Рефераты. Взаимосвязь развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста

П.И. Зинченко описывает три фазы процесса произвольного запоминания: от познавательной ориентировки в общем содержании материала к развернутой и детальной мнемической ориентировке, а затем к свернутой, сокращенной мнемической ориентировке Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961..

Память младшего школьника, характеризующаяся непроизвольностью, развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности.

Память приобретает ярко выраженный познавательный характер Обухова Л.Ф. Детская возрастнвя психология. Учебник. -М., Российское педагогическое агентство. 1996. -С.281.. Младший школьник часто запоминает не то, что является более существенным с точки поставленной перед ними учебной задачи, а то, что ярко, необычно, ново, что производит наибольшее эмоциональное впечатление Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. - С. 281.. Ребенок в начале обучения еще не умеет сознательно поставить цель заучивания и в соответствии с ней организовать запоминание. Здесь еще проявляются те особенности памяти, которые специфичны для детей дошкольного возраста. Но школьная жизнь такова, что с первых же дней требует от ребенка произвольного запоминания материала: это и режим дня, и домашние задания, и правило, пройденное на уроке. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем ребенок непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности.

Изменения в развитии памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой (а в дошкольном возрасте он либо вообще не выделял ее, либо выделял с трудом). Уже в первом классе у детей вырабатывается и различение самих мнемических задач: что-то нужно запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п.

Во-вторых, в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Продуктивная и произвольная память зависит от понимания ребенком характера мнемической задачи и от уровня овладения приемами запоминания и воспроизведения. Первоначально школьники пользуются самыми простыми способами - длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Самоконтроль за результатами запоминания осуществляется на уровне узнавания: первоклассник, например, смотрит в текст и полагает, что заучил его, поскольку испытывает чувство знакомости.

Механическое заучивание учебных текстов в младших классах приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему Кулагина Ю.В. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1996. - С. 130.. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемических приемов, то есть рациональных способов запоминания.

Лишь немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания, большинству требуется специальное обучение, главное направление которого - формирование осмысленного запоминания. Оно предполагает расчленение материала на смысловые единицы, смысловую группировку, смысловое сопоставление и т.п., а также использование внешних средств запоминания. Другое направление в развитии памяти детей связано с формированием приемов воспроизведения, распределенного во времени, приемов самоконтроля и т.п. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными.

Можно отметить также, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже - словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее - абстрактные понятия.

В целом и произвольная и непроизвольная память претерпевают существенные качественные изменения, и к третьему классу память становится более продуктивной. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие произвольной памяти. Школьник вынужден запоминать и воспроизводить то, что дает школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти ребенка. В процессе обучения школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала и постепенно овладевает осмысленным запоминанием.

Выводы

1. Л.С. Выготский считал, что центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления. С этим тесно связана и идея интеллектуализации всех остальных функций, т.е. изменения их в зависимости от того, что мышление приводит на определенной ступени к осмысливанию этих функций, что ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности.

2. Мышление ребенка, по мнению Л.С. Выготского, развивается от социализированной формы через эгоцентрическую речь (для общения с другими) к внутренней речи. При этом речь становится средством высшей формы мышления. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов

3. Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, и ее овладение идет на уроках родного языка по линии звуко-ритмической, интонационной стороны речи; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов.

4. Память младшего школьника, характеризующаяся непроизвольностью, развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Изменения в развитии памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу

5. Интеллектуальная работа в младшем школьном возрасте является в то же время мнемической деятельностью, мышление, речь и смысловая память оказываются неразрывно связанными.

3. Экспериментальное исследование взаимосвязи развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста

3.1 Цели, задачи, гипотеза и методы исследования

Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи уровня развития мышления с уровнями развития памяти и речи у младших школьников.

Нами была сформулирована гипотеза исследования: высокий уровень развития памяти и речи детей младшего школьного возраста определяет развитие понятийно-логического мышления.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи:

1. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования.

2. Исследовать особенности развития мышления, памяти и речи младших школьников.

3. Разработать и апробировать программу развития мышления, памяти и речи детей младшего школьного возраста.

Всего в эксперименте приняло участие 40 детей в возрасте от 8 до 9 лет. Исследование проводилось базе на вторых классов средней школы. Время проведения исследования с 1 декабря 2008 г. по 1 апреля 2009 г. Количественный состав экспериментальной группы - 20 младших школьников (10 мальчиков и 10 девочек), средний возраст которых составил 8,5 лет. Состав контрольной группы - 20 человек, средний возраст которых составил 8,6 лет, среди испытуемых 10 мальчиков и 10 девочек.

Экспериментальное исследование состояло их трех этапов: диагностики уровней развития мышления, памяти и речи младших школьников, проведение формирующей работы в экспериментальной группе по развитию памяти и речи испытуемых; проведение контрольной диагностики уровней развития мышления, памяти и речи младших школьников в контрольной и экспериментальной группе.

Для определения уровня развития мышления применялись методики:

1. Методика «Исключение слов» - для определения уровня развития понятийно-логического мышления Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996. - С. 75-77.;

2. Методика «Закономерности числового ряда» - для определения уровня развития логического мышления» Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для I класса. - К.: РОВО «Укрвузполиграф», 1992. - С. 29-30.;

3. Методика «Количественные отношения» - для диагностики уровня развития для оценки понятийно-образного мышленияШапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: издательство «Феникс, 2002.;

4. Методика «Умозаключения по аналогии», направленная на выявление уровня развития понятийно-речевого мышления Детская психодиагностика и профориентация / Ред. сост. Л.Д. Столяренко. Серия Учебники, учебные пособия -Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - С. 168-169..

Для определения уровня развития памяти применялись следующие методики:

1. Методика «Память на числа» - для оценки кратковременной зрительной памяти Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. -М., МИПКРО, 1995. - С. 287.;

2. Методика «Оперативная память» - для оценки оперативной памяти (объема, устойчивости, продуктивности)Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: издательство «Феникс, 2002. -С. 287-288.;

3. Методика «Память на образы» - для изучения образной памяти Там же;

Для определения уровня развития речи применялись следующие методики:

1. Методика «Определение понятий» - для определения уровня владения речью при выражении мысли Немов Р.С. Психология: Учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - С. 240-241.;

2. Методика «Выяснение пассивного словарного запаса» - для определения уровня развития пассивного словарного запаса Там же. - С. 241-242.;

3. Методика «Выяснение активного словарного запаса» - для определения уровня развития речи Там же. - С. 242-245..

Для определения уровня развития понятийно-логического мышления применялась методика «Исключение слов», позволяющая оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии по 4 слова. Обследуемым предлагается бланк, в котором необходимо зачеркнуть слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения протокола. Для удобства математической обработки все показатели переводились в 100_бальную систему. Очень низкий уровень способности к классификации и анализу предполагался при показателе 20 и менее баллов, низкий - от 21 до 40, средний - от 41 до 60, хороший - от 61 до 80, высокий - от 81 и более баллов.

Для определения уровня развития логического мышления» применялась методика «Закономерности числового ряда». Детям предъявлялись письменно ряды чисел. Испытуемым необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Все показатели также переводились в 100-бальную систему. Очень низкий уровень развития логического мышления предполагался при показателе 20 и менее баллов, низкий - от 40 баллов, средний - 60 баллов; хороший - 80 баллов, высокий - от 100 и более баллов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.