неохристианское (в рамках «Движения людей Иисуса» или «Иисус-
революции»)
восточное.
Из восточных культов наибольшее распространение получили: дзэн-буддизм (или битнический, вульгарный буддизм), движение Хари Кришна и Трансцендентальная медитация Махариши Махеш Йоги. В рамках неохристианских молодежных религий можно отметить само «Движение людей Иисуса», секту «Дети Бога» Давида Берга. Секта «Дети Бога», возглавляемая Давидом Бергом, входила в «Движение лю-дей Иисуса», но ее исключительно громкое, скандальное поведение, а также тот факт, что она, пережив само «Движение людей Иисуса», благополучно продол-жает существовать и по сей день. Далее мы вкратце рассмотрим дзен-буддизм.
Целью является не мировоззрение, а способность созерцать мир в его сиюминутном проявлении, быть готовым отказаться под влиянием новых наблюдений от суждений, сделанных в предшествующий миг.
Если расцвет движения Хари Кришна и Трансцендентальной медитации в США начался в 70-е гг., то «мода» на дзэн-буддизм в молодежной среде возникла ещё50-е гг. Поборниками дзэн-буддизма вначале были битники. Битнический дзэн был сложным явлением. Им объяснялись и капризы (в искусстве, литературе и жизни вообще), и очень действенная социальная критика, и «распахивание Вселенной» (явное в поэзии Гинзберга и Снайдера, и неявное в творчестве Керуака). Потом в 60-х гг. дзэн приобрел приверженцев и среди хиппи, и среди «новых левых». Поклонников его хватало и в 70-х, и в 80-х, и в 90-х гг.
Битнический дзэн был весьма далек от традиционного японского дзэн-буддизма и сильно отличался от его модернизации для Запада. Это был не просто «вульгарный» дзэн, как его сначала назвал А. Уоттс, за ним Т Рожак и многие другие. Это была особая, нетрадиционная религия, которая первой из большой группы подобных ей получила распространение среди нонконформистской молодежи. «То, что началось с дзэна, ныне быстро, пожалуй, слишком быстро разрослось в фантасмагорию экзотических религий», -- отмечал Т. Рожак. Психологической основой увлечения дзэном, как впоследствии и другими восточными культами, стало тяготение к условному «Востоку» как идеальной противоположности столь же условного «Запада».
Дзэн-буддизм отличается от других религий тем, что он, как упорно уверяют его популяризаторы, представляет собой нечто среднее между религией и философией и в традиционном смысле слова не является религией: в нем нет никакого Бога, которому следует поклоняться; нет «церемоний», «загробною мира» и т.п. Он свободен от догм, связывающих другие религии. В нем нет наборов доктрин, которые последователи вынуждены принимать. Обучающийся дзэну добывает знания о нем в глубине своего собственного сознания. Кроме того, дзэн-буддизм адресован человеческому сердцу. Он -- жизненный опыт, переживание, «творческий импульс». Так Раджнееш писал: «В дзэне нет концепции бога. Можно даже сказать, что это и не религия, -- поскольку не может быть религии без концепции бога. Для тех, кто воспитан в христианстве, исламе, индуизме и иудаизме, не понятно, как дзэн может быть религией. Но это теизм, от начала и до конца, теизм, но без идеи бога».
Дзэн-буддизм -- это японско-китайская разновидность буддизма. Популярность именно этого вида буддизма в США объясняется тем, что он не предъявляет верующим каких-либо сложных требований в отношении обрядности, обязательного исполнения культовых действий, ритуалов; его крайний эгоизм, индивидуализм очень в духе Америки; гедонизм, лежащий в его основе и неправильно понятый битниками, давал свободу распущенности.
Основателем дзэн-буддизма считается патриарх Бодхидхарма, пришедший в Китай из Индии в 520 г. и принесший туда буддизм. В Китае в первой половине VI века н. э. буддизм соединился с Таоизмом, в результате чего появилась школа Чань-буддизма. Примерно в XII-XIII веках чань-буддизм проник из Китая в Японию, где стал называться дзэн-буддизмом. В западных странах дзэн начал распространяться в узких кругах представителей правящих классов в начале XX века. Одним из его основных пропагандистов и популяризаторов был Д.Т. Сузуки (1870-1966).
