Рефераты. Занятия рисованием как средство подготовки детей к обучению в школе

Занятия рисованием как средство подготовки детей к обучению в школе

32

32

34

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПОНЯТИЕ «ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

1. Значение готовности детей к обучению в школе

2. Содержание подготовки детей к школе

3. Специальная подготовка детей к школе в области рисования

4. Роль рисования в овладении письмом

5. Развитие графических навыков письма дошкольников

Глава II. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ

В ШКОЛЕ

1. Разнообразие тестов и диагностик по проверке готовности детей к обучению в школе

2. Рисование как вид изобразительного творчества дошкольников

3. Проведение рисуночных тестов по выявлению уровня готовности детей к обучению в школе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В системе народного образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность - основное условий существования системы народного образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.

Программы детского сада по изобразительной деятельности и школы по изобразительному искусству предусматривают воспитание у детей эстетического отношения к действительности и к произведениям искусства, развитие воображения и творческих способностей, овладение изобразительными умениями и навыками.

На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

Изобразительная деятельность формируется по мере становления жизни ребенка и таким образом может служить показателем психического развития.

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсо-моторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает овладеть формами, координировать перцептивные и моторные акты.

Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия.

В процессе рисования координируются конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование представляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов во мнении, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети как правило рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Л.С.Выготский даже назвал детское рисование графической речью.

Будучи напрямую связанными с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисованием не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Но особо следует подчеркнуть значение изобразительной деятельности для эстетического воспитания.

Занятия изобразительной деятельностью - один из видов путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), потребности отразить увиденное в рисунке. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

Занятия рисованием создают почву для творческого проявления и в этих и в других деятельностях. Разумеется изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания, и осуществление полноценного эстетического воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека и совершенствовании всех средств эстетического воспитания.

Основной проблемой работы является применение диагностики готовности детей к школе.

Гипотеза: проведение работы в форме рисуночных тестов позволяют установить уровень готовности детей к усвоению письма.

Задачи исследования:

1) Изучить методическую и специальную литературу по вопросам проведения диагностической работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к школе.

2) Подобрать рисуночные тесты, диагностирующие готовность ребенка к освоению письма.

3) Провести диагностику в форме рисуночных тестов по выявлению уровня готовности ребенка к овладению письмом.

Объект исследования:

дети 6 - 7 лет, их продуктивный вид деятельности - рисования

Предмет исследования:

работы детей, выполненные после проведения рисуночных тестов.

Глава I. ПОНЯТИЕ «ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ

В ШКОЛЕ»

1. Значение готовности детей к обучению в школе

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык.

Физическая готовность это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные (рост, вес), хороший уровень развития двигательной сферы, выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом, наличие устойчивой умственной работоспособности, достаточное развитие культурно гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.

Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, наличие сильных и устойчивых мотивов учения. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.

Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умение контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут войти ребенку в новый, школьный коллектив, активно включиться в общественную работу октябрят и пионеров: отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь, организаторские умения.

Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Наряду с игрой в развитии детей седьмого года жизни, выработке у них психологических качеств, необходимых для перехода к школьному обучению, значительную роль играют продуктивный вид деятельности - рисование. Л. А. Венгера дают также основания считать, что рисование является тем видом деятельности дошкольников.

2. Содержание подготовки детей к школе

Рассматривая роль изобразительной деятельности в решении задач всестороннего развития ребенка- дошкольника, особенно важно определять воз-можность занятий рисованием в подготовке детей в детском саду к школе. Такая продуктивная деятельность, как рисование, имеет неоценимое значение для всесторонней подготовки к школе. Эта подготовка включает формирова-ние психологической готовности, состоящей из компонентов учебной дея-тельности психологической направленности на учение, осуществление пра-вильной деятельности и умение заниматься, а так же специальную (предмет-ную) подготовку. Для готовности к школьному обучению большое значение имеет формирование элементов учебной деятельности. Умение ребенка проанализировать способы действия - важный компонент учебной деятельности, без которого не может успешно осуществляться изобразительная деятель-ность. Организуя свои действия для создания изображения, ребенок должен контролировать их, сопоставлять их с имеющимся представлением о том, как эти действия нужно использовать, в случае необходимости исправлять их, добиваясь применения разнообразных, эффективных, соответствующих изобразительной задаче способов изображения. Исследование Т. Н. Розгоновой показало, что на занятиях в процессе обучения рисованию у детей старшего дошкольного возраста можно постепенно сформировать действия контроля 3-х видов: контроля по результату, контроля за способом действия и предпосылок предвосхищающего контроля.

В начале детям показывают, как осуществить действия контроля, а за-тем обращают их внимание на необходимость контролировать изображения. Это подводит детей к самостоятельному использованию действия контроля. Обучение этим действиям осуществляется с использованием игровых прие-мов, в образно-эмоциальной форме и поэтому не противоречит образно-творческому характеру изобразительной деятельности, наоборот, применение их способствует совершенствованию создаваемых изображений, углублению их образно выразительного решения, и повышению качества изображения, в целом, что вызывает у детей чувство удовлетворенности, повышает интерес к деятельности, стремление выполнить ее как можно лучше, освоив и применив для этого изобразительные средства. Вместе с тем улучшается подготовка к школе. Дети приобретают необходимые для обучения в школе умения; формируется потребность контролировать себя при любой работе. Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все у условия, является оценка результата. Дети учатся применять действия оценки и в процессе создания изображения, и при его завершении, составляя получившиеся формы с имеющимися представлениями или натурой. У них формируется умение оценивать результат с точки зрения уровня и качества выполнения поставленной изобразительной задачи.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.