IX РЕГИОНАЛЬНАЯОТКРЫТАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»
Секция № 6. Психолого-педагогические науки
направление науки: педагогика
Название работы:
Значение досуговой занятости подростков в профилактике правонарушений
Место выполнения работы:
Государственное образовательное учреждение
среднего образовательного образования
«Тотемский педагогический колледж»
г. Вологда,
2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Организация досуговой занятости подростков в свободное от учебы время как социально-педагогическая проблема
1.1 Постановка проблемы организации досуговой занятости подростков в свободное от учебы время в социальной педагогике
1.2 Роль организованного досуга детей в профилактике правонарушений
Глава 2. Организация профилактики правонарушений для несовершеннолетних в образовательном учреждении
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Анализ результатов и выводы исследования, рекомендации
Заключение
Тезаурус
Список литературы
Приложение
В настоящее время существует значительное количество подростков, которые не имеют занятости в свободное от учебы время. Для этого имеется множество причин и условий. Подростки не заняты, а значит, все свободное время они проводят «впустую». Отсюда вытекают последствия не занятости, а значит, появляется больше возможности для совершения поступков, не одобряемых обществом. Поэтому, возникла необходимость проведения педагогического исследования для того, чтобы выявить причины совершения правонарушений, последствия, организовать профилактическую деятельность.
Данная тема выпускной квалификационной работы является актуальной, так как в настоящее время занятость подростков играет большую роль в социуме. В зависимости от того, как реализует себя ребенок в социуме, зависит его будущее и будущее других. Очень важно уделять большое внимание ребенку и тому чем ребенок занимается, что его интересует, каковы его взгляды, способности, какого отношение ребенка к окружающему миру, что он хочет достичь в своей жизни. Поэтому родителям очень важно заботиться о будущем своего ребенка, заботиться о том, чтобы ребенок получил профессиональное образование и смог реализовать себя в обществе. Количество совершаемых правонарушений зависит от типа занятости подростка. Именно в подростковом возрасте у ребенка складываются жизненные установки, взгляды. В этом возрасте характер у подростков очень уязвим, поэтому в случае возникновения неудач он может прибегнуть к непредсказуемым поступкам. Ученые достаточно глубоко занимаются проблемой занятости подростков. Это такие авторы, как Рычкова Н.А., она занимается изучением особенностей дезатаптивного поведения подростков, какими способами можно корректировать такое поведение. Рябов И.И. в своей деятельности говорит о развитии клубных объединений с целью организованной досуговой занятости подрастающего поколения. Евладова Е. Б. считает, что подросткам необходимо заниматься дополнительным образованием. Для этого автор предлагает возможности для получения образования.
Проблема исследования заключается в определении характера досуговой занятости подростков в профилактике правонарушений.
Цель работы заключается в определении значения досуговой занятости подростков в профилактике правонарушений.
Задачи работы:
1.Изучить литературу и другие источники информации по проблеме исследования;
2.Обозначить значение организации досуговой занятости подростков;
3.Проанализировать взаимосвязь между организацией профилактики правонарушений и организацией досуговой занятости;
4.Организовать проведение диагностического инструментария;
5.Проанализировать результаты диагностик;
6.Дать рекомендации педагогическому коллективу и общественности.
Методы исследования:
-теоретические - анализ литературы по представленной теме;
-эмпирические - анкетирование; методика «СОП», разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 г.; тест - опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин).
Объект исследования: занятость подростков в профилактике правонарушений.
Предмет исследования: профилактика правонарушений через организованную досуговую занятость подростков.
Гипотеза исследования: организованная полезная досуговая занятость подростков в свободное от учебы время является ключевым фактором в профилактике правонарушений подростков.
Практическая значимость: данной работой могут пользоваться социальные педагоги, учителя, психологи, школьные инспекторы, исследователи в преподавательской деятельности.
База исследования: муниципальное образовательное учреждение Кичменско-Городецкая средняя общеобразовательная школа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, тезауруса, списка использованной литературы, приложений. Во введении показана актуальность исследования, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, обозначена проблема исследования, гипотеза. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы организации досуговой деятельности в школах и центрах дополнительного образования. Вторая глава посвящена особенностям взаимосвязи между досуговой занятостью подростков и совершением правонарушений. В заключении сделаны выводы по проблеме исследования и определена научно-практическая значимость исследования. Список литературы составляет 25 источников. Приложения наглядно подтверждают проведенное исследование проблемы.
Глава 1. Досуговая занятость детей в свободное от учебы время как социально-педагогическая проблема
В последние годы подростки стали криминально активной категорией населения. Значительную часть контингента участников преступлений совершают учащиеся общеобразовательных школ. Их удельный вес в 2000 г. составил 27% от совершенных несовершеннолетними преступлений. А изучение структуры исследуемого нами массива преступных деяний показывает, что наиболее распространенными видами являются кражи и другие виды хищения чужого имущества [24, с. 43].
Естественно, любое явление, в том числе и широкомасштабная подростковая преступность, имеет свои предпосылки и причины. Что же подталкивает подрастающего человека на преступный путь? [8, с. 95].
Социально - политические и экономические преобразования в государстве в большей степени, чем на других категориях населения, отразились на несовершеннолетних. Подростки в настоящее время - одна из наиболее социально и экономически незащищенная категория населения, многие из испытывают состояние стресса, апатии и раздражения.
Значительно возросли проявления мошенничества, осуществляющиеся под прикрытием различных лжепредприятий, форм и организаций. Мечты о легком обогащении приводят к нарушению законов, что порождает различные проступки и преступления, а также к нравственной деградации подрастающего поколения [1, с. 54].
В настоящее время распространение оружия в стране приобрело немалые размеры. Это стало мощным фактором подпитки подростковой преступности.
Проблема вовлечения подростков в организованную преступность, в экстремистские группировки является сегодня одной из актуальных.
В сети организованной преступности часто приводит неопытных ребят поиск источников дохода. У части молодежи возникает решение самоутвердиться в криминальной среде ввиду осознания невозможности реализовать себя в обществе иным способом. Социальная база преступных группировок расширяется за счет безработных, занимающихся мелким бизнесом, а также подростков из малообеспеченных, обнищавших семей [20, с. 182].
В современное время подростки стали менее подконтрольными, что зачастую приводит к негативным последствиям. Любимым времяпровождением большинства подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, во время которых можно «показать себя», сборы в подъездах и подвалах, на чердаках. Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков, в которой большая роль отводится клубам по месту жительства (КМЖ) как центрам воспитания.
Причиной криминализации молодежи является и то, что современный подросток не имеет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым он мог бы стремиться. В связи с тем, что у него не сформированы свои принципы поведения, он перенимает их у более «сильной» личности [16, с. 67].
Из-за высоких цен недоступно большинство форм досуга. Продолжает сокращаться количество клубов, спортивных секций, музыкальных школ.
Правонарушение - вид действий или деятельности, противоречащий правовым нормам. Проявляется как проступок или преступление и является обычно результатом низкого уровня правоправных способностей и девиантных ситуаций.
Правонарушение несовершеннолетним - антисоциальные действия несовершеннолетнего, которые следовало бы рассматривать как уголовные по своему характеру, если бы они совершались взрослым [11, с. 65].
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.
Некоторые причины правонарушающего поведения [4, с. 249]:
- отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);
- нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключенный из семьи);
- ошибка педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказание как унижение личности ученика; противоречность предъявленных требований; поверхностное знание особенностей учащегося);
- ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.;
- социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме);
- психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.д.).
В результате вышеперечисленных причин подростки вступают в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8