Распространение дзэн-буддизма в США заняло несколько десятилетий и потребовало усилий многих восточных эмиссаров и их западных последователей. Японский ученый Д.Т. Сузуки, без которого западная мода на дзэн осталась бы почти необъяснимой, неоднократно приезжал в Соединенные Штаты и написал почти бесконечную серию книг и эссе на английском языке о дзэне. Благодаря его деятельности в 1930 г. был создан «Первый дзэнистский институт» в Америке.
Вторым по значению пропагандистом дзэна на Западе был англичанин Аллан Уоттс, ученик Судзуки, который в начале 40-х гг. приехал в США и остался там навсегда. Именно Судзуки и Уоттс оказали непосредственное влияние на духовных вождей битничества -- Г. Снайдера, А. Гинзберга, Дж. Керуака.
Исторически разновидности дзэн-буддизма появлялись, как результат способности данной религии приспосабливаться к различным культурам. Поэтому и возникли достаточно различные китайская, японская и американская разновидности дзэн-буддизма.
Японский дзэн поддерживает жесткую самодисциплину, благодаря чему он был популярен среди самураев.
Китайский вариант дзэна включает достижение и следование универсального природного пути, где добро и зло рассматриваются как части сущего. Китайцы, создавшие дзэн, были такими же, как Лао-Цзы, который столетия ранее сказал: «Оправдывающиеся не убеждают». Поскольку побуждение оправдываться для китайцев всегда было нелепо, то китайская философия поощряла человека, который мог «удалиться oт этого» Конфуций считал, что намного лучше иметь человеческое сердце, чем быть справедливым
Старые китайские наставники дзэн были погружены в Таоизм. Они понимали природу в обшей взаимосвязанности, и видели, что каждое создание, и каждый опыт находятся я в полном соответствии с Тао природы. Это давало возможность им принимать себя такими, какими они были, шаг за шагом, по крайней мере, без необходимости оправдываться в чем-нибудь. Они не использовали дзэн, чтобы защититься или найти оправдание, чтобы избежать наказания за преступление, в том числе за убийство.
Американский вариант дзэна -- это «суета» он смешан с богемными аффектациями и предполагает, что единственный правильный путь- сбежать в монастырь в Японии или выполнять специальные упражнения в позе лотоса по пять часов день Американский дзэн самоосознан, субъективен и используется для оправдания жизни и желании
Идеальным человеком индийского варианта дзэн-буддизма является сверхчеловек, йог полновластный хозяин своей природы, прекрасно соответствующий научно-фантастическому идеалу «человек вне человечества» Но Будда, или разбуженный человек китайского дзэна, «обычен и не представляет собой ничего особенного»; он забавно человечен.
Все типы буддизма могут казаться очень разными, но в центре всех -- «Четыре благородные истины» и «Восьмеричный благородный путь» спасения
Дзэн -- религия внезапности. Основополагающее понятие дзэна -- «сатори» - внезапное просветление, дающее неожиданное постижение мудрости Будды, которое возникает в преображенном сознании Появлению «сатори способствует медитация.
