Рефераты. Занятия рисованием как средство подготовки детей к обучению в школе

Важное значение в осуществлении подготовки к школе имеет выработка психологической готовности к учению. Это воспитание желания учиться, стремление узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педаго-га. Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения регулировать свое поведение, заключающееся в умении управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, отказать-ся от того, что хочется делать (играть, гулять), и заставлять себя заниматься, готовить домашнее задание. Все эти качества, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности при условии правильной ее организации и руководства ею со стороны педагога.

3. Специальная подготовка детей к школе в области рисования

На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисова-ния дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства в школе.

Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умение слушать и выполнять ука-зания педагога, понимать поставленную задачу. Чтобы нарисовать, создать изображение, ребенок должен применить определенные способы, необходи-мые для решения данной изобразительной задачи. Приобретенное на занятиях по изобразительной деятельности, умение контролировать свою работу помо-жет ребенку и при выполнении заданий в школе.

Важна так же выработка психологической готовности ребенка к школе: желание учиться, стремление узнавать новое, овладевать умениями целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выпол-нять указания педагога.

Необходимыми в школьном обучении являются активность и самостоятельность. Большие возможности для формирования этих качеств имеются на занятиях по рисованию в свободное от занятий время, когда дети рисуют, конструируют по своему выбору.

Рисование в детском саду позволяет осуществить и специальную подготовку детей к школе, к урокам изобразительного искусства: программа шко-лы включает все те виды рисования, которые проводятся в детском саду. А на уроках труда дети лепят, конструируют, делают аппликации.

Таким образом в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания, важна она и для подготовки к школе.

В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнооб-разные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети ста-новятся самостоятельными, способными проявлять творчество, создать инте-ресное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществлялось их эстетическое воспитание, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорции.

4. Роль рисования в овладении письмом

Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. В обоих случаях эта графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (Карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным. Сбоку большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец, пальцы сжаты без напряжения). Развитие мышц у детей происходит неравномерно. В начале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее - мышцы кисти рук. Поэтому до шести лет детям дается тонкая работа пальцами, а в 6-7 лет ребенок уже может успешно заниматься такой деятельностью. В этом возрасте возможно постепенное обучение письму. Однако упражнения в письме не должны быть длительными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук. В письме необходимо овладеть написанием элементом букв с учетом каллиграфии, то есть правильного их расположения на линейках и клеточках пропорционального соотношения соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.

При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача - использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов. Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Например на занятиях рисованием в подготовительной группе дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.

Новым является освоение движений, быстро изменяющих направления на противоположное. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель - восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм.

Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти пуки, управляющих действиями карандашом и кистью.

В подготовительной группе продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш. В подготовительной группе требования к передаче пропорций предметов и их частей усложняются: дети должны передавать предметы разной формы и величины с большой точностью. В связи с этим продолжается совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков и форм по пропорциям. Овладение этим комплексом умений невозможно без хорошего владения движениями рук, подготовленного формированием технических навыков в предшествующих группах и требует развитие глазомера мыслительных процессов, таких, как анализ и синтез, сравнение, конкретизация. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно двигательной координации, произвольного внимания; аналитического восприятия, зрительной памяти. Подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

5. Развитие графических навыков письма дошкольников

Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учится выполнять задание в ограниченном пространстве - клетке; сравнивает объекты по величине и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направле-ниях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; рису-ет по клеткам; раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета.

В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зритель-ная память, аналитическое восприятие, речь.

У каждого листа две стороны - страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты - клетки. Закреплять знания о теплых и холодных цветах, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.

Воспитатель чертит радугу, дети закрашивают ее по порядку в цвета: красный, оранжевый, желтый - это теплые цвета, как солнышко; зеленый, голубой, синий - это холодные цвета. В дальнейшем при раскрашивании фигур дети самостоятельно подбирают теплые или холодные цвета.

Развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо и т.д.); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Это могут быть наклонные прямые линии с различными интервалами и комбинации из них, треугольники разной формы и штриховка их прямыми наклонными линиями, закрашивание их в теплые или холодные цвета по указанию воспитателя.

Дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево» и «право», «лист», «страница» и «строка», не укладывается в общий темп работы.

Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию, в котором овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).

Основными свойствами движения необходимыми для овладения письмом, пишет С.Л. Рубинштейн, является:

1. скорость (быстрота прохождения траектории);

2. сила;

3. темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями);

4. ритм (временной, пространственный, силовой);

5. координированность;

6. точность и меткость;

7. размах;

8. пластичность и ловкость.

В отношении детей старших возрастов неоднократно указывается на необходимость развития смелости движений, быстрого темпа и энергичного нажима, а также ритмичности движений, питательности штриховки, что в дальнейшем поможет освоению навыков письма.

Глава II. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ

В ШКОЛЕ

1. Разнообразие тестов и диагностик по проверке готовности

детей к обучению в школе

Известно, каким трудным оказывается для многих детей переход к школьному обучению. Даже хороню подготовленные дети в первое время испытывают трудности. Что же касается недостаточно подготовленных, то их адаптация растягивается на долгие месяцы, порой на весь год. Длительные неудачи в учении, как правило, переходят в неуспеваемость. Возникает отрицательное отношение к учебе, к учителю, к школе вообще. Заблаговременное выявление особенностей подготовленности детей к школьному обучению позволяет дать родителям рекомендации, как лучше подготовить ребенка к поступлению в школу, определить особенности обучения, подход к ребенку.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.