Рефераты. Занятия рисованием как средство подготовки детей к обучению в школе

Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала.

На занятиях по рисованию у детей развивается речь: усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря.

На занятиях рисованием у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуаши и др.; возможности и особенности работы с ними.

Рисование должно быть использовано для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления благородных чувств, которые возникают у них.

Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в изделиях, доступных детям дошкольного возраста. Большая роль отводится умению правильно держать карандаш и пользоваться им. Необходимо систематически приучать ребенка к правильному держанию карандаша между пальцами, без чего не представляется возможности следить за первоначальными фазами развития детского рисунка, т.к. при более позднем обучении ребенка держанию карандаша, первоначальное развитие детского рисования не может быть прослежено с достаточной полнотой.

Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами имеет важное значение не только для развития изображения действительности ребенка, но и для психического развития. В изображении действительности развиваются движения руки, связанные с процессом создания изображения.

Так ребенок в детском саду овладевает сложными и тонко дифференцированными навыками и умениями, связанными с употреблением некоторых орудий и инструментов, требующими точной координации движений под углом зрения.

3. Проведение рисуночных тестов по выявлению уровня

готовности детей к обучению в школе

Если в дошкольном образовательном учреждении отсутствует педагог психолог:

Обследование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению проводит педагог - психолог школы в условиях дошкольного образовательного учреждения индивидуально с каждым ребенком (в апреле).

Обследование мотивационной готовности детей к школьному обучению проводит учитель начальной школы в условиях дошкольного образовательного учреждения индивидуально с каждым ребенком (в мае).

Обследование волевой готовности детей к школе и зрительно - моторной координации проводят воспитатель подготовительной группы и старший воспитатель ДОУ поточно с группой детей (апрель - май).

Если в дошкольном образовательном учреждении работает педагог - психолог, то всю диагностическую программу проводят под его руководством в октябре и марте. По результатам осеннего обследования выявляют детей с недостаточно сформированной готовностью к обучению в школе и проводят с ними коррекционную - развивающую работу. Результаты весеннего обследования позволяют определить эффективность развивающей и коррекционной работы, проведенной в подготовительной группе, а также сформулировать совместно со школьным педагогом - психологом и учителем начальных классов рекомендации по организации и содержанию развивающей работы с детьми в школе.

Методика «Пиктограмма»

Цель: выявить уровень развития ассоциативного зрительно-словесного запоминания.

Материал: простой карандаш, бумага.

Инструкция. «Я тебе буду говорить слова, а ты к каждому из них сделаешь какой-нибудь рисунок, ко-торый потом напомнит тебе это слово. Постарайся сде-лать рисунок побыстрее, иначе мы не успеем, потому что слов у нас много. Не нужно чтобы рисунки были хорошими. Надо только, чтобы они напоминали тебе те слова, которые я буду говорить».

Примерный перечень слов: грузовик, умная кош-ка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.

Если же первый рисунок ребенок делает очень под-робным, то напомните ему: «Не надо делать настоя-щий рисунок, надо только чтобы он напомнил тебе слово».

После того как сделаны рисунки ко всем словам, бумага забирается. Вспомнить название слов по рисун-кам предлагают через несколько часов или на следую-щий день.

Оценка результатов:

В - ребенок правильно вспоминает все слова, лег-ко находит и изображает образцы-ассоциации ко всем словам.

С - затрудняется в подборе ассоциаций к абстрак-тным словам; вспоминает не все слова.

Н - затрудняется подобрать ассоциации в боль-шинстве случаев, и его образцы-изображения неадек-ватны и малопонятны. Вспоминает не все слова (мень-ше 8-9 слов).

Методика «Учебная деятельность»

Цель: выявление умений, служащих предпосыл-ками учебной деятельности (подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого).

Материал: тетрадь, состоящая из 4 страниц. На каждой странице изображены три ряда мелких геомет-рических фигур размером 2x2 мм.

Верхний ряд состоит из треугольников, средний - из кружков, нижний - из квадратов. Фигурки нижне-го ряда расположены строго под фигурками верхнего ряда, среднего - в промежутках между ними. Треу-гольников и квадратов по 17 в ряду, кружков - по 16.

В верхней части первой страницы расположена корот-кая полоска из этих фигур, на которой дан образец узо-ра (А). Первая страница вводная, она предназначена для того, чтобы дети познакомились с правилами и научи-лись рисовать узоры под диктовку взрослого.

А - образец узора;

Б - материал для выполнения вводного и основ-ных заданий (повторяется 4 раза).

Образцы правильного выполнения заданий:

В - вводная серия;

Г - первая серия;

Д - вторая серия;

Е - третья серия.

Инструкция. «Сейчас вы будете рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квад-ратов и кружочков. Вы будете соединять эти фигуры - и получится узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три прави-ла:

два треугольника, два квадрата или квадрат с тре-угольником можно соединять только через кружок;

линия узора должна идти только вперед;

каждое новое соединение нужно начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится
промежутков.

Посмотрите, как можно соединить треугольники и квадраты».

Внимание детей обращают на образец. Затем гово-рят: «Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квад-ратом».

Проверяют выполнение задания и в случае необ-ходимости исправляют ошибки и объясняют ребенку, в чем он ошибся; в процессе обучения дети производят четыре соединения.

После обучения детям предлагают: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны вни-мательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте о правилах. (Повторя-ют правила соединения фигур). Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фи-гурки». Диктуют последовательность соединения фи-гурок медленно, но не повторяя одно и то же дважды.

После первой серии следуют вторая и третья, ко-торые отличаются только характером узора.

Диктант для первой серии

«Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квад-ратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треу-гольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треуголь-ником, два треугольника, два треугольника, треуголь-ник с квадратом».