Также как буддизм учит избегать удовольствия и страдания, посредством неучастия в нем, дзэн учит избегать знания и невежества. Согласно дзэн-буддизму, «по существу ни одна вещь не существует», поскольку вещи -- это условия, а не объекты. Они существуют в абстрактном мире мысли, но не в конкретном природном мире Дзэн-буддизм придерживается четырех правил:
1 Особая форма передачи учения непосредственно от сердца к сердцу, минуя Писание
2 Независимость от слов, книг и любых зафиксированных знаков
3. Прямой контакт с духовной сущностью человека
4 Постижение совершенства Будды через обращение к внутреннему миру человека
Иными словами, объясненная истина перестает быть истиной, слова неотъемлемы от интеллекта. А дзэн -- «по ту сторону» интеллекта, там рассудок теряет власть, а единственными средствами передачи знания являются парадокс, символ и безмолвное общение просветленных умов
Дзэн-буддизм отказывается от традиционных логических способов мышления, поскольку как удовольствие ведет к страданию, так и логика ведет к беспорядку. Дзэнист находится вне логики, он существует вне попытки мысленного понимания, в состоянии простого неинтерпретируемого опыта
В США дзэн-буддизм стал рассматриваться не столько как религиозно-философская система, сколько как специфическая культура, основным мотивом которой является внеязыковой опыт, восприятие вне логического осмысления. Т Рожак отмечал, что воспринимаемое битниками, а за ними хиппи в этом религиозном учении «было кротким и веселым отказом от позитивистской и принудительной рассудочности». Молодым американцам эта религия нравилась тем, что у нее не было доктрины Мистический опыт, как известно, невозможно подвергнуть рассудочному анализу Его можно лишь пережить.
Одно из центральных положений дзэна -- интуитивное понимание. Поэтому слова и предложения не имеют фиксированного значения, а логика часто не соответствует ничему. Слова имеют значение только для того, кто их произносит, кому они предназначены и в какой ситуации они используются. Некоторые положение -- действительно ерунда, другие лишь с первого взгляда кажутся ерундой, но только потому, что значение их между строк. Поэтому дзэн и поэзия шли рука об руку на протяжении столетий.
Легенда гласит, что примерно 2500 лет назад Шакьямуни Будда сказал, что «буддисты никогда не станут разговаривать с теми, решения которых зависят от слов и логики». Дзэнисты считают, что истина и значение существуют вне и независимо от слов. Слова могут или не могут содержать истину. В конечном счете, пробуждение к фундаментальному просветлению находится вне возможных описаний словами. Слова -- удобные инструменты или звуки, ограниченные и самой природой звука, и умами говорящего и слушающего.
Попробуйте объяснять вкус еды тому, кто никогда не пробовал ее прежде. Будете ли вы уверены, что слушавший действительно узнал вкус? Мог бы, лишь опираясь на ваше описание, говорить, что действительно попробовал это? Нет, но вы могли с помощью языка вызвать у человека желание попробовать это самому (здесь он был бы счастлив сообщить вам, как ваше описание далеко от истины!).
Дзэн почти не употребляет слов, которые не ускоряют или не указывают на пробуждение. Даже логика уходит на далекий второй план при открытии бессмертного, чистого источника мудрости, который является светочем для каждого.
На протяжении веков наивысшие истины передавались от просветленного к просветляемому, от учителя к ученику; они не могли находиться в священных книгах. В основе просветления лежит интуиция, а не разум, поскольку любой рационалистический метод вносит искажения, и истина перестает быть истиной. Дзэн-буддизм распространяется исключительно как мышление; его цель состоит в том, чтобы победить подавление ума разумом. Ученик может освободить свой разум от пут лишь посредством кажущихся непосвященным иррациональных, абсурдных и бессмысленных методов наставления дзэна. При этом единой методики, обязательной для всех, не существует. Есть лишь несколько правил самого общего характера, предписывающие непрерывность медитации, которая не должна прекращаться даже во время работы. При этом каждый достигает сатори собственным путем.
Тема для медитации в дзэн-буддизме называется коан. Он помогает освободиться от засилья формы, окутывающей сознание, постичь обнаженную реальность, без чего невозможно спонтанное просветление. Только коан, не поддающийся интеллектуальному анализу, способен разорвать путы привычного мышления, «отсюда их странность и невразумительность. Дзэнский мастер не имеет никакой намеренной схемы со своей стороны, чтобы сделать свое утверждение сатори странным или логически неприемлемым. Эти упражнения исходят из его внутреннего существа, как цветы произрастают весной или как солнце излучает свой свет. Следовательно, чтобы покорить их, мы должны уподобиться цветам или солнцу, мы должны войти в их внутреннюю сущность». Одним словом, чтобы понять коан, ученику необходимо воспроизвести в себе то же самое состояние сознания, в котором этот коан возник.
Страницы: 1, 2, 3