было строгих обетов, которые могли бы в какой-либо степени нарушить обычный уклад жизни принявших эту веру Согласно учению дзэн, человек может достичь внутренней независимости от общества, «полной безмятежности духа» без больших усилий, без преобразования общества, при сохранении его устоев

Сущность дзэн-буддизма заключается в требовании ухода от мира, бегства от общества, в утверждении холодного эгоизма, себялюбивого индивидуалиста

Но американский дзэн, как любое культурное явление, не представлял собой нечто раз и навсегда устоявшееся Со временем он изменялся, все органичнее вплетаясь в ткань американской культуры «В отличие от 50-х гг., когда буддисты стремились отречься от Америки и ее культуры и заменить ее искаженной культурой дзэна (как это делали битники), в 60-х буддисты в Америке стали больше сознавать свою потенциальную идентичность с Америкой и даже сделали первые небольшие шаги в достижении этого Американский буддизм 70-х годов начал более полно осуществлять свою идентификацию с американской культурой».

Заключение

Можно задуматься о том, зачем нужны сектам именно молодые люди, а не те, у которых уже за плечами жизненный опыт. Ведь пожилые-то больше нагрешили за свою жизнь и намного плодотворнее спасать их души! Но если начать разбираться, то тогда окажется, что тому есть несколько причин, из которых самая главная состоит в том, что от молодого человека можно получить во много раз больше. Ведь надо же работать «на виноградниках господних», а для этого нужны силы, а не прошлые грехи и жизненный опыт.

Кроме того, только молодой человек может так пластично отвечать на все манипуляции, которым он подвергается. Американцы даже ввели специальный термин для этих манипуляций -- «Brain-washing» -- или по-русски «промывание мозгов».

Однако, мне думается, что ошибочно полагать, что лишь люди с психическими отклонениями могут попасть в секту, что у остальных есть определенный иммунитет. Ничего подобного. В сектах действительно есть некоторый процент людей, имевших до вступления в секту некоторые психические отклонения. Но большинство попавших в секту было до того абсолютно нормально! Что же происходит?

Дело в том, что «телом взрослые, а душой еще дети» легче всего попадаются в сети вербовщиков. Почему?

Начнем с того, что именно в этом возрасте, как правило, еще нет той социальной «несвободы» и ответственности Что здесь имеется в виду? Зададимся вопросом, может ли взрослый мужчина, отец семейства, которое ему надо кормить, ответственность за которое лежит на нем, Сбросить все и уйти в секту молиться богу? Безусловно, может, но на практике таких найдется не очень много, поскольку семья все равно будет «держать его» А может ли молодой человек, который уже «вырос» из родительской семьи, но еще не обзавелся своей собственной, оказаться в секте? Сколько угодно. Ведь мосты сжигать намного легче, когда вас ничего не держит на том берегу реки.

Далее Психика молодого человека еще не устоялась. Она намного подвижнее чем у взрослого человека, не говоря уже о пожилом. Для большинства молодых людей, как и для детей, еще существует лишь только «черное» и «белое», без всяких полутонов. Да и опыта у них еще маловато. Поэтому любая неудача в жизни: провал на экзамене, разрыв с другом или любимым человеком, ссора с родителями и т.п. воспринимаются как «обвал», как «конец света». И в этот момент душевного неравновесия, как правило, молодые люди и оказываются в сектах. И происходит это потому, что добрые люди (вербовщики) поняли их, обогрели, поддержали, произвели в отношении их «арт-обстрел любовью». Главное было привести молодого человека в секту, понять, что этот человек секте нужен, а затем можно включать в дело и психотехники, а кому это будет мало, можно подмешать наркотики; можно применить, если надо, и гипноз. «Ты, главное, работай и не думай ни о чем, кроме бога. Это нужно тебе и ему. Или ему и тебе, какая разница. Об остальном позаботимся мы».

Итак, при всем разнообразии и множестве молодежных религиозных сект (культов) в них можно выделить достаточно много общего. Их объединяет в одно целое и юный (молодой) возраст адептов, и «схема», методика, по которой все секты действуют; и цель (или цели), которые все они преследуют; и основные религиозно-философские сюжеты; и существенные признаки и многое другое.

Все предлагаемые религиозные культы воспринимаются молодыми людьми как некий религиозный «ренессанс», как «духовное пробуждение», «новый золотой век», «эра водолея» и т.п. Эта идеология проявляется в первую очередь в выдвижении, как главной, доктрины «спасения» или «освобождения». При этом концепция «спасения» сочетается в них с представлением о пришествии миссии (уже появившемся в лице божественного основателя секты или культа.)

Молодежные религиозные культы в той или иной мере идут вразрез с существующей традицией, хотя всегда остаются с ней прямо или косвенно связанными, поскольку не только заимствуют и переосмысливают многое из ее содержания, но и постоянно отталкиваются от нее.

Список использованной литературы

1. Юлина Н.С. Религия и идеология «американского образа жизни».-- В кн.:

Современная буржуазная идеология в США. М., 1967.

2. Гуревич П.С. Спасет ли мессия М, 1981.

3. Roszak T The Making of a Counter-Culture NY, 1969.

4. Suzuki D.T. Patterns on Zen Buddism. Baltimor, 1970.

5. Левикова С.И. Молодежная культура. М., 2005.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.