Диктант второй серии

«Соедините квадрат с треугольником, два треуголь-ника, треугольник с квадратом, два квадрата, ещё раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треуголь-ника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольни-ком, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником».

Диктант третьей серии

«Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квад-рата, квадрат с треугольником, треугольник с квадра-том, квадрат с треугольником, два треугольника, треу-гольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника». ,

Помощи во время выполнения задания детям не оказывают. После окончания работы тетради собира-ют.

Оценка результатов

Каждое правильное соединение оценивают в 2 бал-ла. (Правильным считается соединение, соответствую-щее диктанту.) Штрафные баллы - по одному - на-числяются:

1) за лишние соединения, не предусмотренные дик-тантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, то есть предваряющих диктант и следующих за ним);

2) за разрывы (пропуски зон соединения) между пра-вильными соединениями.

3) Все остальные виды ошибок не учитываются.

В - 71-72 балла;

С - 43-70 баллов;

Н - 42-0 баллов за всё задание

Методика «Копирование письменных букв»

Цель: выявление уровня зрительно-моторной ко-ординации.

Инструкция. Ребенку предлагают скопировать про-стое предложение из трех слов, написанное письмен-ными буквами русского языка (7-9 букв). Расстояние между словами образца примерно в полбуквы Ю (Он ел суп. Кот да мыши.)

Оценка результатов

Высокий уровень - четко скопирован обра-зец. Размер букв не превышает эталон более чем в два раза. Предложение разделено на три слова. Отклоне-ние записи от горизонтальной линии - не более 30 гра-дусов.

Средний уровень - можно четко разобрать хотя бы четыре буквы образца, и хотя бы одно слово в записи явно выделено.

Низкий уровень - нет разбивки на слова; каракули.

Рисуночные тесты были проведены с детьми подготовительной группы.

Итоги проведения рисуночных тестов:

п/п

Ф.И.

ребенка

Возраст

Методика

«Пиктограмма»

Методика

«Учебная

деятельность»

Методика

«Копирование

письменных

букв»

Методика

«Зеркало»

1

Миша К.

6 л 8 м

_

_

_

_

2

Настя С.

7 л 2 м

_

_

_

_

3

Ксюша П.

7 л

_

_

_

_

4

Кирилл П.

7 л 1 м

_

_

_

_

5

Максим Б.

7 л

_

_

_

_

Вывод: Проведенные тесты показывают, что дети готовы к освоению письма на разных уровнях. Некоторые тесты вызвали особые затруднения. Такие как «Учебная деятельность», так как ни один ребенок не справился на высоком уровне с заданием.

Доступным был тест «Пиктограмма», который вызвал интерес у детей. Итоги проведения тестов доказывают индивидуальность в обучении, так как дети по разному справлялись с заданием, при этом было разное время выполнения теста.

Наиболее высокие результаты продемонстрировали: Ксюша П. И Настя С. Эти дети с интересом выполняли задание, четко выполняли инструкцию, добивались качественного результата.

Наименьший результат продемонстрировали Миша К. и Максим Б., так как они допустили много ошибок в выполнении теста «Пиктограмма».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разнообразная самостоятельная практическая деятельность не только оказывает ценное общеразвивающее воздействие на личность старшего дошкольника, но и заключает в себе большие возможности для подготовки к овладению письмом в школе. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонко-координированных графических движений. Техника письма тре-бует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, пра-вильной координации движений тела, зрительной сосредоточен-ности и способности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.

Овладение письмом - длительный, трудоемкий процесс. Зна-чительное число шести- и семилетних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Ученые отмеча-ют, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координации, зрительного восприятия, слабость волевых устрем-лений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе.

Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности раз-вить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практиче-ского опыта и прежде всего ручной умелости, без которой не-возможно быстро и успешно освоить навык письма. Воспита-тель должен своевременно разъяснить родителям будущих школьников важность именно подготовки детей к письму, а не его непосредственному обучению, что, к сожалению, имеет ме-сто в ряде семей и чаще всего приводит к формированию не-правильной техники письма.

Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

развитие ручной умелости (выполнение разнообразных прак-тических дел, создание поделок с помощью различных инстру-ментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);

развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.);

развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью гра-фических упражнений).

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя детского сада - 2-е изд., перераб. и допол. - М., 1986.

2. Буре Р.С. Готовим детей к школе: Книга для воспитателя детского сада. - М., 1987.

3. Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В. и Марковой Т.А. - М., 1976.

4. Дзюба В.Д., Грачева Н.М., Бабичене Д.К. и др. Мастера дошкольного воспитания: Из опыта работы детских садов, отмечен медалями ВДНХ - М., 1989.

5. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1969.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, - М., 2000.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990.

Комарова Т.С. «Формирование графических навыков у дошкольников». - М., 1970.

Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов пед.институтов, 2-е изд., перераб. и допол. - М., 1985.

10. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Нар. искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. - М., 1969.

11. Маркова Е. - воспитатель яслей - сада № 64. Помогите детям увидеть мир многоцветным! Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработка правильного нажима. II Дошкольное воспитание - № 12. 1996.

12. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.

13. Педагогический поиск I Сост. Баженова И.Н. - М., 1989.

14. Подготовка детей к школе в детском саду. / Под ред. Сохина Ф.А., Тарунтаевой Т.В. - М., 1978.

15. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста - М., 1994.

16. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей. - М. 1982.

17. Тонкова Р.В - Ямпольская, Черток Т.Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста: (От рождения до 7 лет). - М., 1987.

18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1996.

19. Художественное воспитание в детском саду: Из опыта работы детских садов Ленинграда. / Ред. Данилова Е.А.. - М., 1959.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.