- организация социально значимой деятельности детей, подростков, молодежи по месту жительства, разработка нравстве6нно - правовых мероприятий,
- организация работы районной детской молодежной организации в клубах по месту жительства.
В основе организации досуга детей лежит создание единого воспитательного пространства в микрорайоне, целью которого является адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и физкультурно-оздоровительную работу.
Организация досуга подростков группы «риска» представляет собой определенную систему и включает в себя:
- создание ситуации успеха для подростков группы «риска»;
- специфические средства и способы вовлечения подростков в клубную деятельность,
- организацию досуговой деятельности подростков в условиях клуба.
Клуб - объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха [14, с. 223].
Главные принципы клуба - добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой). Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Но в, то же время состав клуба не отличается обязательным постоянством. Скорее обратное - клуб является временным, неустойчивым объединением для большинства и только для единиц-энтузиастов (они выполняют роль лидеров) - постоянным местом самоутверждения, развития.
Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие, досуговые и др.); по степени организованности (официальные и неформальные); по возрастному признаку членов клуба (одновозрастные или разновозрастные); по временному фактору (постоянные, временные).
В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных. Позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать, (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личной свободы, ценность мышления и т. д.
Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба - быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.
Свободное время - это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Наиболее распространенное определение досуга звучит так: досуг - это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат [17, с. 102].
В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность; интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятия в кружках, посещение факультативов); художественное, техническое, естественно-научное творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело); общественно активную деятельность.
Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется педагогами, как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.
Клубная работа - один из видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности. Она организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учета их возрастных и социокультурных особенностей [17, с. 106].
Посещение клуба способствует включению ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные, экспрессивные, инструментальные способности.
Привлекательность клубной жизни для детей и подростков определяется:
- игровой формой усвоения будущих социальных ролей;
- разнообразной по характеру деятельностью, которая позволяет решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;
- возможностью удовлетворить потребность в общении. В отличие от бессодержательного времяпровождения на улице ребята общаются к клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов;
- гуманистически выстроенными по сравнению с уличными межличностными отношениями (недопустимы насмешки, унижения, физическая расправа над слабыми и т.д.);
- развитым самоуправлением, относительной автономией от взрослых.
К условиям эффективности клубной деятельности специалисты относят: [9, с. 220].
А) организационно-педагогические:
- изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или микросреде;
- наличие взрослых, умеющих организовывать определенные виды клубной деятельности;
- наличие и/или создание в учреждении материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью;
- целенаправленная работа педагогов по формированию клубного коллектива учащихся, обеспечению его достаточно продолжительного и стабильного функционирования;
- создание системы взаимосвязи клубных объединений с другими коллективами и социальной средой;
Б) психолого-педагогические:
- изучение и выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей и умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определенных видах клубной деятельности;
- создание условий для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих потребностей, способностей. Интересов, и умений в клубной деятельности;
- учет половозрастных и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности, при определении соотношения репродуктивных, продуктивных и творческих компонентов ее содержания;
- обеспечение личностной значимости и социально ценной направленности содержания клубной деятельности;
- стимулирование активности и формирование субъектной позиции воспитанников;
- реализация педагогами и воспитанниками своих личностных ресурсов в процессе жизнедеятельности клубного коллектива;
В) педагогические:
- адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации;
- комплексный характер совместной деятельности воспитанников в клубном коллективе, соответствующий его воспитательным функциям и профилю;
- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности клубного коллектива;
- оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления клубной деятельностью с самоорганизацией ее участников;
- стимулирование самодеятельности воспитанников, направленное на их самоорганизацию и саморазвитие;
- создание субъект-субъектных отношений в клубном коллективе, как между воспитанниками, так и между ними и педагогами;
- создание, сохранение и обновление традиций деятельности и отношений в клубном коллективе. В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как образовательные учреждения дополнительного образования детей, другие - как чисто досуговые учреждения либо как общественные организации.
Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий могут быть [9, с. 223]:
Социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);
Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
Создание условий, в которых дети и подростки максимально могут проявить свои потенциальные возможности;
Адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;
Компенсация дефицита общения в школе, семье, среде сверстников;
Дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.
Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства:
- помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
- помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение образовательного учреждения;
- привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства.
Не углубляясь в многогранность понятия «форма», отметим только то, что имеет принципиальное значение для понимания формы как объединения людей.
Форма - установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо [4,с. 249]. В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам - клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Каждая из них имеет свои специфические, отличительные признаки, но полное описание их практически неосуществимо, так как реальная жизнь постоянно вносит свои коррективы в содержание образовательного процесса.
Но для повышения эффективности управления функционированием и развитием учреждения важно ответить на вопросы: какие формы объединений сложились и действительно ли они соответствуют своему названию (идеальному образцу)? Существует ли между ними преемственность в структурной организации образовательной среды учреждения? Соответствуют ли они содержанию и результатам педагогического процесса?
Ответы на эти вопросы можно получить в процессе:
- определения обязательных признаков объединений, по которым они отличаются один от другого;
- выделения сущностных признаков форм дополнительного образования детей как образовательных объединений, что будет способствовать упорядочению процессов формотворчества в системном самоопределении учреждения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8