Рефераты. Значение досуговой занятости подростков в профилактике правонарушений

Администрации: расширять сферу дополнительного образования, просвещение о последствиях правонарушений, создание кружка «Подросток и Закон», проведение бесед с учащимися.

Органам управления: принимать участие в развитии школы, оказывать финансирование школе по организации досуга. Также проявлять собственную инициативу в решении создания центров дополнительного образования.

Таким образом, мы делаем вывод, что мотивом для совершения правонарушений подростками является отсутствие интересов, мотивов, наклонностей. Также необходимо учесть, что причиной также может являться отсутствие возможностей применения своих способностей, то есть необходимо создавать такие кружки, которые бы с удовольствием посещали подростки. Следовательно, чем выше уровень занятости подростков, тем ниже уровень совершаемых правонарушений.

Заключение

Таким образом, если в школе выявлена группа чаще всего подростков с антиобщественными формами поведения, педагогический коллектив должен вести с этим явлением решительную борьбу; постараться развести этих подростков в разные классы, задерживать их в школе, пока остальные дети разойдутся по домам. Используя влияние других учеников в классе, надо добиться выхода из группы всех колеблющихся ее членов: вести с ними индивидуальные беседы, привлекать к участию в коллективных мероприятиях класса, давать ответственные поручения.

Борьба с такими групповыми правонарушениями в школе требует постоянного внимания и последовательных действий социального педагога. Здесь нельзя ограничиваться разовой акцией.

Чтобы профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения подростков была эффективной необходимо сформировать их личную и социальную компетентность, то есть развить у них позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу, укрепить чувство самоуважения, уметь принимать ответственные решения.

В современной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического влияния.

Для выбора нужного метода и приема весьма важно определить характер и преобладающие мотивы поведения и поступков, психическое состояние и внутренний мир воспитанника. Затем необходимо создать ситуацию, в которой ребенок вынужден, будет менять свое поведение. Действия и поведение воспитателя должны вызвать у ребенка положительный эмоциональный отклик, новое отношение к своим поступкам, что и послужит причиной дальнейших изменений в поведении к лучшему.

Тезаурус

Ансамбль [23, с. 107] - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив;

Группа [5, с. 251] - это неформальное сообщество детей и педагога, особое добровольное самодеятельное объединение;

Клуб [14, с. 223] - объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха;

Клубная работа [17, с. 106] видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности;

Кружок [9, с. 122] - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее;

Мастерская [5, с. 106] - чаще всего это слово употребляют при описаний помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой-либо продукции или выполнением услуг;

Правонарушение [11, с. 65] - вид действий или деятельности, противоречащий правовым нормам. Проявляется как проступок или преступление и является обычно результатом низкого уровня правоправных способностей и девиантных ситуаций

Правонарушение несовершеннолетним [11, с. 65] - антисоциальные действия несовершеннолетнего, которые следовало бы рассматривать как уголовные по своему характеру, если бы они совершались взрослым;

«Свободное время» [17, с. 102] - время, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Наиболее распространенное определение досуга звучит так: досуг - это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат;

Студия [15, с. 18] - творческий коллектив в определенном виде деятельности, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений;

Театр [23, с. 109] - творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене;

Список литературы

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.- с 54 -55.

2. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.

3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., Издател. Центр «Академия» 2001.

4. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - стр. 249.

5. Евладова Е.Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи// Внешкольник, 2000 г.

6. Зайнычев И.Г. Технология социальной работы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г. - стр. 208 -218.

7. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.:издател. Центр «Академия», 2004.

8. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: учебник. - М.: 1995 г.

9. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей. - М., 1983 г.

10. Лодкина Т.В. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудными. - Вологда: издательство ВГПИ «Русь», 1994г.

11. Мардахаев Л.В. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: изд. центр «Академия», 2002г.

12. Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. -М., 2002 г.

13. Маслова М.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел, 1994 г.

14. Полукаров В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория-практике. - М., 2000 г.

15. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000 г.

16. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. - М., 2000 г.

17. Рябов И.И, Развитие клубных любительских объединений в условиях социального педагогического комплекса // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - Т.2. - с 102 - 109.

18. Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: издательский центр «Академия», 2004 г.

19. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. стр. 177.

20. Фалькович Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 - 11 кл. - М.: ВАКО, 2007 г.

21. Холостова Е.И. Словарь - справочник по социальной работе. - М., 1997

22. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: изд. центр «Академия», 2002.

23. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005.

24. Школьная пресса. Воспитание школьников, 2002 г.

25. Щуркова Н.Е, Классное руководство. Настольная книга для учителя. - М., 1999г.

Приложение 1

Анкета для опроса учащихся

ФИО

Возраст, класс

Как ты учишься?

Чем ты занимаешься в свободное от учебы время?

Ты посещаешь какие-либо кружки, секции?

Что бы хотел (а) изменить в деятельности кружков?

Какими учебными предметами ты увлекаешься?

Есть ли у тебя нелюбимые предметы?

Помимо школы ты посещаешь какие-либо спортивные секции, вне школы?

Какие кружки ты бы хотел еще посещать, добавь свои.

Помимо кружков, есть ли у тебя другие интересы?

Приложение 2

Методика склонности к отклоняющемуся поведению

Методика содержит 7 шкал:

Шкала установки на социальную желательность - 15 пунктов;

Шкала склонности к нарушению норм и правил -17 пунктов;

Шкала склонности к аддиктивному поведению - 20 пунктов;

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 21 пункт;

Шкала склонности к агрессии и насилию - 25 пунктов;

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций - 15 пунктов;

Шкала склонности к делинквентному поведению - 20 пунктов.

Опросник

Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов;

Бывает, что откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня;

Я охотно бы записался добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях;

Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями;

Тот, кто в детстве не дрался, вырастет маменькиным сынком и ничего не сможет добиться в жизни;

Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили;

Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте;

Иногда я немного хвастаюсь;

Если бы мне пришлось стать военным, то я бы хотел быть летчиком-истребителем;

Я ценю в людях осторожность и осмотрительность;

Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы;

Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни;

Я всегда говорю только правду;

Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это вполне нормально;

Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам;

Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов;

Если меня обидят, то я обязательно должен отомстить;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.